Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Отчет за 2018 год

  Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2018 год

Утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области (решение коллегии от 28 марта 2019 года № 5)

1. Общие сведения

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее также – КСП Вологодской области, КСП области, Палата) за 2018 год подготовлен на основании требований статей 15, 24 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» в соответствии с порядком подготовки годового отчета и ежеквартальных информаций, утвержденным решением коллегии КСП области от 10.03.2015 № 2 (в редакции решений коллегии КСП области от 06.05.2016 № 20, от 29.09.2017 № 33).

В соответствии с Уставом Вологодской области, законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» КСП области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Вологодской области и подотчетным ему. Деятельность Палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Внешний государственный финансовый контроль осуществлялся КСП области в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводилась работа по обеспечению деятельности и взаимодействия КСП области с органами законодательной (представительной), исполнительной, судебной государственной власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления области.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в отчетном периоде строилась в соответствии с задачами и полномочиями, установленными федеральным и региональным законодательством. Законодательным Собранием области инициированы 95,6% контрольных мероприятий отчетного года. План работы на 2018 год, утвержденный решением коллегии от 28.12.2017 № 64 с последующими изменениями, выполнен в полном объеме.

/images/o2018/o1b.png

Учитывая современные требования, предъявляемые к внешнему финансовому контролю, в ходе своей деятельности Палата ориентировалась не только на оценку законности, но и на анализ эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества.

Деятельность КСП области по контролю за использованием государственных ресурсов в первую очередь сосредоточена на определении рисков или системных ошибок с целью их предупреждения и устранения.

Для квалификации установленных нарушений КСП области в полном объеме применяет Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (далее также – Классификатор нарушений, Классификатор), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ 17.12.2014 (протокол № 2-СКСО) и рекомендованный Счетной палатой РФ к использованию органами государственного (муниципального) финансового контроля.

В отчетном периоде проведено 41 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие. Выявлено 354 финансовых нарушения на сумму 2220,9 млн. рублей и 66 недостатков на сумму 201,4 млн. рублей. По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предложено устранить нарушения и недостатки на общую сумму 90,7 млн. рублей. По состоянию на 28.03.2019 устранено нарушений и недостатков на сумму 52,7 млн. рублей (58,1%).

Неустраненный суммовой объем нарушений в основном объясняется рассмотрением дел в судебном порядке: 26,6 млн. рублей – субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, 1,8 млн. рублей – объем завышения стоимости принятых и оплаченных работ и оборудования при строительстве физкультурно-оздоровительного комплекса для игровых видов спорта в г. Великий Устюг.

В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных КСП области и недопущения их в дальнейшем, приняты: 10 нормативных правовых и иных актов органов государственной власти области, 5 решений органов местного самоуправления; подготовлены: 1 проект закона области и 2 проекта нормативных правовых и иных актов органов государственной власти области.

Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены и утверждены на заседаниях коллегии КСП области. В заседаниях коллегии принимали участие депутаты Законодательного Собрания области, члены Правительства области, руководители органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций, Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, а также представители прокуратуры Вологодской области, следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, аппарата Законодательного Собрания области. В 2018 году проведено 15 заседаний коллегии Палаты, на которых принято 61 решение.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области возбуждено 17 дел об административных правонарушениях.

КСП области осуществляла свою деятельность в сотрудничестве с депутатами, постоянными комитетами Законодательного Собрания области, принимая участие в совещаниях, заседаниях постоянных комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений на проекты законов области и по другим вопросам, связанным с исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области.

В соответствии с действующим законодательством отчеты и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

2.   Результаты контрольных мероприятий

В ходе контрольных мероприятий Палата осуществляла контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области.

КСП области проводились контрольные мероприятия в органах исполнительной государственной власти области, в государственных учреждениях, организациях, являющихся получателями средств областного бюджета, а также в органах местного самоуправления.

Контрольная деятельность Палаты была направлена на оценку законности и результативности управления бюджетными ресурсами и, как следствие, на подготовку предложений по устранению нарушений и недостатков в использовании средств и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом.

/images/o2018/o2b.png В соответствии с планом работы КСП области за отчетный год проведено и завершено 23 контрольных мероприятия, в ходе которых проверены 72 объекта с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности в сумме 33173,7 млн. рублей.

Проведенными проверками выявлено 259 нарушений законодательства с использованием бюджетных средств и имущества на общую сумму 1284,3 млн. рублей, или 3,9% от проверенного объема, которые классифицированы по видам:

- при формировании и исполнении бюджетов – 105 на сумму 997,5 млн. рублей;

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 119 на сумму 185,0 млн. рублей;

- ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 25 на сумму 100,6 млн. рублей;

- в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 8 на сумму 1,2 млн. рублей;

- иные нарушения – 2 (не имеют суммовой оценки).

В структуре выявленных в 2018 году нарушений (к общей сумме нарушений) наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 77,7%, при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 14,4%, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 7,8%. Суммовая структура нарушений в 2018 году в сравнении с предыдущим годом незначительно изменилась: доля нарушений в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью уменьшилась до 0,1%, что связано со снижением в отчетном году количества проверок, в ходе которых проверялись вопросы управления имуществом (2018 год – 1, 2017 год –4).

/images/o2018/o3b.png


Количественная структура нарушений отчетного года по сравнению с предыдущим годом также претерпела изменения: в общем количестве нарушений 2018 года преобладающий удельный вес заняли нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 45,9%, второе место – нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 40,5%, третье место – нарушения при ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении отчетности – 9,7%. В 2017 году наибольшее количество нарушений было связано с формированием и исполнением бюджетов.

/images/o2018/o4b.png

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлено 58 недостатков на 201,4 млн. рублей, при этом 74,4%, или 149,8 млн. рублей их суммового объема связаны с несоответствием принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленному в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В работе исполнительных органов государственной власти и государственных организаций КСП области установлены нарушения бюджетного законодательства, а также выявлены недостатки, касающиеся нормативного правового регулирования деятельности и использования бюджетных средств на выполнение закрепленных полномочий и целей деятельности.

Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области, Правительства области и органов местного самоуправления. Руководителями органов исполнительной государственной власти области, учреждений, организаций принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.

Руководителям проверенных организаций направлено 42 представления, дано 102 предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, а также по восстановлению (взысканию) средств в бюджет.

Из общего количества предложений по состоянию на 28.03.2019 выполнены (приняты к исполнению) 98, или 96,1%.

За невыполнение двух предложений Палатой применены меры административной ответственности к должностному лицу проверяемого объекта. Срок выполнения двух предложений КСП области в настоящее время не наступил.

Невыполненные и выполненные не в полном объеме предложения по результатам проведенных контрольных мероприятий остаются на контроле в КСП области.

