Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области
за 2017 год
Утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области
(решение коллегии от 30 марта 2018 года № 10)
1.
Общие
сведения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской
области за 2017 год подготовлен на основании требований статей 15, 24 закона
области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской
области» (далее – КСП области, Палата) в соответствии с порядком подготовки
годового отчета и ежеквартальных информаций, утвержденным решением коллегии КСП
области от 10.03.2015 № 2 (в редакции решений коллегии КСП области от
06.05.2016 № 20, от 29.09.2017 № 33). В соответствии с Уставом
Вологодской области, законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской
области» КСП области является постоянно действующим органом внешнего
государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Вологодской
области и подотчетным ему. Деятельность Палаты основывается на принципах законности,
объективности, эффективности, независимости и гласности. В феврале 2017 года
исполнилось 20 лет со дня образования Палаты.
Внешний государственный финансовый контроль осуществлялся КСП области в
форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводилась работа по
обеспечению деятельности и взаимодействия КСП области с органами
законодательной (представительной), исполнительной, судебной государственной
власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления
области.
Контрольная и
экспертно-аналитическая деятельность в отчетном периоде строилась в
соответствии с задачами и полномочиями, установленными федеральным и
региональным законодательством. Законодательным Собранием области инициированы
95,8% контрольных мероприятий отчетного года. План работы на 2017 год,
утвержденный решением коллегии от 29.12.2016 № 60 с последующими
изменениями, выполнен в полном объеме.
Учитывая
современные требования, предъявляемые к внешнему финансовому контролю, в ходе
своей деятельности Палата ориентировалась не только на оценку законности, но и
на анализ эффективности использования бюджетных средств и государственного
имущества.
В отчетном
периоде проведено 42 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.
Выявлено 525 финансовых нарушений на сумму
7303,8 млн. рублей и 32 недостатка на сумму 216,0 млн. рублей.
По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
предложено устранить нарушения и недостатки на общую сумму 6014,3 млн. рублей. По
состоянию на 30.03.2018 устранено нарушений и недостатков на сумму 4411,5 млн. рублей (73,4%). Неустраненный
суммовой объем нарушений в основном объясняется недостаточностью в областном
бюджете средств на финансовое обеспечение Программы государственных гарантий
бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской
области на 2019 и 2020 годы, которая составила 1588,1 млн. рублей. Дефицит
указанной программы на 2018 год ликвидирован при внесении изменений в областной
бюджет в марте текущего года.
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных
КСП области и недопущения их в дальнейшем, приняты
9 законов области и 4 нормативных правовых и иных актов органов государственной
власти области, подготовлены 2 проекта
закона области, 5 проектов нормативных правовых и иных актов органов
государственной власти области и 1 проект решения органа местного
самоуправления.
Итоги контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены и утверждены на заседаниях
коллегии КСП области. В заседаниях коллегии принимали участие депутаты
Законодательного Собрания области, члены Правительства области, руководители
органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления,
учреждений и организаций, Территориального фонда обязательного медицинского
страхования области, а также представители прокуратуры Вологодской области, следственного управления Следственного комитета
Российской Федерации по Вологодской области, аппарата Законодательного Собрания
области и Департамента финансов области. В 2017
году проведено 16 заседаний коллегии Палаты, на которых принято 65 решений.
КСП области осуществляла свою
деятельность в сотрудничестве с депутатами, постоянными комитетами
Законодательного Собрания области, принимая участие в совещаниях, заседаниях
постоянных комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных
мероприятий, заключений на проекты законов области и по другим вопросам,
связанным с исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования области.
В соответствии с действующим законодательством отчеты
и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области.
2.
Результаты
контрольных мероприятий В ходе контрольных мероприятий Палата осуществляла
контроль за законностью, результативностью использования средств областного
бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения
имуществом, находящимся в государственной собственности.
В отчетном периоде продолжалась деятельность,
направленная на содействие органам власти в устранении пробелов в
законодательстве и профилактике нарушений, нивелирование условий и процедур,
исключающих различные варианты злоупотреблений.
В соответствии с планом работы
КСП области за отчетный год проведено и завершено 22 контрольных мероприятия, в ходе которых
проверены 77 объектов с объемом бюджетных средств и стоимости имущества
государственной собственности в сумме 20040,3 млн. рублей. При проведении контрольных мероприятий
осуществлено 59 контрольных
обмеров (обследований), связанных с производством строительных (ремонтных)
работ и использованием имущества.
Проведенными проверками выявлено 495
нарушений законодательства с использованием бюджетных средств и имущества (на 15,7% больше, чем в
2016 году), на
общую сумму 1349,5 млн. рублей, или 6,7% от проверенного объема, которые
классифицированы по видам:
-
при формировании и исполнении бюджетов – 200 на сумму 1059,5 млн. рублей;
-
при осуществлении государственных (муниципальных) закупок – 67 на сумму 187,5
млн. рублей;
-
в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной)
собственностью – 110 на сумму 99,4 млн. рублей;
-
при ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении отчетности – 118
на сумму 3,1 млн. рублей.
В структуре выявленных в 2017 году нарушений (к общей
сумме нарушений) наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и
исполнении бюджетов – 78,5%, при осуществлении
государственных (муниципальных) закупок – 13,9%, в сфере управления и
распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 7,4%. Суммовая
структура нарушений в 2017 году в сравнении с предыдущим годом практически не
изменилась.
Количественная структура нарушений отчетного года по
сравнению с предыдущим годом претерпела изменения: в общем количестве нарушений
2017 года преобладающий удельный вес заняли нарушения при формировании и
исполнении бюджетов – 40,4%, второе место – нарушения при ведении
бухгалтерского учета, составлении и предоставлении отчетности – 23,9%, третье
место – нарушения в сфере управления и распоряжения государственной
(муниципальной) собственностью – 22,2%. В 2016 году наибольшее количество
нарушений было связано с осуществлением государственных (муниципальных)
закупок. Кроме того, в ходе контрольных
мероприятий выявлено 9 недостатков на общую сумму 215,6 млн. рублей, все они
связаны с несоответствием принципу результативности и эффективности использования
бюджетных средств.
В работе исполнительных органов государственной власти
и государственных организаций КСП области установлены нарушения бюджетного и
гражданского законодательства, а также выявлены недостатки, касающиеся
нормативного регулирования деятельности и использования бюджетных средств на
выполнение закрепленных полномочий и целей деятельности.
Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на
заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области,
Правительства области и органов местного самоуправления. Руководителями органов
исполнительной государственной власти области, учреждений, организаций
принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности
расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.
Руководителям проверенных организаций направлено 58
представлений, в которых содержится 250 предложений по устранению выявленных
недостатков и нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, а
также по восстановлению (взысканию) средств в областной бюджет.
Из общего количества предложений по состоянию на 30.03.2018
выполнены (приняты к исполнению) 218, или 87,2%.
Невыполненные и выполненные не в полном
объеме предложения по результатам проведенных контрольных мероприятий остаются на контроле в КСП области.
В отчетном периоде к 5 должностным лицам
проверенных организаций применены меры дисциплинарного и материального
характера.
КСП области возбуждено
3 дела об административных правонарушениях:
Все дела об административных
правонарушениях рассмотрены. По результатам рассмотрения уполномоченными
органами наложено 2 административных штрафа на общую сумму 30,0 тыс. рублей; производство
по 1 делу прекращено ввиду малозначительности с одновременным объявлением
устного замечания должностному лицу проверяемого объекта.
По итогам одного
контрольного мероприятия в Департамент финансов области направлено уведомление
о применении бюджетных мер принуждения к казенному учреждению области.
В рамках соглашений,
заключенных КСП области с правоохранительными органами, проводилась постоянная работа по выявлению и
пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.
