Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской
области за 2019 год
Утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты
Вологодской области (решение коллегии от 27 марта 2020 года № 14)
1. Общие
сведения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской
области (далее также – КСП Вологодской области, КСП области, Палата) за 2019
год подготовлен на основании требований статей 15, 24 закона области от
12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» в
соответствии с порядком подготовки годового отчета и ежеквартальных информаций,
утвержденным решением коллегии КСП области от 10.03.2015 № 2 (в редакции решений
коллегии КСП области от 06.05.2016 № 20, от 29.09.2017 № 33).
Деятельность Палаты осуществлялась в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации
деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,
Уставом Вологодской области, законами области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О
бюджетном процессе в Вологодской области» и от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О
Контрольно-счетной палате Вологодской области» и была направлена на выявление и профилактику нарушений в финансово-бюджетной сфере.
В соответствии с Уставом области,
законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» КСП области
является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового
контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему.
Деятельность Палаты основывается на принципах законности, объективности,
эффективности, независимости и гласности.
Внешний государственный финансовый контроль проводился КСП области в
форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлялась работа
по обеспечению деятельности и взаимодействия Палаты с органами законодательной
(представительной), исполнительной, судебной государственной власти,
правоохранительными органами и органами местного самоуправления области.
Контрольная и экспертно-аналитическая
деятельность в отчетном периоде строилась в соответствии с задачами и
полномочиями, установленными федеральным и региональным законодательством.
Законодательным
Собранием области инициированы 55,2% контрольных мероприятий отчетного года,
Губернатором области – 41,4%, КСП области – 3,4%. План
работы на 2019 год, утвержденный решением коллегии от 27.12.2018 № 61 (с последующими изменениями), выполнен в полном объеме.
Учитывая современные требования, предъявляемые к
внешнему финансовому контролю, в ходе своей работы Палата ориентировалась не
только на оценку законности, но и на анализ эффективности использования
бюджетных средств и государственного имущества. Вопросы результативности и
эффективности бюджетных расходов постоянно находятся в центре внимания Палаты.
Деятельность КСП
области по контролю за использованием государственных ресурсов в первую очередь
сосредоточена на определении рисков или системных ошибок с целью их
предупреждения и устранения.
Важнейшими этапами в работе Палаты являются
предварительный контроль, в ходе которого дается оценка обоснованности
бюджетных расходов, оперативный контроль текущего состояния бюджетных процессов,
а также последующий контроль – по его итогам формируется оценка эффективности и
результативности расходов средств бюджета.
Для квалификации установленных нарушений КСП области в
полном объеме применяет Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего
государственного аудита (контроля) (далее также – Классификатор нарушений,
Классификатор), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной
палате Российской Федерации 17.12.2014 (протокол № 2-СКСО) и рекомендованный
Счетной палатой Российской Федерации к использованию органами государственного
(муниципального) финансового контроля. С 2019 года Классификатор используется с
учетом региональной (местной) специфики.
В отчетном
периоде проведено 50 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Выявлено 415 финансовых
нарушений на сумму 866,9 млн. рублей и 65 недостатков на сумму 284,4 млн. рублей. По
результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предложено
устранить нарушения и недостатки на общую сумму 108,0 млн. рублей. По состоянию на 27.03.2020 устранено
нарушений и недостатков на сумму 90,0 млн. рублей (83,3%).
Неустраненный
суммовой объем нарушений объясняется невключением в действующую
редакцию закона области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период
2021 и 2022 годов» ассигнований на выполнение расходных обязательств по долгосрочному
кредитному контракту области «Завершение строительства комплекса областной
детской больницы в городе Вологде».
В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных
КСП области и недопущения их в дальнейшем, приняты: 1 закон области, 5
нормативных правовых и иных актов органов государственной власти области, в том
числе об утверждении государственных программ, 11 решений и постановлений
органов местного самоуправления; подготовлены: 2 проекта закона области и 2
проекта нормативных правовых и иных актов органов государственной власти
области.