В отчетном периоде к 5 должностным лицам проверенных организаций применены меры дисциплинарного и материального характера.

КСП области по итогам контрольных мероприятий возбуждено 15 дел об административных правонарушениях:

/images/o2018/o5b.png

Все дела об административных правонарушениях рассмотрены, по результатам их рассмотрения:

- уполномоченными органами наложено 7 административных штрафов на общую сумму 81,3 тыс. рублей;

- производство по 5 делам прекращено ввиду малозначительности совершенного деяния с одновременным объявлением устного замечания должностным лицам проверяемых объектов;

- 2 дела прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения;

- по 1 делу виновному лицу назначено наказание в виде предупреждения.

Кроме того, по фактам нецелевого использования бюджетных средств в Департамент финансов области направлено 2 уведомления о применении бюджетных мер принуждения к органам местного самоуправления.

По одному из уведомлений в применении названных мер Департаментом финансов области отказано в связи с восстановлением средств, использованных не по целевому назначению, в бюджет в полном объеме. По второму уведомлению принято распоряжение по сокращению межбюджетных трансфертов муниципальному району на сумму допущенного нарушения.

КСП области проводилась постоянная работа по выявлению и пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

На основании соответствующих запросов материалы 17 контрольных мероприятий направлены в правоохранительные органы (Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Вологодской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области, прокуратура Вологодской области, прокуратуры городов и районов области, Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, второе следственное управление (с дислокацией в городе Санкт-Петербург) Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации).

В 2018 году на основании решений коллегии КСП области материалы 20 контрольных мероприятий направлены в прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений.

В течение всего отчетного года материалы проверок Палаты направлялись прокуратурой области в прокуратуры городов и районов области, в УМВД России по Вологодской области, а также в следственный отдел по городу Вологда следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области и в Управление Росреестра по Вологодской области.

Согласно информации, представленной органами прокуратуры, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется в отношении 10 контрольных мероприятий (с учетом мер КСП области и проверяемых объектов), по материалам 10 контрольных мероприятий приняты различные меры прокурорского реагирования, из них:

- внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих в отношении 12 должностных лиц (глав муниципальных образований, руководителей юридических лиц) и 3 автономных учреждений области;

- возбуждено 5 дел об административном правонарушении (3 – в отношении юридических лиц, 2 – в отношении должностных лиц), из них 1 дело в настоящее время находится на рассмотрении в суде, по результатам рассмотрения 3 дел назначены административные штрафы на сумму 62,0 тыс. рублей, производство по 1 делу прекращено по малозначительности с объявлением устного замечания должностному лицу.

Управлением Росреестра по Вологодской области по материалам проверки государственной программы развития льняного комплекса области по фактам нарушения земельного законодательства к административной ответственности привлечены два юридических лица и одно должностное лицо.

По результатам двух контрольных мероприятий 2018 года правоохранительными органами возбуждены уголовные дела:

- по материалам проверки реализации приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» следственным отделом по городу Вологда следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области в отношении должностного лица МКУ «Градостроительный центр города Вологды» – по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 Уголовного кодекса РФ (превышение должностных полномочий);

- по итогам проверки использования бюджетных средств, выделенных АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской области» в рамках реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020 годы» следственным управлением УМВД России по г.Вологде в отношении бывшего директора учреждения – по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 201 Уголовного кодекса РФ (злоупотребление полномочиями).

В отчетном году завершено расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) в отношении бывшего заместителя руководителя ГКУ ВО «Центр комплексного обеспечения деятельности мировых судей» в том числе по фактам, установленным КСП области в ходе контрольного мероприятия 2015 года «Проверка эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на судебную систему, в том числе государственному казенному учреждению «Центр комплексного обеспечения деятельности мировых судей» и на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Вологодской области в 2014 году (Бабушкинский, Кирилловский муниципальные районы)». Вологодским городским судом виновному лицу назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и штрафа в сумме 700,0 тыс. рублей.

В сентябре 2018 года Арбитражным судом Вологодской области принято решение об отказе в исковых требованиях Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области и ООО «Вологодская ягода» к КСП области о признании частично недействительным представления Палаты от 01.02.2016 №3-03/71, внесенного по итогам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Экономически значимая программа «Создание и развитие логистических центров в Вологодской области на 2013-2020 годы» государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013-2020 годы», за 2013-2014 годы и истекший период 2015 года. В феврале 2019 года решение суда первой инстанции Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом оставлено без изменения.

Проверки 2018 года охватывали различные сферы деятельности.

Три контрольных мероприятия 2018 года касались реализации приоритетных проектов:

- «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»;

- «Создание современной образовательной среды для школьников»;

- «Формирование современной городской среды».

За счет средств приоритетного проекта «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации» за 2017 год выполнено 60 полетов, эвакуировано 120 пациентов; за 9 месяцев 2018 года – 70 полетов, эвакуировано 393 пациента. Установлены нарушения в сфере закупок, в организации работы по медицинской эвакуации санитарным авиатранспортом, а также недостатки нормативного правового регулирования оказания услуг посредством санитарной авиации.

В рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» в проверяемом периоде направлялись средства на строительство 4 школ (в городах Вологде и Череповце, д.Щекино Вытегорского муниципального района, с.Никольский Торжок Кирилловского муниципального района) и ремонт здания начальных классов Харовской средней общеобразовательной школы.

За счет средств на реализацию приоритетного проекта «Формирование современной городской среды» в области благоустроено 109 дворовых территорий и 9 общественных территорий, а также обустроено 1 место массового отдыха.

В ходе названных контрольных мероприятий установлено завышение объемов принятых и оплаченных работ по строительству средней общеобразовательной школы по ул.Северной в г.Вологде, по ремонту здания начальных классов Харовской средней общеобразовательной школы, а также по благоустройству дворовых территорий.

В целом в отчетном году завышение объемов и стоимости принятых и оплаченных работ при строительстве (ремонте) объектов государственной (муниципальной) собственности установлено в 9 случаях на 7,3 млн. рублей. Основной причиной возникновения указанного нарушения является ненадлежащий контроль заказчиками принимаемых работ.

В отчетном году значительное внимание уделено проверкам казенных, бюджетных и автономных учреждений области в сферах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, средств массовой информации, молодежной политики, малого и среднего предпринимательства, агропромышленного комплекса, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Непосредственно в учреждениях установлены нарушения бухгалтерского учета, нарушения при планировании и выплате заработной платы, при управлении и распоряжении имуществом, при осуществлении государственных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (включая завышение объемов и стоимости принятых и оплаченных работ и оборудования). Кроме того, зафиксировано невыполнение учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также нарушение порядка предоставления субсидий.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлены проблемы при расчете нормативов на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) со стороны учредителей, что не позволяет в полной мере оценить достаточность финансового обеспечения государственных заданий.