В 2017 году на основании решений коллегии КСП области все
материалы контрольных мероприятий направлены в прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений. Кроме того, на основании соответствующих запросов
материалы 10 контрольных мероприятий направлены в правоохранительные органы (Управление
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Вологодской области, структурные
подразделения Следственного управления Следственного комитета Российской
Федерации по Вологодской области, Управления Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Вологодской области и прокуратуры Вологодской области).
В течение всего отчетного года
материалы проверок Палаты направлялись прокуратурой области в
структурные подразделения прокуратуры в муниципальных образованиях области, а
также в УМВД России по Вологодской области.
Согласно информации, представленной прокуратурой
Вологодской области, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не
имеется по 9 контрольным мероприятиям в
связи с принятыми мерами КСП области, по материалам
10 контрольных мероприятий приняты различные меры прокурорского
реагирования, из них:
- по информации об итогах 9
контрольных мероприятий в отношении 12 должностных лиц (глав муниципальных
образований, руководителей юридических лиц, а также индивидуального
предпринимателя) внесены представления об
устранении нарушений законодательства;
- по материалам 2 тематических проверок органами
прокуратуры направлены исковые заявления в суд. Материалы 3 контрольных мероприятий направлены
прокуратурой области в структурные подразделения прокуратуры в муниципальных
образованиях области, а также в УМВД России по Вологодской области, информация
об их рассмотрении по состоянию на 30.03.2018 в Палату не поступила.
Проверки 2017 года охватывали различные сферы
деятельности. Два контрольных мероприятия были проведены совместно с
контрольно-счетными органами муниципальных образований. Одним из них стала проверка
формирования неналоговых доходов муниципальных образований области, влияющих на
предоставление дотаций местным бюджетам из областного бюджета. Проверкой охвачены
6 муниципальных образований области (Вологодский, Грязовецкий, Череповецкий и
Усть-Кубинский муниципальные районы, Устьянское сельское поселение
Усть-Кубинского муниципального района и город Вологда).
Контрольное мероприятие показало на недостатки в
осуществлении полномочий администраторами доходов: по окончании сроков аренды
контрагенты продолжали пользоваться объектами имущества; признание безнадежной
к взысканию и списание с учета задолженности по аренде земельных участков
производилось без принятия достаточных мер к должникам; земельные участки,
находящиеся в муниципальной собственности, использовались для ведения
незаконной предпринимательской деятельности; при предоставлении земельных
участков в аренду инвалидам не учитывалась их нуждаемость в улучшении жилищных
условий.
Оценка потенциальных доходов местных бюджетов составила
порядка 400 млн. рублей и потерь бюджетов – более 120 млн. рублей.
В итоге совместной работы получен положительный опыт
проведения контрольных мероприятий, результаты которых представляют взаимный интерес,
как для органов государственной власти, так и для органов местного
самоуправления.
В сфере управления и распоряжения имуществом в
отчетном году Палатой проведены 4 контрольных мероприятия, наиболее
результативными из них стали проверки обеспечения
учета, сохранности и эффективности использования государственного имущества
области, находящегося в оперативном управлении учреждений сферы ветеринарии, а
также сферы гражданской защиты и социальной безопасности области. В ходе
указанных проверок установлены 178 фактов нарушений законодательства (36% от
общего количества нарушений Палаты за год) на сумму 197,5 млн. рублей, самыми
характерными из них являются:
- неиспользование объектов имущества для решения
уставных задач, в том числе в связи с их неисправностью либо отсутствием
необходимости в использовании;
- нарушения при передаче имущества в аренду или
безвозмездное пользование;
- отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество
(зданий и земельных участков): права собственности области, права постоянного
(бессрочного) пользования и права оперативного управления учреждений;
- нарушения договоров о порядке
использования имущества в части обеспечения содержания имущества в надлежащем
техническом состоянии;
- нарушения
при проведении инвентаризации имущества.
Ежегодно
Палата уделяет большое внимание проверкам социальной сферы. В прошедшем году контролем охвачены органы исполнительной власти
области, государственные медицинские учреждения, образовательные
учреждения, учреждения социального
обслуживания населения.
Проверкой целевого и эффективного использования средств
областного бюджета, направленных на оказание государственной социальной помощи
в соответствии с законом области «О государственной социальной помощи в
Вологодской области» установлены факты:
– непредставления или
представления с нарушением срока документов, подтверждающих расходы на оказание
единовременной материальной помощи;
– предоставления единовременной
материальной помощи лицам, представившим неполный пакет документов, а также
недостоверные сведения в части размера полученных доходов и подтверждения
понесенных расходов;
– непринятия мер по возврату
необоснованно полученной государственной социальной помощи.
В ходе контрольных мероприятий в сфере здравоохранения
выявлены нарушения в расходовании средств на финансовое обеспечение отрасли, в
выполнении отдельных государственных полномочий по обеспечению доступности
получения медицинской помощи.
Проверками установлено, что уровень медицинского
обслуживания населения не обеспечивал равную доступность получения медицинской
помощи в сельской местности и в городах.
Дефицит финансового обеспечения Территориальной
программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на территории Вологодской области привел к недофинансированию объемов
медицинской помощи, частичному замещению бесплатной медицинской помощи платными
медицинскими услугами, приобретению лекарств пациентами стационаров за счет
собственных средств. При проверке обеспечения лечебным питанием выявлено
несоблюдение норм расхода продуктов питания для больных, находящихся на
стационарном лечении, в сравнении с утвержденными натуральными нормами.
При проверках использования бюджетных средств,
направляемых на строительство объектов социальной сферы, выявлены нарушения, в
основном связанные с завышением стоимости принятых и оплаченных объемов работ.
Так, при проверке использования средств в рамках государственной программы
«Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование
комфортной среды проживания на 2014-2020 годы» установлено завышение объемов
работ при строительстве здания детского сада на 80 мест в селе имени Бабушкина Бабушкинского
муниципального района на 1770,1 тыс. рублей, а также при строительстве средней
общеобразовательной школы в селе Никольский Торжок Кирилловского муниципального
района – на 1686,4 тыс. рублей.
3.
Результаты
экспертно-аналитических мероприятий
Экспертно-аналитическое направление деятельности реализовано
КСП области в соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона
области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» путем проведения
экспертизы проектов нормативных правовых актов области, государственных
программ, анализа отчетных и иных данных.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий,
проведенных в 2017 году, подготовлено 20 заключений (2016 год - 21), в том
числе: 8 – на проекты законов об областном
бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования
области, 8 – на отчеты об их исполнении, 2 –
по анализу государственных программ и 2 – по тематическим экспертно-аналитическим
мероприятиям. По результатам экспертно-аналитических
мероприятий установлено 30 нарушений нормативных правовых актов на общую сумму 5954,2 млн. рублей, в том числе:
- при формировании и исполнении бюджетов – 19 (63,3%
от общего количества) на сумму 2982,4 млн. рублей (50,1% от итогового объема);
- при ведении бухгалтерского учета, составлении и
предоставлении отчетности – 11 (36,7% от общего количества) на сумму 2971,8
млн. рублей (49,9% от итогового объема).
Количественная структура нарушений в 2017 году в
сравнении с предыдущим годом изменилась и содержит 2 типа нарушений, которые связаны
с бюджетированием и ведением учета. Кроме того, выявлено 23 недостатка на общую сумму 0,4
млн. рублей, которые в основном установлены в ходе экспертизы проекта бюджета
на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, а также при проведении внешней
проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2016
год.
По итогам экспертно-аналитических
мероприятий за 2017 год выработано 49 предложений об устранении выявленных
нарушений и недостатков, из которых по состоянию на 30.03.2018 принято к исполнению
43, или 87,8%. Выполнение предложений, разработанных по результатам экспертно-аналитических
мероприятий, находится на контроле в КСП области.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ органы внешнего
государственного финансового контроля наделены исключительными полномочиями по
проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.