Итоги контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены и утверждены на заседаниях
коллегии КСП области. В заседаниях коллегии принимали участие депутаты
Законодательного Собрания области, члены Правительства области, представители органов исполнительной
государственной власти области, местного самоуправления, учреждений и
организаций, Территориального фонда обязательного медицинского страхования
области, а также прокуратуры Вологодской области, аппарата Законодательного
Собрания области. В 2019 году проведено 17 заседаний коллегии Палаты, на
которых принято 73 решения.
По результатам контрольных мероприятий КСП области
возбуждено 15 дел об административных правонарушениях.
Кроме того, по материалам КСП области возбуждено 148 дел
об административных правонарушениях, в том числе 130 – Департаментом финансов
области, 12 – органами внешнего муниципального финансового контроля области, 5
– Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области, 1 – органами
прокуратуры. В результате объединения части дел в одно производство фактически
рассмотрено 135 дел, из которых 107 –
прекращены по различным основаниям, по 20 делам назначены административные
наказания в виде штрафов на общую сумму 208,3 тыс. рублей, по 8 – назначены
административные наказания в виде предупреждения.
КСП области осуществляла свою
деятельность во взаимодействии с депутатами, постоянными
комитетами Законодательного Собрания области, принимая участие в совещаниях,
заседаниях постоянных комитетов по рассмотрению отчетов о результатах
контрольных мероприятий, заключений на проекты законов области и по другим
вопросам, связанным с исполнением областного бюджета и бюджета Территориального
фонда обязательного медицинского страхования области.
В соответствии с действующим законодательством все отчеты
и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области.
2. Результаты
контрольных мероприятий
В ходе контрольных мероприятий Палата осуществляла
контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью)
использования средств областного бюджета, за соблюдением установленного порядка
управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной
собственности области.
КСП области проводились
контрольные мероприятия в органах исполнительной государственной власти области, в государственных и муниципальных учреждениях, организациях, являющихся
получателями средств областного бюджета,
а также в органах местного самоуправления.
Контрольная деятельность Палаты была направлена на оценку законности и
результативности управления бюджетными ресурсами и, как следствие, на
подготовку предложений по устранению нарушений и недостатков в использовании
средств и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом.
В соответствии с планом работы КСП области за отчетный год проведено и завершено 29 контрольных мероприятий,
в ходе которых проверены 111 объектов с объемом
бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности в сумме 10308,9 млн. рублей. Два контрольных
мероприятия, начавшихся в 2019 году, завершены в 1 квартале 2020 года, и с их
учетом общее количество проверенных объектов в 2019 году составило 141. При проведении контрольных
мероприятий осуществлен 81 контрольный обмер
(обследование), связанные с производством строительных
(ремонтных) работ и использованием имущества
Проведенными проверками выявлено 320 фактов нарушений законодательства с
использованием бюджетных средств и имущества на общую сумму 734,8 млн. рублей, или 7,1% от проверенного объема, которые
классифицированы по видам:
-
при формировании и исполнении бюджетов – 168 на сумму 500,3 млн. рублей;
-
при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными
видами юридических лиц – 121 на сумму 212,0 млн. рублей;
-
в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной)
собственностью – 16 на сумму 19,8 млн. рублей;
-
ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской
(финансовой) отчетности – 14 на сумму 2,7 млн. рублей;
-
иные нарушения – 1 (не имеет суммовой оценки).
В структуре выявленных в 2019 году нарушений (к общей их
сумме) наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении
бюджетов – 68,1%, при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и
закупок отдельными видами юридических лиц – 28,8%, в сфере управления и
распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 2,7%. Суммовая структура нарушений в 2019 году в
сравнении с предыдущим годом изменилась: их доля в сфере закупок возросла в 2
раза, что связано с увеличением количества объектов контроля, на которых
исследовалось соблюдение требований закона о контрактной системе (2019 год –
69, 2018 год – 27).