В ходе проверок мероприятий государственной программы области «Совершенствование государственного управления в Вологодской области на 2013- 2020 годы» по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров, установлено, что получение сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия во всех проверенных многофункциональных центрах для 22 федеральных услуг (57,9%) и для 97 региональных услуг (99,0%) не осуществляется. Таким образом, в области не в полном объеме реализован один из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, установленный статьей 4 Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг – возможность получения услуг в электронной форме.

Всеми обследованными многофункциональными центрами не соблюдались Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в части времени ожидания в очереди на подачу документов. Наибольшее количество принятых документов с нарушением времени ожидания в очереди (более 40%) установлено в МФЦ г.Вологды.

Два контрольных мероприятия по использованию межбюджетных трансфертов, передаваемых в районы и входящие в их состав сельские поселения, проведены совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований (в Кирилловском и Никольском муниципальных районах). Выявлены нарушения при предоставлении (использовании) субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, при направлении средств на строительство объектов социальной инфраструктуры. Также проверки показали на имеющиеся проблемы в обосновании социальных выплат гражданам необходимыми документами.

В итоге совместной работы получен положительный опыт проведения контрольных мероприятий, результаты которых представляют взаимный интерес как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления.

Также в муниципальных образованиях области (Череповецкий муниципальный район и сельское поселение Самотовинское Великоустюгского муниципального района) проведена проверка законности и результативности расходов, направленных на содействие органам местного самоуправления в осуществлении дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения. В обоих муниципальных образованиях выявлены нарушения законодательства в сфере закупок. В Череповецком районе нормативы финансовых затрат на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения на 2017 год не разработаны, что не соответствует норме статьи 13 Федерального закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации. Кроме того, в районе выявлена оплата завышенных работ на двух объектах ремонта автомобильных дорог местного значения.

В рамках трех контрольных мероприятий проверялось выполнение мероприятий государственной программы развития агропромышленного комплекса области по направлениям субсидирования из федерального и областного бюджетов льняного комплекса области, произведенного и реализованного молока, а также процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам на развитие растениеводства. В ходе указанных проверок установлены нарушения законодательства на сумму 351,0 млн. рублей (27,3% от общего объема нарушений Палаты за год), наиболее характерными из них являются:

- необеспечение отраслевым департаментом полномочия главного распорядителя бюджетных средств, установленного частью 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- нарушения норм порядков предоставления субсидий как со стороны Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, так и со стороны получателей средств государственной поддержки.

3.     Результаты экспертно-аналитических мероприятий

/images/o2018/o6b.png

Экспертно-аналитическое направление деятельности реализовано КСП области в соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» путем проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области, государственных программ, анализа отчетных и иных данных.

В ходе экспертно- аналитических мероприятий, проведенных в 2018 году, проанализировано 243 объекта, подготовлено 18 заключений (2017 год - 20), в том числе: 6 – на проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, 8 – на отчеты об их исполнении, 2 – по анализу государственных программ и 2 – по тематическим экспертно-аналитическим мероприятиям.

По результатам экспертно-аналитических мероприятий установлено 95 нарушений нормативных правовых актов на общую сумму 936,6 млн. рублей, в том числе:

- при формировании и исполнении бюджетов – 50 (52,6% от общего количества) на сумму 930,4 млн. рублей (99,3% от итогового объема);

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 15 (15,8% от общего количества) на сумму 6,2 млн. рублей (0,7% от итогового объема);

- при ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении отчетности – 5 (5,3% от общего количества), не имеющие суммовой оценки;

- иные нарушения – 25 (26,3% от общего количества), не имеющие суммовой оценки.

/images/o2018/o7b.png

Количественная структура нарушений в 2018 году в сравнении с предыдущим годом изменилась и содержит 4 группы. Все нарушения, отнесенные к иным (26,3% от общего количества), установлены при проведении внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее также – внешняя проверка) за 2017 год и касаются нарушений правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Бо́льшая часть нарушений при осуществлении государственных закупок – 11 из 15 также выявлена в ходе внешней проверки.

Кроме того, установлено 8 недостатков, не имеющих суммовой оценки, которые в основном установлены в ходе экспертизы проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, а также при проведении экспертизы проектов законов о внесении изменений в закон области об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и в ходе оперативного контроля за исполнением областного бюджета.

По итогам экспертно-аналитических мероприятий за 2018 год выработано 30 предложений об устранении выявленных нарушений и недостатков. Все предложения КСП области выполнены.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ органы внешнего государственного финансового контроля наделены исключительными полномочиями по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.

В отчетном периоде внешняя проверка проведена в отношении 34 главных администраторов бюджетных средств, подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2017 год. В ходе данного мероприятия установлен 61 факт нарушений на общую сумму 11,0 млн. рублей:

- в результате проверки бюджетной отчетности на соблюдение требований, предъявляемых к ее составлению, установлено 11 фактов нарушений на 3,7 млн. рублей (из них – 2 факта недостоверности отдельных данных форм отчетности главных администраторов бюджетных средств на 1,3 млн. рублей);

- при анализе отчетности на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ выявлено 39 фактов нарушений на 4,8 млн. рублей;

- главными администраторами средств областного бюджета при осуществлении закупок нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иных нормативных правовых актов в сфере закупок: выявлено 11 фактов нарушений на 2,5 млн. рублей.

В целом по результатам внешней проверки Палатой сформирован вывод о соответствии объемов исполненных доходов, расходов и профицита бюджета показателям отчета и требованиям законодательства.

По фактам недостоверности отдельных данных форм отчетности главных администраторов бюджетных средств инспекторами Палаты возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, производство по одному из которых прекращено ввиду малозначительности совершенного деяния с одновременным объявлением устного замечания должностному лицу, по второму – на виновное лицо наложен административный штраф в размере 10,0 тыс. рублей.

Председатель КСП области И.В. Карнакова выступила с докладами на публичных слушаниях и заседании 23 сессии Законодательного Собрания области об итогах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2017 год. В выступлениях озвучены результаты исполнения областного бюджета, обращено внимание на особенности бюджетирования отчетного года.

В соответствии с требованиями статьи 36 закона области от 19.02.2008 №1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области» проведена проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2017 год.

Отмечено увеличение в 1,4 раза объемов и стоимости медицинской помощи, оказанной гражданам области за пределами территории страхования, что приводит к уменьшению финансирования учреждений здравоохранения области.

За прошедший год количество медицинских услуг специализированной медицинской помощи, оказанной за пределами Вологодской области, выросло в 1,2 раза (на 1392 случая), из которых более половины (56,3%) оказано медицинскими учреждениями Санкт-Петербурга и Москвы.

Исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области за отчетный период осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». В заключении, подготовленном КСП области, дана оценка и сделаны выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам и дефициту (профициту), а также о состоянии государственного долга Вологодской области.

В отношении недостатков проекта закона сформированы рекомендации органам исполнительной власти области по их устранению до рассмотрения законопроекта во втором чтении (в части представления обоснований, рассмотрения вопросов об увеличении доходной и расходной части бюджета и по другим направлениям), а также в процессе исполнения бюджета в очередном финансовом году.

/images/o2018/o8b.jpg Председатель КСП области И.В.Карнакова выступила с докладами на публичных слушаниях и на 27 сессии Законодательного Собрания области по проекту закона области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», акцентировав внимание на особенности бюджетного проектирования на предстоящий трехлетний период, и отметила, что требования законодательства к содержанию проекта закона об областном бюджете соблюдены.

Рекомендации КСП области, внесенные по итогам экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», частично учтены Правительством области при внесении поправок в проект закона области для принятия в первом и втором чтениях, а также будут приняты во внимание в процессе исполнения областного бюджета в 2019 году.

В отчетном периоде Палатой подготовлено 4 заключения на законопроекты «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», в ходе формирования которых проанализированы проекты законов области с приложениями, расчеты и обоснования предлагаемых изменений. По итогам экспертно-аналитических мероприятий даны соответствующие рекомендации, которые учтены при принятии законов области.

В заключениях на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2018 года дана оценка и сделаны выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством.

КСП области на протяжении последних лет уделяет внимание как контролю, так и анализу документов стратегического планирования.

В отчетном году Палатой проведена экспертиза 2 государственных программ: «Содействие созданию в Вологодской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2018 – 2025 годы и «Энергоэффективность и развитие газификации на территории Вологодской области на 2014 – 2020 годы», в ходе которых выявлены нарушения, связанные с несовершенством инструментов контроля реализации программ и даны рекомендации органам исполнительной государственной власти области по их устранению.

В отчетном году КСП Вологодской области впервые принимала участие в совместном и параллельном экспертно-аналитических мероприятиях, инициированных Счетной палатой Российской Федерации.

Одним из мероприятий стал анализ использования субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, выделенных в 2016 – 2017 годах.

В рамках названного экспертно-аналитического мероприятия, проведенного совместно со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами 60 субъектов Российской Федерации, Палатой проверено 192 муниципальных образования области, которыми в 2016-2017 годах использовались бюджетные средства, предоставленные на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. Нецелевого и неэффективного расходования субвенции не установлено.

         КСП Вологодской области параллельно со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами регионов проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей».

В ходе анализа установлено, что в одном из районов области на двух судебных участках средняя численность населения превышает установленную законом численность населения на одном участке. Отмечены отдельные нарушения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Помещения судебных участков находятся в состоянии, пригодном для эксплуатации, обеспечена их охрана, доступ к сети «Интернет» и консультационным системам. Отсутствует централизованное водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение на одном судебном участке. Требуется проведение текущих и капитальных ремонтов на 10 судебных участках.

Нормы служебной площади, установленные приказом Департамента по обеспечению деятельности мировых судей области, не соблюдаются на 22 судебных участках, 18 судебных участков не обеспечены помещениями для подсудимых (арестованных), для конвоя.

По итогам мероприятия сформированы рекомендации Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей области, которые выполнены.

Во исполнение пункта 7 части 1 статьи 8 закона от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» в отчетном году проведена финансово-экономическая экспертиза и подготовлены заключения на 29 проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части расходных обязательств региона, а также проектов законов области, регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения.

Задачей правового регулирования значительного числа проектов нормативных правовых актов являлось проведение целенаправленной и адресной политики по усилению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

/images/o2018/o9b.png

4.   Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок

Реализация полномочий по осуществлению аудита в сфере закупок обеспечивалась Палатой в соответствии с требованиями статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании статьи 8 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».

Аудит в сфере закупок осуществлялся с использованием стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг», утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018 № 6, и методических рекомендаций, утвержденных решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018 № 7.

В 2018 году Контрольно-счетной палатой области проведено 19 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в сфере закупок. Общее количество объектов, на которых он проводился, составило 64, из них 52 государственных заказчика, 12 муниципальных заказчиков. Выявлено 134 факта нарушений в сфере закупок на общую сумму 191,2 млн. рублей, в том числе:

- 86 фактов на сумму 191,2 млн. рублей – нарушения Федерального закона № 44-ФЗ;

- 48 фактов – нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ).

Заказчикам внесено 9 представлений для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков.

По фактам нарушений законодательства о закупках для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в контрольные органы в сфере закупок направлено 7 обращений и одно обращение - в прокуратуру Вологодской области.

По результатам проверок КСП области:

- Департаментом финансов области в отношении должностных лиц заказчиков возбуждено 137 административных производств, в результате объединения части дел в одно производство фактически рассмотрено 123 дела, из которых 108 – прекращены в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, 3 – прекращены в связи с отсутствием события правонарушения, 2 – прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, по 10 делам назначены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 215,0 тыс. рублей;

- прокуратурой города Вологды в отношении юридических лиц и должностных лиц заказчиков вынесено 3 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, которые рассмотрены Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, по результатам рассмотрения наложено 3 штрафа на сумму 62,0 тыс. рублей.

В рамках проведенных в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены нарушения, которые охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с организации контрактной службы и заканчивая применением обеспечительных мер и мер ответственности по исполненным контрактам.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленными Контрольно-счетной палатой области за 2018 год, являются:

- несоблюдение принципов и основных положений о закупке (неразмещение либо размещение с нарушением установленного срока информации о заключении, изменении, расторжении, исполнении контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ) – 35,8 % от общего количества выявленных нарушений;

- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров) – 9,7 % от общего количества выявленных нарушений;

- нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации и поставки товаров, включая своевременность расчетов по контракту (договору) – 9 % от общего количества выявленных нарушений;

- непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию – 6,7 % от общего количества выявленных нарушений;

- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе – 6,7 % от общего количества выявленных нарушений;

- отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом (договором), и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора), о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге – 6 % от общего количества выявленных нарушений;

- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка его размещения в открытом доступе – 5,2 % от общего количества выявленных нарушений;

- нарушения при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком – 3,7 % от общего количества выявленных нарушений;

- неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 3,7 % от общего количества выявленных нарушений.