В отчетном периоде
внешняя проверка проведена в отношении 34 главных администраторов бюджетных
средств, подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении областного
бюджета за 2016 год. В ходе данного мероприятия выявлено 36 фактов нарушений и недостатков на общую сумму 3008,4 млн.
рублей, в том числе 2 факта недостоверности
отчетности на 2971,8 млн. рублей. Департаментом имущественных отношений
области допущено искажение номинальной стоимости акций, находящихся в
собственности области и стоимости имущества, полученного в пользование, в справке о наличии имущества и
обязательств на забалансовых счетах в составе баланса. В период
проведения внешней проверки устранены 11 фактов нарушений и недостатков на
сумму 3007,2 млн. рублей, или 99,96% (в суммовом выражении), в том числе
внесены изменения в бюджетную отчетность Департамента имущественных отношений
области и отчетность об исполнении бюджета.
В целом по результатам внешней проверки Палатой сформирован
вывод о соответствии объемов исполненных доходов, расходов и профицита бюджета
показателям отчета и требованиям законодательства.
Председатель Палаты И.В. Карнакова выступила с докладами на публичных
слушаниях и заседании 12 сессии Законодательного Собрания области по отчету об
исполнении областного бюджета за 2016 год.
В заключении
отмечено, что бюджет должен формироваться на основе приоритетных направлений
расходования средств, которые были бы понятны гражданам. В сочетании с
увеличением собственных доходов снижение объема долговых обязательств области
положительно повлияло на исполнение бюджета 2016 года. В текущем и последующем
годах следует осуществлять не менее взвешенную бюджетную и долговую политику с целью решения задачи по снижению
объема государственного долга до экономически безопасного уровня.
В соответствии с
требованиями статьи 36 закона Вологодской области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О
бюджетном процессе в Вологодской области» проведена проверка отчета об
исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Вологодской области за 2016 год.
Анализ объемных
показателей медицинской помощи, оказанной гражданам по Территориальной
программе обязательного медицинского страхования за 2016 год, показал, что
медицинскими организациями области не выполнены утвержденные объемы
амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой в связи с заболеваниями, а
также в неотложной форме. Вместе с тем, перевыполнены утвержденные объемы
амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой с профилактической и иной
целью.
Исполнение
бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области
за отчетный период соответствует законодательству и отвечает основным задачам
бюджетной и социальной политики в области здравоохранения.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ,
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области
проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов». В заключении, подготовленном КСП области, дана оценка и сделаны выводы о
результатах формирования бюджета по доходам, расходам и профициту, а также о
состоянии государственного долга Вологодской области.
Характерными особенностями законопроекта являлись:
Особое
внимание уделено обоснованности расчетов, представленных к проекту бюджета,
проведена сверка логических и арифметических взаимосвязей расчетов, в
результате зафиксировано неправильное применение коэффициента при расчете
налога на прибыль, что завышало его объем на 13,1 млн. рублей на очередной
финансовый год и на 3,7 млн. рублей, 11,2 млн. рублей - на годы планового
периода соответственно.
При анализе доходов с
использованием данных статистической налоговой отчетности исследовано, учтена
ли в расчетах прогнозных показателей доходов имеющаяся налоговая задолженность,
и выявлено, что в законопроекте на 2018-2020 годы она принята во внимание не
была по 3 налогам на общую сумму почти 1,2 млрд. рублей.
Проанализирована
полнота прогнозирования расходов, в том числе социально значимых, и установлено, что Программа
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на
очередной финансовый год и плановый период обеспечена финансированием за счет
средств областного бюджета только на 83,7%, недостаточность средств составила
2338,9 млн. рублей (2018 год – 750,8 млн. рублей, 2019-2020 годы – 1588,1 млн.
рублей). Дефицит программы на 2018 год ликвидирован, недостаточность
финансирования программы на плановый период не устранена.
В законопроекте имел
место недостаток ассигнований на завершение строительства комплекса областной
детской больницы, а также на строительство зданий школ в сумме 600,8 млн.
рублей. При утверждении закона о бюджете финансовое обеспечение указанных
расходов учтено в полном объеме.
Проверена
обоснованность расходов расчетами, наличием нормативных правовых актов,
необходимых для исполнения расходных обязательств, и зафиксировано, что на
момент внесения законопроекта в областной парламент правовыми актами области
размеры нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание
автомобильных дорог на 2018-2020 годы не определены; размеры нормативных затрат
на оказание государственных услуг и работ на обеспечение деятельности вновь
созданного бюджетного учреждения не утверждены.
Итоги экспертизы
законопроекта консолидированы в выводы. В отношении недостатков проекта закона
сформированы рекомендации органам исполнительной власти области по их
устранению до рассмотрения законопроекта во втором чтении, а также в процессе
исполнения бюджета в очередном финансовом году.
Председатель КСП области И.В. Карнакова
выступила с докладом на публичных слушаниях и на 15 сессии Законодательного
Собрания области по проекту закона области «Об областном бюджете на 2018 год и
плановый период 2019 и 2020 годов», акцентировав внимание на особенностях
законопроекта, и отметила, что после внесения законопроекта в Законодательное Собрание
области и подготовки Палатой заключения Правительством области проведена и
продолжает проводиться работа по обоснованию прогнозирования отдельных позиций
бюджета на среднесрочный период. Часть вопросов необходимо рассмотреть в
процессе исполнения бюджета 2018 года.
В отчетном периоде Палатой подготовлено 6 заключений
на законопроекты «О внесении изменений в
закон области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019
годов», в ходе формирования которых проанализированы проекты законов области с
приложениями, расчеты и обоснования предлагаемых изменений. По итогам
экспертно-аналитических мероприятий даны соответствующие рекомендации, которые
учтены при принятии законов области.
В заключениях на отчеты об исполнении областного
бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Вологодской области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2017 года дана оценка
и сделаны выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей бюджетов
в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
КСП области на протяжении последних лет уделяет внимание как контролю,
так и анализу областных программных документов.
В отчетном году Палатой проведена экспертиза 2
государственных программ: «Содействие занятости населения, улучшение условий и
охраны труда в Вологодской области на 2014-2020 годы» и «Экономическое развитие
Вологодской области на 2014-2020 годы», в ходе которых выявлены нарушения,
связанные с несовершенством инструментов контроля реализации программ и даны
рекомендации органам исполнительной государственной власти области по их
устранению.
Одним из масштабных
экспертно-аналитических мероприятий года (по охвату проанализированных объектов
в количестве 259 единиц) стал анализ работы местных органов власти в части
установления ставок и льгот по земельному налогу и налогу на имущество,
уплачиваемых физическими лицами. По результатам анализа установлено, что в ряде
муниципальных образований Шекснинского,
Великоустюгского, Кадуйского, Тотемского районов ставка налога на
имущество физических лиц на 2016-2017 годы определена (в размере от 0,1% до 0,25%) ниже максимального размера, предусмотренного
Налоговым кодексом РФ и рекомендованного Департаментом финансов области, в
связи с чем возникают риски снижения доходов
местных бюджетов.
Наибольший объем предоставленных льгот
по земельному налогу приходится на городской округ «город Вологда». На
территориях ряда сельских поселений Кадуйского муниципального района
установлены случаи предоставления «двойных» налоговых преференций.
Несмотря на положительную динамику
поступления налога на имущество физических лиц, остается проблема обеспечения
полноты сбора налогов.
По результатам рассмотрения материалов
Палаты органами местного самоуправления утверждены планы мероприятий по
поэтапному устранению неэффективных налоговых льгот и повышению ставок налогов
до максимальных размеров, установленных Налоговым кодексом РФ.
В отчетном году Палатой проведен анализ состояния
внутреннего финансового контроля и аудита в органах государственной власти
области на основе информации, полученной от
34 главных администраторов бюджетных
средств за 2016 год.