Суммовой объем нарушений 2019 года снизился по
сравнению с предыдущим годом в 1,7 раза, что в основном связано со снижением
более чем в 3 раза объема проверенных средств.
Количественная структура нарушений отчетного года по
сравнению с предыдущим годом также претерпела изменения: в общем количестве
нарушений преобладающий удельный вес заняли нарушения при формировании и
исполнении бюджетов – 52,5%, второе место – нарушения при осуществлении
государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических
лиц – 37,8%, третье место – нарушения в сфере управления государственной
(муниципальной) собственностью – 5%. В 2018 году наибольшее количество
нарушений было связано с осуществлением закупок.
Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлено 30
недостатков на 6,7 млн. рублей, при этом 44,9% их суммового объема связаны с
несоответствием принципу результативности и эффективности использования
бюджетных средств, закрепленному в статье 34 Бюджетного кодекса Российской
Федерации.
В работе исполнительных органов государственной власти
и государственных организаций, органов местного самоуправления и муниципальных
учреждений КСП области установлены нарушения бюджетного законодательства, а
также выявлены недостатки, касающиеся нормативного правового регулирования
деятельности и использования бюджетных средств на выполнение закрепленных
полномочий и целей деятельности.
Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на
заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области, в Правительстве области и в органах местного
самоуправления. Руководителями
органов исполнительной государственной власти области, учреждений, организаций
принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности
расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и
распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.
Руководителям проверенных организаций направлено 57
представлений, дано 143 предложения по устранению выявленных недостатков и
нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, а также по
восстановлению (взысканию) средств в бюджет. Все предложения КСП области
выполнены.
Кроме того, по фактам нарушений, установленных в ходе контрольных
мероприятий отчетного года, направлены информационные письма в органы
исполнительной государственной власти области, органы внешнего муниципального
финансового контроля, Управление Роспотребнадзора по Вологодской области.
В отчетном периоде к 2 должностным лицам
проверенных организаций применены меры дисциплинарного характера.
КСП области по итогам
контрольных мероприятий возбуждено 15 дел об административных правонарушениях:
- 5 дел по фактам
нарушений получателями средств бюджета условий предоставления межбюджетных
трансфертов;
- 5 дел по фактам
нецелевого использования бюджетных средств;
- 3 дела по фактам
нарушений порядка формирования государственного задания;
- 1 дело по факту нарушения главным распорядителем бюджетных
средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий
предоставления межбюджетных трансфертов;
- 1 дело по факту невыполнения в установленный срок законного
представления органа государственного финансового контроля.
Все дела об административных
правонарушениях рассмотрены, по результатам их рассмотрения:
- уполномоченными органами
наложено 7 административных штрафов на общую сумму 80,0 тыс. рублей;
- производство по 4 делам
прекращено ввиду малозначительности совершенного деяния с одновременным
объявлением устного замечания должностным лицам проверяемых объектов;
- 4 дела прекращено в связи с отсутствием состава административного
правонарушения.
Кроме того, по фактам
нецелевого использования бюджетных средств, установленных в ходе 3 контрольных
мероприятий, в Департамент финансов области направлено 8 уведомлений о применении
бюджетных мер принуждения к органам местного самоуправления. Департаментом финансов области сформированы 8 распоряжений о применении бюджетных мер
принуждения в виде сокращения межбюджетных трансфертов, подлежащих перечислению
в бюджеты:
- 5-ти муниципальных
районов в 2019 году в общем объеме 2,7 млн. рублей,
- 2-х муниципальных
районов в последующие финансовые годы в общей сумме 3,8 млн. рублей.
КСП области проводилась постоянная работа по выявлению и
пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.