5.     Обеспечение деятельности и взаимодействие КСП с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами

В соответствии с положениями закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2017 год рассмотрен на 21 сессии и утвержден постановлением Законодательного Собрания области от 18.04.2018 № 186. На основании положений статьи 24 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ отчет о работе КСП области за 2017 год опубликован в областной газете «Красный Север» от 05.05.2018 № 47 (27903) и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5.1 Взаимодействие КСП области со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов

5.1.1 Работа КСП области в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне

/images/o2018/o10b.jpg Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – Совет). Основой взаимодействия КСП области со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами (далее также – КСО) регионов в отчетном году стала работа в одной из шести комиссий Совета – комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (далее – Комиссия).

Председатель КСП области И.В. Карнакова является председателем Комиссии и членом Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – Президиум Совета).

В состав Комиссии входят 19 человек – должностные лица региональных и муниципальных органов внешнего финансового контроля, а также представитель Счетной палаты Российской Федерации.

Комиссия осуществляет деятельность на основании Положения, утвержденного решением Президиума Совета от 15.02.2017.

Основной целью, стоящей в отчетном году перед Комиссией, стал сбор, обобщение, изучение информации о функционировании на территории Российской Федерации органов внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за 2016 – 2017 годы, выработка предложений, направленных на совершенствование и повышение результативности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований, а также подготовка документов для решения задач по развитию единой системы внешнего финансового контроля.

Работа Комиссии строилась на основании годового плана, составленного с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета на 2018 год, решений Совета и Президиума Совета. Годовой план работы Комиссии утвержден решением Президиума Совета от 14.12.2017 №6-СКСО.

В течение года проводилась координация деятельности контрольно-счетных органов, входящих в Комиссию, а также реализация отдельных пунктов плана работы Комиссии.

В 2018 году председателем Комиссии проведено четыре заседания, три из которых – в режиме видеоконференцсвязи.

Во исполнение протокольных поручений совместного заседания Президиума Совета и Совета от 14.12.2017, в рамках плана работы Комиссии и плана работы Совета Комиссией проведены следующие мероприятия:

- «Сбор и обобщение информации о создании контрольно-счетных органов муниципальных образований и их объединений по состоянию на 01.01.2018»;

- «Сбор и обобщение информации о штатной и фактической численности контрольно-счетных органов муниципальных образований, включая анализ информации об уровне квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований по состоянию на 01.01.2018»;

- «Анализ применения инспекторским составом контрольно-счетных органов муниципальных образований Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), и обобщение вопросов, возникающих в ходе его практического применения»;

- «Анализ практики деятельности региональных объединений контрольно-счетных органов»;

- «Анализ выполнения полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами муниципальных образований в 2016-2017 гг.»;

- «О деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в 2017 году».

По результатам мероприятий сформированы итоговые материалы (аналитические записки), которые приняты на заседаниях Комиссии и далее представлены на рассмотрение Президиума Совета.

В рамках выполнения плана работы на 2018 год осуществлялась совместная деятельность Комиссии с комиссиями Совета, отделениями Совета в федеральных округах и ответственным секретарем Совета, директором Департамента внешних связей Счетной палаты РФ А.В. Базиным.

В течение года Палатой проводилось постоянное взаимодействие с пятью другими комиссиями Совета: по вопросам методологии, по правовым вопросам, по этике, по вопросам повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов, а также информационно-аналитической комиссией. В указанные комиссии направлялись запрашиваемые ими материалы, давались предложения по обсуждаемым вопросам.

5.1.2 Участие в мероприятиях Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов регионов

В течение года должностные лица КСП области принимали участие в обучающих семинарах-совещаниях Счетной палаты РФ в формате видеоконференций, в ходе которых обсуждались вопросы подготовки к контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям (в том числе совместным и параллельным) по следующим темам:

- «Анализ использования субвенций, выделенных в 2016 – 2017 годах на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»;

- «Проверка использования государственных средств и государственной собственности, направленных в 2015-2017 годах и истекшем периоде 2018 года на выполнение целей задач Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года, государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» и федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» на территории Приволжского федерального округа»;

- «Анализ и оценка расходов на финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в 2012-2017 годах»;

- «Контроль за формированием и использованием средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования: методология, подходы, практика, проблемы».

В ходе семинаров рассматривались проблемы нормативного правового регулирования рассматриваемых сфер деятельности, аспекты методологии мероприятий, а также круг вопросов, которые следует затронуть при их проведении.

Итоги мероприятий, касающихся воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей, рассмотрены на отдельных видеоконференциях, состоявшихся в декабре 2018 года.

Кроме того, сотрудники Палаты участвовали в следующих мероприятиях Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов регионов, состоявшихся в режиме видеоконференцсвязи:

- «круглый стол» по вопросам применения норм этики и морали в деятельности контрольно-счетных органов. Обсуждались аспекты актуализации Кодекса этики и служебного поведения сотрудников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в связи с изменениями действующего законодательства;

- семинар по программе курса «Профессиональное развитие сотрудников контрольно-счетных органов», основными темами которого стали:

- профессиональное развитие гражданских служащих с учетом изменений положений Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

административная практика органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

- конференция по актуальным вопросам применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), с учетом новаций бюджетного законодательства. Рассмотрены особенности квалификации нарушений на различных этапах бюджетного процесса в соответствии с Классификатором, в том числе детализации отдельных видов нарушений с учетом региональной (местной) специфики. Особое внимание было привлечено к нарушениям, за которые законодательством установлена административная ответственность. Также озвучены планируемые изменения в Классификатор нарушений;

- конференция по вопросам практического использования государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (ГИС ЕСГФК).

В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами регионов председатель КСП области И.В. Карнакова принимала участие:

- в рабочей встрече региональных контрольно-счетных органов Владимирской и Вологодской областей, посвященной вопросу методологии и практики проведения экспертиз законопроектов о бюджете на очередной финансовый год и плановый период и внешних проверок годового отчета об исполнении бюджета, состоявшейся в г.Владимире. Итогом мероприятия стало подписание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере внешнего финансового контроля между Счетной палатой Владимирской области и Контрольно-счетной палатой Вологодской области (январь 2018 года);

- в семинаре-практикуме контрольно-счетных органов субъектов Северо-Западного Федерального округа, проведенном в Санкт-Петербурге. Основной темой мероприятия определен «Контроль реализации приоритетных проектов. Опыт КСО субъектов Северо-Западного федерального округа». Кроме того, обсуждались отдельные практические вопросы организации системного мониторинга и контроля реализации приоритетных проектов, требующие дополнительного исследования на уровне Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (май 2018 года);

/images/o2018/o11b.jpg

Заседание Президиума Совета контрольно-счетных органов
при Счетной палате Российской Федерации, г.Ульяновск, 21.06.2018