В 2016 году реализация полномочий по осуществлению ими
функций внутреннего финансового контроля продолжила находиться на этапе
становления. Имелись проблемы в организации, планировании и правовом
обеспечении внутреннего финансового контроля.
Организация внутреннего финансового аудита в органах
власти области в 2016 году находилась в
стадии формирования. Лишь 13 главных администраторов бюджетных средств
представили отдельные сведения о внутреннем финансовом аудите. Бо́льшая
часть главных администраторов
области не исполняла либо исполняла не в полном объеме полномочие по
осуществлению внутреннего финансового аудита.
Основной причиной установленных недостатков
следует назвать несовершенство правового регулирования вопросов внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита, касающихся как широкого
круга аспектов методологии, так и реализации полномочий органов внутреннего государственного финансового контроля по
проведению анализа осуществления главными
администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и
аудита.
В конце 2016 года и в 2017 году в области проводилась
работа по совершенствованию осуществления главными
администраторами внутреннего финансового контроля и аудита. Особое
внимание уделено реализации полномочий
органов внутреннего государственного финансового контроля по проведению анализа
осуществления главными администраторами
внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита: с 2018 года
анализ будет проводиться сплошным методом.
В связи с изменениями
законодательства на федеральном уровне, а также во исполнение предложений КСП
области реализованы поправки в нормативные правовые акты региона.
4.
Обобщенная
информация о результатах аудита в сфере закупок Реализация полномочий
по осуществлению аудита в сфере закупок обеспечивалась Палатой в соответствии с
требованиями статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» и на основании статьи 8 закона области от 12.07.2011 №
2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области». Аудит в сфере закупок проведен с использованием
методических рекомендаций, утвержденных решением коллегии Палаты от 02.07.2015
№ 37 (с учетом изменений и дополнений).
В 2017 году КСП области
проведено 10 контрольных мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в
сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с
Федеральным законом № 44-ФЗ. Общее количество объектов, на которых проводился
аудит в сфере закупок, составило 26, из них 20 государственных заказчиков, 6
муниципальных заказчиков. Проверено 1246 государственных (муниципальных)
контрактов на общую сумму 1548,0 млн. рублей. Выявлено 67 фактов нарушений
законодательства о контрактной системе в сфере закупок на общую сумму 187,5
млн. рублей.
Заказчикам внесено 17
представлений для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных
нарушений и недостатков.
По фактам нарушений
законодательства о закупках в контрольный орган в сфере закупок направлено 5
обращений для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных
правонарушениях. По результатам проверки информации КСП области Департаментом
финансов области в отношении должностных лиц заказчиков возбуждено 41
административное производство, из которых 13 прекращено по малозначительности,
наложено 25 штрафов на сумму 0,2 млн. рублей, 3 дела прекращено в связи с
истечением срока привлечения к административной ответственности.
В рамках проведенных в
отчетном году контрольных мероприятий выявлены нарушения, которые охватывают
все этапы закупочного цикла, начиная с организации контрактной службы, и заканчивая
применением обеспечительных мер и мер ответственности по исполненным
контрактам.
Наиболее распространенные
нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленные Палатой
в 2017 году, следующие:
- нарушения сроков
направления информации об исполнении контрактов – 43,3% от общего количества
выявленных нарушений;
- нарушения условий
реализации контрактов, в том числе сроков реализации и поставки товаров,
включая своевременность расчетов по контрактам, – 17,9% от общего количества
выявленных нарушений;
- нарушения сроков размещения
отчетов об исполнении контрактов в Единой информационной системе в сфере
закупок – 7,5% от общего количества выявленных нарушений;
- нарушения порядка
формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его
размещения в открытом доступе – 6,0% от общего количества выявленных нарушений;
- нарушения при обосновании
и определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с
единственным поставщиком – 4,5% от общего количества выявленных нарушений;
- неприменение мер
ответственности по контрактам (не реализовано право на взыскание пеней, штрафов,
неустоек за несвоевременное исполнение обязательств по контракту) – 4,5% от
общего количества выявленных нарушений;
- приемка и оплата услуг,
не соответствующих условиям контрактов – 4,5% от общего количества выявленных
нарушений;
- нарушения при выборе
способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 4,5% от общего
количества выявленных нарушений.
5.
Обеспечение
деятельности и взаимодействие КСП с государственными органами, органами
местного самоуправления и муниципальными органами
В соответствии с положениями
закона области «О Контрольно-счетной палате
Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным
Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2016
год рассмотрен на 10 сессии и утвержден постановлением Законодательного
Собрания области от 26.04.2017 № 176. На основании положений статьи 24
закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ отчет о работе КСП области за 2016 год
опубликован в областной газете «Красный Север» от 13.05.2017 № 50 (27759) и
размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.1 Взаимодействие КСП области со
Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов
5.1.1 Работа КСП области в комиссии по
совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне
Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате Российской Федерации (далее – Совет). Основой взаимодействия КСП области со Счетной палатой Российской
Федерации и контрольно-счетными органами (далее также – КСО) регионов в отчетном году стала работа в одной из шести комиссий
Совета – комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном
уровне (далее – Комиссия).
В 2017 году председатель КСП
области И.В. Карнакова избрана председателем Комиссии, и с момента избрания входит в состав Президиума Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – Президиум
Совета).
В состав Комиссии вошли 14
человек – руководители региональных и муниципальных органов внешнего
финансового контроля, а также представители Счетной палаты Российской Федерации.
Комиссия работает на основании
Положения, утвержденного решением Президиума Совета от 15.02.2017.
Основной целью, стоящей в отчетном периоде перед Комиссией, стал
сбор, обобщение, изучение информации о функционировании на территории страны органов
внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за 2015 и 2016 годы, а
также за 1 полугодие 2017 года, выработка предложений, направленных на совершенствование
и повышение результативности работы контрольно-счетных органов муниципальных
образований, а также подготовка документов для решения задач по развитию единой
системы внешнего финансового контроля.
Работа Комиссии строилась на основании годового плана,
составленного с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета
на 2017 год, решений Совета и Президиума Совета. Годовой план работы Комиссии
утвержден решением Президиума Совета от 15.03.2017 №4-ПКСО.
В течение года проводилась координация деятельности
контрольно-счетных органов, входящих в Комиссию, а также реализация отдельных
пунктов плана работы Комиссии.
В 2017 году председателем Комиссии проведено три
заседания: первое (организационное) – прошло в Счетной палате РФ 01.03.2017,
два других состоялись в формате видеоконференцсвязи 13.10.2017 и 09.11.2017. В рамках выполнения плана работы
на 2017 год осуществлялась координация деятельности Комиссии с комиссиями
Совета, отделениями Совета в федеральных округах и ответственным секретарем
Совета, директором Департамента
внешних связей Счетной палаты РФ А.В. Базиным.
Во исполнение протокольных поручений совместного
заседания Президиума Совета и Совета от 20.12.2016 года Комиссией проведены
следующие мероприятия.
1. В целях обеспечения размещения в информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет» форм, содержащих информацию о создании муниципальных
контрольно-счетных органов и их деятельности, для заполнения
контрольно-счетными органами субъектов РФ:
- разработаны отчетные аналитические формы о создании и деятельности МКСО,
которые размещены на портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ;
- разработано Техническое задание на проведение работ по доработке
сервиса «Сбор и анализ информации», которое согласовано с ответственным
секретарем Совета и утверждено Федеральным центром информатизации Счетной
палаты РФ. Внедрение сервиса позволило обеспечить:
ввод контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации в
информационную систему Счетной палаты информации, запрашиваемой Счетной палатой
Российской Федерации и Комиссией;
возможность текущего анализа со стороны Счетной палаты Российской
Федерации и Комиссии состояния внесения данных контрольно-счетными органами
субъектов Российской Федерации;
агрегацию однотипной информации, предоставляемой контрольно-счетными
органами субъектов Российской Федерации в Счетную палату Российской Федерации и
Комиссию;
формирование форм сводной аналитической отчетности;
- для сбора и обобщения информации по мониторингу применения
административной ответственности и практики аудита закупок разработаны опросные
листы;
- в целях своевременного выполнения мероприятий плана работы
осуществлялись координация и взаимодействие с контрольно-счетными органами
субъектов РФ.
2. На основе информации, сформированной КСО субъектов
РФ на Портале СП РФ и КСО РФ, совместно с информационно-аналитической комиссией
Совета, председателями контрольно-счетных органов субъектов РФ, Союзом
муниципальных контрольно-счетных органов проведен анализ показателей
организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных
образований.
В
соответствии с планом работы Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ Комиссией проведены следующие мероприятия.
1. Сбор, обобщение и анализ
информации о создании контрольно-счетных органов муниципальных образований и их
объединений в субъектах Российской Федерации.
2. Мониторинг штатной и фактической численности
контрольно-счетных органов муниципальных
образований.
В рамках мероприятия обобщены и проанализированы
данные о штатной и фактической численности, об уровне профессиональной
подготовки сотрудников МКСО субъектов РФ по состоянию на 01.01.2017 и на
01.07.2017.
Анализ выполнен на основе информации
о кадровом обеспечении: на 01.01.2017 – в отношении 2020, на 01.07.2017 – в отношении 2042 контрольных органов Российской Федерации.
Соответствующие аналитические записки по двум вышеназванным
мероприятиям приняты решением Комиссии на заседании 13.10.2017.
3. Сбор и обобщение информации о
деятельности контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских
округов в субъектах Российской Федерации за 2015 – 2016 годы.
Анализ проводился в
разрезе типов контрольно-счетных органов муниципальных образований и в разрезе
федеральных округов.
По итогам обобщения
информации сформированы и приняты решениями Комиссии на заседании 09.11.2017:
- аналитическая записка об эффективности деятельности
контрольно-счетных органов муниципальных районов и городских округов по
результатам анализа контрольной и экспертно-аналитической деятельности за
2015-2016 годы;
- аналитическая справка о деятельности
контрольно-счетных органов муниципальных образований в субъектах Российской
Федерации за 2015-2016 годы.
4. Оказание
консультативной помощи контрольно-счетным органам муниципальных образований.
В 2017 году Комиссия в рамках своих полномочий, через
членов Комиссии в федеральных округах и руководителей региональных
контрольно-счетных органов, оказывала контрольно-счетным органам муниципальных
образований консультативную помощь.
В
соответствии с планом работы Комиссии проведены следующие мероприятия:
1. Обобщение опыта контрольно-счетных органов
муниципальных образований по осуществлению производства по делам об
административных правонарушениях за 2016 год.
В рамках реализации мероприятия
обобщены данные о количестве составленных протоколов об административных
нарушениях муниципальными контрольно-счетными органами за 2016 год, а также
обобщена и проанализирована информация о результатах рассмотрения дел, о
возникающих трудностях при возбуждении и рассмотрении дел об административных
правонарушениях, о законодательном установлении субъектом РФ перечней
должностных лиц муниципальных контрольно-счетных органов, которые вправе
составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении
муниципального финансового контроля в соответствии с ч. 7 ст. 28.3 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Анализ практики осуществления контрольно-счетными
органами муниципальных образований аудита в сфере закупок за 2016 год.
В рамках мероприятия обобщены
данные опросных листов о количестве проведенных в 2016 году муниципальными
контрольно-счетными органами мероприятий по аудиту в сфере закупок,
подготовлен анализ типовых нарушений,
выявляемых по результатам аудита, а также основных причин выявленных нарушений
и недостатков.
Также в течение года Палатой осуществлялось постоянное
взаимодействие с пятью другими комиссиями Совета: по вопросам методологии, по
правовым вопросам, по этике, по вопросам повышения квалификации сотрудников
контрольно-счетных органов, а также информационно-аналитической комиссией. В
указанные комиссии направлялись запрашиваемые материалы, давались предложения
по обсуждаемым вопросам.
5.1.2
Межрегиональный семинар-совещание «Основные проблемы классификации нарушений,
выявляемых контрольно-счетными органами» Для квалификации установленных
нарушений КСП области в полном объеме применяет Классификатор нарушений,
выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (далее –
классификатор), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ 17.12.2014 (протокол № 2-СКСО) и рекомендованный Счетной палатой РФ к
использованию органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Применение классификатора стало основной
тематикой межрегионального семинара-совещания «Основные проблемы классификации
нарушений, выявляемых контрольно-счетными органами», состоявшегося 7-8 февраля
в г.Вологде. Семинар организован в соответствии с планом работы Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации на 2017 год
и приурочен к 20-летию со дня образования
Контрольно-счетной палаты Вологодской области.
В работе семинара приняли участие председатель
Законодательного Собрания Вологодской области А.Н. Луценко, директор
Департамента внешних связей Счетной палаты Российской Федерации, ответственный
секретарь Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской
Федерации А.В. Базин, федеральный инспектор по Вологодской области, аппарата
полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном
федеральном округе С.Л. Яковлев, заместители Губернатора области Э.Н. Зайнак и В.Н. Артамонова, заместитель начальника УФСБ России по
Вологодской области Р.П.Плотников, исполняющий обязанности руководителя
Следственного комитета России по Вологодской области С.П. Кинякин, заместитель
председателя Законодательного Собрания области, председатель комитета по
бюджету и налогам А.Г. Подволоцкий, депутат Законодательного Собрания области
Г.Е. Шевцов, представители Счетной
палаты Российской Федерации,
представители контрольно-счетных органов Северо-Западного
федерального округа, г. Москвы и муниципальных контрольно-счетных органов Вологодской
области. Андрей Луценко вручил диплом Законодательного Собрания
Вологодской области коллективу Контрольно-счетной палаты Вологодской области за
вклад в развитие системы внешнего финансового контроля Вологодской области и в
связи с 20-летием Контрольно-счетной палаты области, а также наградил лучших
сотрудников грамотами и благодарностями Законодательного Собрания области.
Директором Департамента внешних связей Счетной палаты
РФ вручен поздравительный адрес председателя Счетной палаты РФ Т.А. Голиковой.
В ходе межрегионального семинара-совещания заслушаны
выступления представителей Счетной палаты РФ, представителей контрольно-счетных
органов Северо-Западного федерального округа, г. Москвы, г. Череповца по теме
семинара.
В результате обсуждения вопросов, возникающих при
классификации выявляемых нарушений органами внешнего государственного
(муниципального) финансового контроля, участники мероприятия выразили мнение о
необходимости:
продолжения контрольно-счетными органами мониторинга
применения классификатора, в том числе на муниципальном уровне;
продолжения контрольно-счетными органами работы по
подготовке предложений в части актуализации классификатора – корректировке
составов, введения новых составов исходя из результатов контрольной и
экспертно-аналитической деятельности, а также в случае изменения правовых
оснований квалификации нарушений и мер ответственности;
направления предложений, выработанных в ходе
практического применения классификатора, в комиссию Совета по вопросам
методологии;
обратить внимание контрольно-счетных органов на
целесообразность взаимодействия с органами внутреннего финансового контроля в
части выработки общих подходов по классификации нарушений.
Материалы межрегионального
семинара-совещания нашли свое отражение в публикации «Классификатор нарушений:
практика применения» в №02/2017 журнала «Финконтроль».