- в заседании Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, состоявшемся в г.Ульяновске и посвященном предварительным итогам работы комиссий и отделений Совета за I полугодие 2018 года. Председатель Комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, председатель КСП Вологодской области И.В. Карнакова выступила с информацией о результатах работы Комиссии за I полугодие 2018 года и рассказала о мероприятиях, запланированных на II полугодие (июнь 2018 года);

- в работе межрегионального круглого стола по совершенствованию законодательства о внешнем государственном и муниципальном финансовом контроле и правоприменительной практике, также проходившем в г.Ульяновске. Одним из важнейших предметов дискуссии стали неэффективные бюджетные расходы, их методологические и правовые аспекты (июнь 2018 года);

- в заседании Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, проходившем в Великом Новгороде. На мероприятии подведены итоги работы Отделения за 2018 год. С докладом – информацией о работе Комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за 2018 год выступила председатель Комиссии, председатель Контрольно-счетной палаты Вологодской области И.В. Карнакова (ноябрь 2018 года);

/images/o2018/o12b.jpg

Заседание Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской
Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Великий Новгород, 29.11.2018

- в работе круглого стола, тематикой которого стали задачи контрольно-счетных органов в современных условиях. На заседании, также состоявшемся в Великом Новгороде, озвучена стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации, определены первоочередные планы по развитию органов внешнего государственного финансового контроля в регионах, отмечена роль контрольно-счетных органов в социально-экономическом развитии территорий (ноябрь 2018 года);

- в заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, одним из вопросов которого являлась оценка (анализ) деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области. В мероприятии также принял участие заместитель председателя Законодательного Собрания области Андрей Подволоцкий (декабрь 2018 года);

- в состоявшемся в Москве заседании Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Одной из основных тем мероприятия стали итоги деятельности комиссий Совета, а также отделений Совета в федеральных округах. Председатель Комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, председатель КСП Вологодской области Ирина Карнакова рассказала об итогах деятельности Комиссии за 2018 год, отметив, что все мероприятия плана работы текущего года выполнены (декабрь 2018 года);

/images/o2018/o13b.jpg

Заседание Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации,
Москва, 20.12.2018

- в заседании Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, прошедшем в Москве. В ходе мероприятия определены основные направления совместной работы отделений и комиссий Совета на ближайшие годы, в числе которых отмечено расширение практик стратегического аудита, внедрение проектного и процессного управления, расширение возможностей цифровых технологий и повышение квалификации сотрудников контрольно-счетных органов (декабрь 2018 года).

В сентябре отчетного года аудитор Палаты С.В. Белякова приняла участие в межрегиональном семинаре-совещании «Практика реализации адресных инвестиционных программ в субъектах, в том числе по объектам незавершенного строительства. Квалификация нарушений при расходовании бюджетных средств на строительство, текущий и капитальный ремонт объектов социальной сферы», состоявшемся в Архангельской области. Также в ходе семинара обсуждались проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства Российской Федерации в процессе расходования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов.

5.2 Взаимодействие КСП области с муниципальными органами внешнего финансового контроля

В 2018 году взаимодействие КСП области с контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области продолжилось на основании соглашений о сотрудничестве, заключенных со всеми 28 муниципальными органами внешнего финансового контроля.

В регионе под руководством Палаты функционирует Совет контрольно-счетных органов области (далее – Совет КСО области), объединяющий 28 КСО районов и городских округов.

В отчетном году Палатой продолжена работа в Совете КСО области с целью повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового контроля Вологодской области, координации их деятельности и укрепления сотрудничества между ними.

В течение года состоялось три заседания президиума (из них два – в заочной форме) и три заседания Совета КСО области (из них два – в заочной форме), в ходе которых рассмотрены актуальные вопросы деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований.

/images/o2018/o14b.jpg

Совет контрольно-счетных органов Вологодской области, г.Вологда, 24.04.2018

24 апреля под руководством И.В. Карнаковой – председателя Совета контрольно-счетных органов Вологодской области, председателя КСП области состоялось заседание Совета КСО области.

В мероприятии приняли участие: заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам А.Г. Подволоцкий, заместитель Губернатора области, начальник Департамента финансов области В.Н. Артамонова, начальник Государственно-правового департамента Правительства области С.Н. Сорокин, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры области К.И. Попов, а также представители 25 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

Ключевой тематикой заседания стали основные итоги работы контрольно-счетных органов муниципальных образований области (далее – МКСО) за 2017 год и задачи на 2018 год.

На заседании озвучены итоги деятельности Совета КСО области в 2017 году, определены основные направления дальнейшей деятельности с учетом взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и работы комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

Рассмотрены вопросы взаимодействия контрольно-счетных органов с постоянным комитетом по бюджету и налогам Законодательного Собрания Вологодской области, Департаментом финансов области, Правительством области и правоохранительными органами.

Обсуждались актуальные вопросы внешнего финансового контроля, в числе которых производство по делам об административных правонарушениях, а также применение Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

По состоянию на 1 января 2019 года контрольно-счетные органы функционируют во всех муниципальных районах области, 2 городских округах. Статусом юридического лица обладают 11 КСО, 17 – действуют в структуре аппаратов представительных органов.

КСП области проведен мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области за 2018 год. Общая штатная численность специалистов муниципальных органов внешнего финансового контроля по состоянию на 01.01.2019 составила 82 единицы, фактическая - 73 специалиста, укомплектованность кадрами – 89,0%. По сравнению с 2017 годом численность контролеров снизилась на 3,7%.

/images/o2018/o15b.png

Устранение большей части нарушений и недостатков проверяемыми объектами указывает на качество и значимость подготовленных КСО предложений, а также свидетельствует о серьезном отношении органов местного самоуправления к принятию конкретных мер по устранению недочетов и недопущению их в последующем.

Основные результаты мониторинга будут рассмотрены коллегией Палаты и направлены Губернатору области, председателю Законодательного Собрания области, прокурору области и руководителям представительных органов местного самоуправления.

В течение года Палатой проводились консультации с сотрудниками КСО и представительных органов муниципальных районов области по вопросам муниципального контроля, применения бюджетного законодательства, административного производства, реализации Федеральных законов от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и от 05.04.2013 №44-ФЗ.

5.3 Взаимодействие КСП области с Законодательным Собранием области

/images/o2018/o16b.jpg Заседание постоянного комитета Законодательного Собрания области по бюджету и налогам, г.Вологда, 22.11.2018
В течение года председатель и аудиторы КСП области принимали участие в работе постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области, на которых рассматривались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также меры, принимаемые для устранения выявленных нарушений и недостатков.