5.1.3 Участие в мероприятиях
Счетной палаты РФ и контрольно-счетных
органов регионов В течение года должностные лица КСП области принимали участие
в 11 обучающих семинарах-совещаниях Счетной палаты РФ в формате
видеоконференций, в ходе которых обсуждались вопросы подготовки к контрольным и
экспертно-аналитическим мероприятиям (в том числе совместным и параллельным) по
следующим темам:
- «Анализ реализации
предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Развитие
лесного хозяйства» на 2013 ‒ 2020 годы» мероприятий по охране лесов от пожаров
в 2015 ‒ 2016 годах и истекшем периоде 2017 года»;
- «Проверка
использования в 2014-2016 годах и истекший период 2017 года средств
федерального бюджета, направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
и пользования государственным фондом недр» (совместно с контрольно-счетными
органами Ростовской и Свердловской областей);
- «Проверка
использования в 2014 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года государственных
средств, направленных на организацию и функционирование комплексной системы
управления водными ресурсами на территории Дальневосточного федерального округа
и выполнение задач Водной стратегии Российской Федерации»;
- «Анализ
эффективности обеспечения привлечения к
труду осужденных к лишению свободы» и «Проверка эффективности обеспечения привлечения к труду осужденных к лишению
свободы»;
- «Анализ и оценка
закупок работ (услуг) за 2015 – 2016 годы и первое полугодие 2017 года, выполнение которых отнесено к полномочиям органов власти и предусмотрено установленными государственными заданиями»;
- «Формы и методы осуществления аудита в сфере закупок,
его методологическое обеспечение»;
- «Проверка выполнения поручений Президента России и
соблюдения законодательства РФ по вопросам совершенствования государственной
политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей в части целевого и
эффективного использования в 2016 году и истекшем периоде 2017 года субсидий
(иных межбюджетных трансфертов), предоставляемых из федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной
кампании (в том числе при организации отдыха и оздоровления детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации)»;
- «Анализ и оценка расходов на финансирование и
материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей»;
- «Проверка использования субсидий из федерального
бюджета, предоставленных бюджетам Новгородской, Орловской областей и Алтайского
края в 2015 – 2016 годах, а также истекшем периоде 2017 года на строительство и
реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации
федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014
– 2017 годы и на период до 2020 года»;
- «Практика проведения экспертизы государственных
программ в целях предотвращения неэффективных расходов»;
- «Проверка реализации мер государственной поддержки
малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах, осуществляемых в
рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная
экономика», а также реализации приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы».
В ходе семинаров обсуждались проблемы
нормативного правового регулирования рассматриваемых сфер деятельности и аспекты,
касающиеся как методологии мероприятий,
так и круга вопросов, которые следует затронуть при их проведении.
Кроме того,
в отчетном году председатель и сотрудники Палаты участвовали в двух заседаниях Коллегии Счетной палаты РФ в
формате видеоконференций, проведенных Председателем Счетной палаты РФ Т.А.Голиковой.
Обсуждались результаты:
- экспертно-аналитического
мероприятия «Анализ результативности мер, принимаемых органами государственной
власти по поддержке моногородов». В заседании приняли участие: и.о.
начальника Департамента экономического развития области Ю.В. Сенько, заместитель
начальника Департамента лесного комплекса области Д.О.Верещагин, начальник
управления инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Департамента
экономического развития области А.О. Сапогов, заместитель мэра г. Череповца
М.А. Ананьин;
- контрольного и
экспертно-аналитического мероприятия по реализации предусмотренных
государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ новых мест в
общеобразовательных организациях в 2016 году, а также порядка предоставления и
распределения субсидий на реализацию указанных мероприятий в 2017 году. В
заседании участвовали: заместитель начальника Департамента образования области
Л.Р. Проничева и заместитель начальника Департамента строительства области –
начальник управления жилищной политики и финансово-экономических ресурсов Н.Н.
Овчарук.
На
заседаниях Коллегии озвучены ключевые выводы
и системные проблемы, выявленные в ходе проведенных мероприятий. Т.А.
Голикова рекомендовала коллегам из регионов
обратить внимание на проблемы, которые были обозначены при подведении
итогов мероприятий, и напомнила про необходимость взятия на контроль вопросов
реализации приоритетных проектов.
В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами
регионов председатель КСП области И.В. Карнакова принимала участие:
в научно-практическом семинаре контрольно-счетных
органов «О мерах по развитию доходной базы региональных и местных бюджетов», а
также в заседании Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ, состоявшихся в г.Суздале Владимирской области (февраль 2017 года);
в заседании Совета
контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ, прошедшем в Москве под руководством Председателя Счетной палаты РФ Т.А.
Голиковой (март 2017 года);
в работе Президиума
Союза муниципальных контрольно-счетных органов, состоявшемся в Калининграде в
форме круглого стола на тему «Практика подготовки экспертного заключения на
исполнение бюджета муниципального образования». Председатель КСП области выступила с докладом «О
задачах муниципальных контрольно-счетных органов по выполнению решений
совместного заседания Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ и Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ
(20.12.2016) и заседания Комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ (01.03.2017)» (апрель 2017 года);
в межрегиональном семинаре-совещании на тему «Практика
проведения экспертизы государственных программ в целях предотвращения
неэффективных расходов», состоявшемся в г.Нарьян-Маре (апрель 2017 года);
в семинаре-практикуме для руководителей и специалистов
контрольно-счетных органов субъектов СЗФО «Практика осуществления аудита
проектов государственного частного партнерства» и «Проверка целевого
использования средств, получаемых из бюджета государственными учреждениями на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания и критерии оценки
целевого характера расходов за счет субсидии на выполнение государственного
задания», организованном в Санкт-Петербурге (май 2017 года);
в панельной сессии Счетной палаты РФ по теме «Проектное
планирование и его эффективность в бюджетном процессе» в рамках Петербургского
международного экономического форума. Участниками дискуссии обсуждались вопросы
«встраивания» нового инструмента (приоритетных направлений расходов бюджетных
средств) в бюджетный процесс, особенности перехода на проектное планирование,
бюджетные риски, проблемы и их решение, включая изменения управленческих
механизмов, а также роль внешнего государственного аудита в обеспечении
достижения приоритетных целей социального и экономического развития на основе
применения проектного планирования (июнь 2017 года);
в рабочей встрече с ответственным секретарем Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ по обсуждению предварительных
итогов работы комиссий и отделений Совета за 1 полугодие 2017 года (июль 2017
года);
в заседании Президиума Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате РФ, состоявшемся в г.Севастополе. Председатель
комиссии Совета по совершенствованию внешнего финансового контроля на
муниципальном уровне, председатель КСП Вологодской области Ирина Карнакова
доложила о предварительных итогах работы комиссии за январь – август 2017 года,
а также о различных аспектах деятельности КСО муниципальных образований
(сентябрь 2017 года);
в семинаре-совещании на тему «О практике
организации контроля формирования и исполнения ассигнований дорожных фондов, а
также контроля хода реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные
дороги» на уровне субъектов Российской Федерации», также проходившем в
г.Севастополе (сентябрь 2017 года);
в заседании
Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ в
Северо-Западном федеральном округе, посвященном итогам деятельности за 2017 год
и формированию плана работы на 2018 год. Председатель комиссии по
совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне,
председатель КСП Вологодской области Ирина Карнакова доложила о работе комиссии
за 2017 год. В рамках мероприятия состоялся «круглый стол» по актуальным
вопросам деятельности органов внешнего финансового контроля (декабрь 2017 года);
в совместном заседании Президиума и Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, одной из основных тем
которого стали аспекты организации и деятельности региональных контрольно-счетных
органов. В ходе
заседания были подведены итоги работы отделений и комиссий Совета в 2017 году и
утвержден проект Плана работы на следующий год (декабрь 2017 года);
в совещании, состоявшемся в Совете Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации, по тематике совершенствования
законодательства, регулирующего деятельность Счетной палаты РФ,
контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований (декабрь
2017 года).
Информация о деятельности КСП области в
январе – сентябре 2017 года ежеквартально направлялась для научно-практического
журнала «Вестник АКСОР» в соответствии с планом работы отделения Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ в Северо-Западном федеральном
округе.
В вышеназванном журнале опубликован материал
«Контрольно-счетной палате Вологодской области – 20 лет» (№ 1/2017 (41)), который посвящен деятельности Палаты с момента ее
образования.
5.2 Взаимодействие КСП области с муниципальными органами внешнего финансового контроля
В 2017 году взаимодействие КСП области с
контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области
продолжилось на основании соглашений о сотрудничестве, заключенных со всеми 28
муниципальными органами внешнего финансового контроля.
В регионе под руководством Палаты функционирует Совет
контрольно-счетных органов области (далее – Совет КСО области), объединяющий 28
КСО районов и городских округов.
В отчетном году
Палатой продолжена работа в Совете КСО области с целью повышения эффективности
деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового
контроля Вологодской области, координации их деятельности и укрепления
сотрудничества между ними.
В течение года
состоялось одно заседание президиума и два заседания Совета КСО области, в ходе
которых рассмотрены актуальные вопросы деятельности органов внешнего
финансового контроля муниципальных образований.
По состоянию на 1 января 2018 года контрольно-счетные
органы функционируют во всех муниципальных районах области, 2 городских
округах. Статусом юридического лица обладают 12 КСО, 16 – действуют в структуре
аппаратов представительных органов.
КСП области проведен
мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных
образований области за 2017 год. Общая штатная численность специалистов муниципальных
органов внешнего финансового контроля по состоянию на 01.01.2018 составила 82
единицы, фактическая - 76 специалистов, укомплектованность кадрами - 92,7%. По
сравнению с 2016 годом численность контролеров увеличилась на 1,3%.
Устранение большей части нарушений и недостатков
проверяемыми объектами указывает на качество и значимость подготовленных КСО
предложений, а также свидетельствует о серьезном отношении органов местного
самоуправления к принятию конкретных мер по устранению недочетов и недопущению
их в последующем. Основные результаты
мониторинга будут рассмотрены коллегией Палаты и направлены Губернатору
области, председателю Законодательного Собрания области, прокурору области и
руководителям представительных органов местного самоуправления.
В течение года Палатой проводились консультации с
сотрудниками КСО и представительных органов муниципальных районов области по
вопросам муниципального контроля, применения бюджетного законодательства,
административного производства, реализации Федеральных законов от 07.02.2011 №
6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и от 05.04.2013 №44-ФЗ.
5.3 Взаимодействие КСП области с Законодательным Собранием области
27 апреля 2017 г. в г.Устюжне состоялся
семинар для депутатов, глав сельских поселений и специалистов, обеспечивающих
деятельность представительных органов Устюженского, Бабаевского муниципальных
районов Вологодской области. Мероприятие было
посвящено актуальным вопросам внедрения оценки регулирующего воздействия проектов
муниципальных правовых актов, экспертизы действующих муниципальных нормативных
правовых актов, законодательства о
выборах главы поселения и депутатов представительного органа муниципального
образования, правового и организационного обеспечения предвыборных кампаний,
избирательным технологиям, формированию предвыборной программы на муниципальных
выборах, а также деятельности контрольных органов.
Председатель КСП области
рассказала о деятельности КСО муниципальных образований по организации
контрольной и экспертно-аналитической работы на территории районов. В докладе отмечено значение системной работы по выявлению и пресечению
административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере, привлечению к
административной ответственности должностных лиц, совершивших правонарушения.
25 октября в Законодательном Собрании области состоялось
заседание Совета представительных органов муниципальных образований Вологодской
области, в ходе которого были рассмотрены вопросы роли представительных органов
муниципальных образований в осуществлении контроля за расходованием бюджетных
средств и эффективности работы муниципальных контрольно-счетных органов.
С докладом на указанную тематику выступила председатель Палаты, которая подчеркнула, что
основной задачей в системе контроля исполнительных органов местного
самоуправления является предупреждение и выявление нарушений в использовании
бюджетных средств. На сегодняшний день сформирована законодательная база,
позволяющая муниципальным контрольно-счетным органам функционировать и
развиваться, удовлетворяя общественный спрос на контроль использования
муниципальных ресурсов.
В течение года
председатель, заместитель председателя и аудиторы КСП области принимали участие
в работе постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области, на
которых рассматривались нарушения и недостатки, выявленные при проведении
контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также меры, принимаемые
для их устранения.
В отчетном году председатель Палаты принимала участие
в сессиях Законодательного Собрания Вологодской области, а также в 3 выездных
заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам областного парламента, которые
прошли 14 и 15 марта, 24 октября в Нюксенском, Верховажском и Сямженском
муниципальных районах.
В ходе заседаний обсуждалось социально-экономическое
развитие районов, в том числе затронуты аспекты развития их налогового
потенциала. Кроме того, рассмотрены вопросы выполнения государственных
полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и основные
проблемы, связанные с изменением межбюджетного регулирования в муниципальных
районах.
Особое внимание было уделено деятельности
муниципальных контрольно-счетных органов. С информацией о состоянии внешнего
финансового контроля в районах выступила председатель КСП области, порекомендовав
КСО муниципальных образований активизировать работу с главами муниципальных
образований, администрациями районов, депутатами представительных органов
районов в части планирования контрольных и экспертно-аналитических мероприятий,
продолжить работу по разработке и принятию стандартов внешнего финансового
контроля. Кроме того, каждому из обозначенных органов внешнего муниципального
финансового контроля дан ряд конкретных предложений в зависимости от имеющихся
недостатков деятельности.
В течение года председатель Палаты участвовала в
заседаниях депутатского объединения (фракции) Партии «Единая Россия» и фракции Политической партии
«Справедливая Россия», в ходе которых выступала по актуальным вопросам повестки
мероприятий.
5.4 Взаимодействие КСП области с правоохранительными и иными органами Для реализации задач, предусмотренных соглашениями о
сотрудничестве, заключенными с правоохранительными органами, председатель,
аудиторы и главный советник по правовым вопросам Палаты принимали участие в
мероприятиях, состоявшихся в прокуратуре Вологодской области:
в расширенном заседании коллегии прокуратуры области
по рассмотрению итогов деятельности
органов прокуратуры области по укреплению законности и правопорядка в 2016 году
и задачах на 2017 год;
в заседаниях межведомственных рабочих групп: по
противодействию коррупции, по противодействию преступлениям в сфере экономики;
в семинаре по вопросам организации межведомственного взаимодействия, реализации результатов
проверок. Председатель КСП области выступила в ходе мероприятия с
информацией о сотрудничестве Палаты и прокуратуры области, а также о взаимодействии
контрольно-счетных органов муниципальных образований области с
правоохранительными органами. По
итогам семинара принято решение о направлении в адрес контрольно-счетных
органов муниципальных образований области, городских и районных прокуратур
информационного письма об аспектах межведомственного взаимодействия.
Председатель Палаты в течение года принимала участие в
заседаниях региональной контрольной группы при главном федеральном инспекторе в
Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в
Северо-Западном федеральном округе.
5.5 Организационные вопросы деятельности Палаты
План работы КСП области на 2017 год сформирован на
основе поручений Законодательного Собрания области, результатов контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий предыдущего года и утвержден коллегией КСП
области 29 декабря 2016 года. В первом и втором разделах плана поименованы экспертно-аналитические
и контрольные мероприятия, в третьем разделе обозначены вопросы обеспечения
деятельности и взаимодействия Палаты. В 1 полугодии отчетного года штатная численность
Палаты составляла 24 единицы (постановление Законодательного Собрания области
от 21.09.2011 № 514).