/images/o2018/o17b.jpg Совместное выездное заседание постоянных комитетов Законодательного Собрания области по бюджету и налогам, по регламенту и депутатской деятельности, г.Никольск, 25.10.2018

В отчетном году председатель Палаты принимала участие в сессиях Законодательного Собрания Вологодской области, в двух выездных заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам областного парламента: 7 июня – в Кирилловском муниципальном районе, 25 октября – в Никольском муниципальном районе (совместно с постоянным комитетом по регламенту и депутатской деятельности).

В ходе заседаний рассмотрены вопросы выполнения государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и основные проблемы, связанные с изменением межбюджетного регулирования в муниципальных районах, а также аспекты развития их налогового потенциала.

Особое внимание было уделено деятельности муниципальных контрольно-счетных органов (далее также – МКСО). С информацией о деятельности МКСО по организации контрольной и экспертно-аналитической работы на территории районов выступила председатель КСП области, в том числе обратив внимание на неприемлемость проведения проверок, выходящих за рамки полномочий муниципального органа внешнего финансового контроля. Подчеркнута необходимость неукоснительного выполнения плана работы контрольно-счетного органа и своевременного внесения в него изменений. Каждому из обозначенных органов внешнего муниципального финансового контроля дан ряд конкретных предложений в зависимости от имеющихся недостатков деятельности.

В отчетном году председатель КСП области участвовала в мероприятиях Законодательного Собрания области:

- в рабочем совещании по вопросам расчета нормативов для обеспечения общеобразовательного процесса, в частности, установления на уровне области порядка расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также учета при расчетах вышеназванных нормативов затрат на обеспечение деятельности работников образовательных организаций, непосредственно не занятых в образовательном процессе (апрель 2018 года);

/images/o2018/o18b.jpg Расширенное заседание коллегии Департамента финансов Вологодской области, г.Вологда, 06.03.2018

- в публичных слушаниях проекта программы развития региональной системы здравоохранения. В ходе мероприятия обсуждались основные направления развития отрасли на 2018 – 2022 годы и наиболее актуальные проблемы в названной сфере. В своем выступлении Ирина Карнакова отметила, что рассматриваемый документ содержит важные для отрасли положения, однако он не полностью отражает все направления развития здравоохранения, которые предусмотрены приоритетными проектами в области здравоохранения, разработанными Советом при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Представленную программу можно считать своего рода прологом к разработке конкретных мер и мероприятий развития отрасли на среднесрочную перспективу (май 2018 года).

5.4 Взаимодействие КСП области с органами исполнительной государственной власти области

В отчетном году Палата активно взаимодействовала с органами исполнительной государственной власти области.

1 марта председатель КСП области приняла участие в расширенном заседании коллегии департамента здравоохранения Вологодской области и постоянного комитета по образованию, культуре и здравоохранению Законодательного Собрания Вологодской области и выступила с докладом об основных нарушениях, выявленных в сфере здравоохранения в 2017 году.

В докладе отмечено, что на фоне ухудшения демографической ситуации в области, особенно на селе, происходило постепенное сокращение сети медицинских учреждений, оказывающих помощь сельскому населению. При этом с 2016 года наблюдается ежегодное увеличение расходов на здравоохранение за счет бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

6 марта председатель Палаты приняла участие в расширенном заседании коллегии Департамента финансов Вологодской области, основными вопросами которого стали перспективы развития социальной сферы в 2018 – 2020 годах, итоги исполнения бюджета области за 2017 год, итоги контрольно-ревизионной работы и контроля в сфере государственных (муниципальных) закупок за 2017 год, реализация мероприятий по централизации бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного и муниципального сектора области. В ходе мероприятия И.В.Карнакова рассказала об осуществлении внешнего государственного финансового контроля в 2017 году, акцентировав внимание на итогах наиболее значимых и результативных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий прошлого года, а также на задачах Палаты на текущий год.

5.5 Взаимодействие КСП области с правоохранительными и иными органами

В марте отчетного года председатель Палаты приняла участие в заседании региональной контрольной группы при главном федеральном инспекторе в Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

Для реализации задач, предусмотренных соглашениями о сотрудничестве, заключенными с правоохранительными органами, главный советник по правовым вопросам Палаты принимала участие в проходивших в прокуратуре Вологодской области заседаниях:

- межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики;

- межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции по тематике:

  • «Анализ эффективности работы по пресечению фактов незаконного вывода денежных средств за рубеж с использованием решений третейских судов»;

  • «Анализ результатов мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Вологодской области, затрагивающих вопросы противодействия коррупции и государственной, муниципальной службы».

В течение года специалисты КСП области участвовали в публичных обсуждениях правоприменительной практики по итогам работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области.

5.6 Организационные вопросы деятельности Палаты

План работы КСП области на 2018 год сформирован на основе поручений Законодательного Собрания области, результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предыдущего года и утвержден коллегией КСП области 28 декабря 2017 года. В первом и втором разделах плана поименованы экспертно-аналитические и контрольные мероприятия, в третьем разделе обозначены вопросы обеспечения деятельности и взаимодействия Палаты.

Постановлением Законодательного Собрания области от 26.04.2017 №173 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Вологодской области» установлена штатная численность КСП области в количестве 26 единиц, из них должностей государственной гражданской службы – 24 единицы. По состоянию на 01.01.2019 фактическая численность работников составила 26 человек, расходы на содержание Палаты в отчетном периоде – 34,3 млн. рублей.

Все сотрудники, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 8 сотрудников имеют 2 высших образования. В 2018 году аттестацию прошли 5 государственных гражданских служащих Палаты, пятерым государственным гражданским служащим присвоен очередной классный чин, 5 – прошли обучение по программам дополнительного образования в Вологодском филиале ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (4 – по программе «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами», 1 – по программе «Реализация полномочий должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции: законодательное регулирование и механизмы реализации»).

В январе 2018 года Палатой организовано обучение сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов региона в Вологодском филиале ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по программе повышения квалификации «Финансовый контроль и управление бюджетными ресурсами». В разработке программы, а также в чтении курса принимали участие сотрудники КСП области.

С приветственным словом к слушателям обратилась председатель Палаты Ирина Карнакова, которая подвела итоги деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля за прошлый год, рассказала о задачах, стоящих перед ними в 2018 году. Аудиторы КСП области раскрыли практические вопросы установления нарушений и недостатков при использовании бюджетных средств, реализации результатов контрольных мероприятий и финансово-экономической экспертизы программ. Лекция главного советника по правовым вопросам была посвящена осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

В отчетном периоде проводилась работа по разработке и принятию локальных правовых актов, и осуществлялся постоянный мониторинг законодательства РФ и Вологодской области по вопросам, входящим в компетенцию КСП области.