Постановлением Законодательного Собрания области от 26.04.2017 №173 «О
структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Вологодской области» изменены структура и штатная численность КСП области.
С 1 июля 2017 года:
- штатная численность КСП области увеличена на 2
единицы и составляет 26 единиц;
- изменена структура Палаты: упразднены должности
заместителя председателя, одного аудитора, двух главных советников; введены 3
должности инспекторов и 3 должности главных консультантов.
По состоянию на 01.01.2018 фактическая численность
составила 25 человек, расходы на содержание Палаты в отчетном периоде – 32,3
млн. рублей.
Все сотрудники, замещающие государственные должности и
должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное
образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 7 сотрудников
имеют 2 высших образования. В 2017 году аттестацию прошли 15 государственных
гражданских служащих Палаты, четверым государственным гражданским служащим
присвоен очередной классный чин, 1 человек
прошел обучение по программе повышения квалификации в Вологодском филиале ФГБОУ ВО
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации», 2 человека – по
программе обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда
работников организаций в АНО ДПО
«Учебно-методический центр Вологодской областной Федерации профсоюзов
«Профэксперт» (г.Вологда).
В отчетном периоде проводилась работа по разработке и
принятию локальных правовых актов, и осуществлялся постоянный мониторинг
законодательства РФ и Вологодской области по вопросам, входящим в компетенцию
КСП области.
В 2017 году коллегией
КСП области утверждены 2 новых стандарта внешнего государственного финансового
контроля: «Проведение экспертизы проекта закона области о бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской
области на очередной финансовый год и на плановый период» и «Проведение
оперативного контроля за ходом исполнения закона области о бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области
в текущем финансовом году», а также Методические
указания о порядке производства по делам об административных правонарушениях
должностными лицами Контрольно-счетной палаты Вологодской области.
Специалисты КСП области в 2017 году приняли участие в 56
заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции при рассмотрении дел в
первой и апелляционной инстанциях. В
отчетном периоде рассмотрено 12 обращений граждан.
В целях обеспечения гласности и доступности информации
о деятельности КСП области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Палаты kspvo.ru и Портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ регулярно
размещалась информация о проведенной контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности. В 2017 году размещено 206 информационных
материалов о деятельности органа внешнего государственного финансового
контроля. Сайт КСП области посетили
более 15 тысяч пользователей сети Интернет. Посредством раздела «Обращения граждан» сайта обеспечивается оперативная
обратная связь с гражданами, которые
могут направлять свои вопросы и предложения в адрес Палаты в электронном виде.
В 2017 году комиссией по этике Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов
контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации в сети «Интернет». По
результатам указанного мероприятия сайт Палаты вошел в группу из 14 лучших наиболее наполненных официальных сайтов с оценкой 99,16%.
КСП области проведена работа по сопровождению и
обновлению имеющихся программных продуктов. Аппарат КСП области обеспечен
средствами вычислительной техники и связи. Организована работа с ресурсами
информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности
информационных ресурсов локально-вычислительной сети.
В целях повышения эффективности и качества контрольной
и экспертно-аналитической деятельности КСП области произведена частичная замена
компьютерного оборудования и организационной техники, использовались
информационно-аналитические системы комплекса средств автоматизации
контрольно-счетных органов РФ и мониторинга ключевых показателей исполнения
бюджетов бюджетной системы РФ.
Работа по поддержанию информационных технологий в
Палате на должном уровне позволила в отчетном году осуществлять эффективное
информационное взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными
органами муниципальных образований Вологодской области, органами исполнительной
государственной власти области.
С 2017 года информация о результатах контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий и о принятых мерах по итогам контрольных
мероприятий размещается Палатой в Государственной информационно-аналитической
системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) - системе
сбора, хранения, обработки и представления информации для обеспечения контрольно-ревизионной,
экспертно-аналитической и иной деятельности КСО в ходе планирования,
выполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов на основе использования
современных информационных технологий, средств вычислительной техники и
автоматизации, а также создания, развития и интеграции информационных ресурсов
всех участников бюджетного процесса.
Палата стремится использовать свой потенциал для повышения качества решений, принимаемых органами
государственной власти региона, а также для реализации задачи обеспечения
органов власти и общества независимой информацией о состоянии финансов области.
6.
Задачи
Палаты на 2018 год
В 2018 году КСП области будет продолжена деятельность
по осуществлению внешнего государственного финансового контроля по следующим
ключевым направлениям.
Помимо традиционно затрагиваемых в проверочной
деятельности тем образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса,
транспорта, отдельные мероприятия будут посвящены вопросам молодежной политики
и средств массовой информации, физической культуры и спорта, поддержки малого и
среднего предпринимательства, обеспечения деятельности мировых судей,
туристского кластера.
В план работы включены мероприятия, предусматривающие
анализ формирования и исполнения трех приоритетных проектов, направленных на
структурные изменения в экономике и социальной сфере, а также подготовку
предложений по улучшению их результативности:
- «Создание современной образовательной среды для
школьников»;
- «Формирование современной городской среды»;
- «Обеспечение своевременности оказания экстренной
медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской
Федерации».
Реализация приоритетных проектов должна позволить
максимально сконцентрировать финансовые, административные, управленческие
ресурсы, усилить ответственность за решение поставленных задач, увеличить
отдачу от использования государственных средств.
Учитывая рост расходов на здравоохранение по сравнению
с 2017 годом, серьезное внимание Палата уделит вопросам эффективности
использования средств бюджета области и средств бюджета территориального фонда
обязательного медицинского страхования, доступности медицинской помощи.
Оценка итогов государственных закупок и проведение их
внешнего аудита также будет являться важным направлением в деятельности Палаты.
Не останутся без внимания Палаты аспекты администрирования
доходов, управления государственным долгом области, использования межбюджетных
трансфертов.
В ходе экспертно-аналитических мероприятий будут
проведены экспертизы проектов законов об областном бюджете и бюджете
Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, отчетов
об их исполнении, а также экспертизы иных проектов законов области и
нормативных правовых актов органов государственной власти области в части
расходных обязательств области, а также проектов законов области, регулирующих
бюджетные и налоговые правоотношения. В 2018 году продолжится работа по анализу
государственных программ.
Кроме того, в 2018 году в рамках работы со Счетной палатой
РФ будут проведены:
- совместное экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования субвенций на осуществление полномочий
по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные
комиссариаты, выделенных в 2016 – 2017 годах»;
- параллельное экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ
и оценка расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение
деятельности мировых судей».
Взаимодействие со Счетной палатой РФ и
контрольно-счетными органами регионов будет осуществляться по различным
направлениям, в том числе в рамках работы шести комиссий Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ.
В связи с избранием председателя Палаты председателем комиссии по совершенствованию внешнего
финансового контроля на муниципальном уровне КСП области продолжит деятельность
в рамках Комиссии, а также координационное взаимодействие с членами Комиссии,
направленное на выполнение плана ее работы на 2018 год.
В целях совершенствования и повышения результативности
работы контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов
Российской Федерации и с учетом проведенных мониторингов и анализов Комиссия в
2018 году продолжит работу по сбору, обобщению и анализу информации о
деятельности контрольно-счетных органов.
Учитывая, что основной целью проведения оценки деятельности контрольно-счетных
органов является выработка рекомендаций по повышению эффективности выполнения
возложенных на контрольно-счетные органы полномочий, Комиссия планирует
проведение в 2018 году мероприятия по анализу выполнения контрольно-счетными
органами муниципальных образований полномочий по осуществлению внешнего
муниципального финансового контроля.
В связи с выявленными проблемами в применении
классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита
(контроля), планируется совместно с комиссией Совета по методологии обобщить и проанализировать практику отражения
итогов деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в
соответствии с классификатором.
Приоритетной задачей Палаты был и остается контроль
соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования
средств областного бюджета на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.
|