В целях актуализации методологического обеспечения деятельности и повышения системности и качества выполнения полномочий Палаты в 2018 году решениями коллегии КСП области утверждены 4 стандарта внешнего государственного финансового контроля:

- «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг»;

- «Организация и проведение проверки годового отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области»;

- «Проведение финансово-экономической экспертизы проектов законов Вологодской области и нормативных правовых актов органов государственной власти области»;

- «Проведение экспертизы проекта закона Вологодской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».

Кроме того, решениями коллегии КСП области внесены изменения в 6 стандартов внешнего государственного финансового контроля, принятых в прошлые годы, а также утверждены Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок.

Специалисты КСП области в 2018 году приняли участие в 42 заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции при рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях. В отчетном периоде рассмотрены в установленном законодательством порядке 19 обращений граждан.

В течение года согласованы 18 поступивших в Палату проектов нормативных правовых актов области. Замечания КСП области (при их наличии) учтены в полном объеме.

В целях обеспечения гласности и доступности информации о деятельности КСП области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Палаты kspvo.ru и Портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ регулярно размещалась информация о проведенной контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности. В 2018 году размещено 212 информационных материалов о деятельности органа внешнего государственного финансового контроля. Сайт КСП области посетили более 11,5 тысяч пользователей сети Интернет. Посредством раздела «Обращения граждан» сайта обеспечивается оперативная обратная связь с гражданами, которые могут направлять свои вопросы и предложения в адрес Палаты в электронном виде.

В 2018 году комиссией по этике Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ проведен мониторинг информационного наполнения официальных сайтов контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации в сети «Интернет». По результатам указанного мероприятия сайт Палаты вошел в группу 16-ти лучших наиболее наполненных официальных сайтов с оценкой 100%.

В 2018 году впервые Счетной палатой Российской Федерации проведена оценка (анализ) деятельности Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2015-2017 годы, результаты названной оценки рассмотрены на коллегии Счетной палаты Российской Федерации в декабре отчетного года.

По данным пресс-релиза, размещенного на сайте Счетной палаты Российской Федерации по итогам названной оценки (анализа):

«Счетная палата РФ проанализировала деятельность Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2015-2017 гг.

По оценке Счетной палаты, нормативно-правовое регулирование деятельности КСП в целом соответствует требованиям федерального законодательства.

КСП на плановой основе ведется методологическое обеспечение своей деятельности, в настоящее время полномочия КСП обеспечены методическими документами.

КСП налажено эффективное взаимодействие с Законодательным Собранием Вологодской области и правоохранительными органами. Принципы открытости и гласности в работе палаты в полной мере соблюдаются.»

КСП области проведена работа по сопровождению и обновлению имеющихся программных продуктов. Аппарат КСП области обеспечен средствами вычислительной техники и связи. Организована работа с ресурсами информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности информационных ресурсов локально-вычислительной сети.

В целях повышения эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП области произведена частичная замена компьютерного оборудования и организационной техники, использовались информационно-аналитические системы комплекса средств автоматизации контрольно-счетных органов РФ и мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Работа по поддержанию информационных технологий в Палате на должном уровне позволила в отчетном году осуществлять эффективное информационное взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области, органами исполнительной государственной власти области.

В отчетном году информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и о принятых мерах по итогам контрольных мероприятий размещается Палатой в Государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) - системе сбора, хранения, обработки и представления информации для обеспечения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности КСО в ходе планирования, выполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники и автоматизации, а также создания, развития и интеграции информационных ресурсов всех участников бюджетного процесса.

Палата стремится использовать свой потенциал для повышения качества решений, принимаемых органами государственной власти региона, а также для реализации задачи обеспечения органов власти и общества объективной информацией о состоянии финансов области.

6. Задачи Палаты на 2019 год

В 2019 году КСП области будет продолжена деятельность по осуществлению внешнего государственного финансового контроля.

План работы 2019 года сформирован на основе поручений Законодательного Собрания области, а также предложений Губернатора области. Общий объем поручений и предложений в план работы текущего года практически в 2 раза превышает прошлогодний аналогичный показатель.

Помимо традиционно затрагиваемых в проверочной деятельности тем образования, культуры, здравоохранения, социальной политики, агропромышленного комплекса, транспорта, отдельные мероприятия будут посвящены вопросам использования бюджетных средств на оформление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, на подготовку объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период, на мероприятия в сфере ветеринарии, на развитие мобильной торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах, на преобразование поселений путем их объединения.

Бо́льшая часть контрольных мероприятий 2019 года пройдет в муниципальных образованиях области, пять из них охватят аспекты использования всего комплекса межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета муниципальным образованиям.

Не останутся без внимания Палаты вопросы управления и распоряжения государственным имуществом области: контрольные мероприятия коснутся сфер образования, культуры, физической культуры и спорта.

Реализация полномочий главных администраторов доходов будет проверена в трех органах исполнительной государственной власти области. В ходе одного из контрольных мероприятий будет проанализирована эффективность централизации функций по ведению бюджетного учета.

Оценка итогов государственных закупок и проведение их внешнего аудита также останутся в зоне внимания Палаты.

В ходе экспертно-аналитических мероприятий будут проведены экспертизы проектов законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, отчетов об их исполнении, а также экспертизы иных проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части расходных обязательств области, а также проектов законов области, регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения. В 2019 году продолжится работа по экспертизе государственных программ.

Особое внимание будет уделено мерам, предпринятым объектами контроля по исполнению представлений Палаты по итогам контрольных мероприятий, а также реализации предложений и рекомендаций по результатам экспертно-аналитических мероприятий.

На заседании Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, состоявшемся 20 декабря 2018 года, главной задачей контрольно-счетных органов регионов на ближайшую перспективу определен мониторинг национальных проектов, который должен осуществляться по единой методологии. При поступлении дополнительных указаний КСП области подключится к этой работе.

Внедрение на систематической основе подходов комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях предоставления целостной картины функционирования органов исполнительной власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия также станет одним из ключевых направлений работы.

КСП области продолжит деятельность в рамках Комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, направленную на выполнение плана ее работы на 2019 год.

Комиссия в 2019 году продолжит работу по сбору, обобщению и анализу информации о деятельности контрольно-счетных органов, включая сведения об их создании, штатной и фактической численности.

С целью дальнейшего развития взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области, повышения качества проводимых мероприятий, обеспечения соблюдения действующего законодательства, оказания организационной, правовой, информационной и методической помощи Палата продолжит практику сотрудничества с муниципальными органами внешнего финансового контроля, в том числе в форме:

- участия в совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях;

- обмена опытом по разработке и применению стандартов внешнего муниципального финансового контроля.

Приоритетной задачей Палаты был и остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования средств областного бюджета на всех уровнях и этапах бюджетного процесса.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Палаты в совокупности нацелена на содействие органам государственной власти в повышении эффективности управления государственными ресурсами.