На основании соответствующих
запросов материалы 10 контрольных мероприятий направлены в правоохранительные
органы (Управление Федеральной службы
безопасности Российской Федерации по Вологодской области, Управление Министерства внутренних дел Российской
Федерации по Вологодской области, прокуратура
Вологодской области, прокуратуры районов области, Череповецкая межрайонная
природоохранная прокуратура Волжской межрегиональной природоохранной
прокуратуры).
В 2019 году на основании
решений коллегии КСП области материалы 25 контрольных мероприятий направлены в
прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений.
В течение всего отчетного года материалы проверок
Палаты направлялись прокуратурой области в прокуратуры городов и районов области,
в УМВД России по Вологодской области.
Согласно информации, представленной органами
прокуратуры, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется в
отношении 10 контрольных мероприятий (с учетом мер КСП области и проверяемых
объектов), по материалам 15 контрольных мероприятий приняты различные меры
прокурорского реагирования, из них:
- внесены 19 представлений об устранении нарушений
закона, причин и условий, им способствующих, в отношении должностных лиц (муниципальных образований, руководителей государственных
и муниципальных учреждений);
- внесено 1 предостережение о недопустимости нарушения
закона;
- возбуждено 1 дело об административном
правонарушении, по
результатам его рассмотрения назначен административный
штраф в размере 20,0 тыс. рублей.
В отчетном году завершен судебный
процесс в отношении результатов проверки целевого и эффективного использования
бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Экономически
значимая программа «Создание и развитие логистических центров в Вологодской
области на 2013-2020 годы» государственной программы «Развитие
агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на
2013-2020 годы», за 2013-2014 годы и истекший период 2015 года.
В мае 2019 года Арбитражным судом
Северо-Западного округа оставлено без изменения решение Арбитражного суда
Вологодской области от 30.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019, согласно которым в
удовлетворении исковых требований Департамента сельского хозяйства и
продовольственных ресурсов Вологодской области и ООО «Вологодская ягода» к КСП
области о признании частично недействительным представления Палаты от
01.02.2016 №3-03/71 вышеназванными судебными инстанциями было отказано. В
августе 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации отказано
Департаменту сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской
области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании
Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В ноябре 2019 года Арбитражным
судом Вологодской области принято решение об отказе в исковых требованиях
Департамента экономического развития Вологодской области к КСП области о
признании частично недействительным представления Палаты от 02.07.2018 №
3-03/607, внесенного по итогам проверки использования бюджетных средств,
выделенных АНО «Региональный центр поддержки предпринимательства Вологодской
области» в рамках реализации государственной программы «Поддержка и развитие
малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2020
годы».
Проверки 2019 года охватывали различные сферы
деятельности.
В отчетном году проведено 5 контрольных мероприятий по
использованию межбюджетных трансфертов, передаваемых в районы и входящие в их
состав сельские поселения, из них 4 мероприятия выполнены совместно с
контрольно-счетными органами муниципальных образований. Названные комплексные
проверки охватили Вологодский, Грязовецкий, Кадуйский, Сокольский и
Череповецкий муниципальные районы. Выявлены нарушения при предоставлении
(использовании) субсидий гражданам на приобретение (строительство) жилья, при
направлении средств на строительство объектов социальной инфраструктуры. Зафиксированы
факты несоблюдения требований закона о контрактной системе, большую часть
которых составляет необоснованное дробление сделок по выполнению работ и
оказанию услуг, а также несвоевременная оплата контрактов. Кроме того, проверки показали на имеющиеся
проблемы в обосновании социальных выплат гражданам необходимыми документами.
В итоге совместной работы получен положительный опыт
проведения контрольных мероприятий, результаты которых представляют взаимный
интерес как для органов государственной власти, так и для органов местного
самоуправления.
В ходе трех контрольных мероприятий 2019 года
исследовались вопросы осуществления
органами исполнительной государственной власти региона полномочий главного
администратора доходов областного бюджета: в Департаменте лесного комплекса
области, Департаменте имущественных отношений области и Департаменте дорожного
хозяйства и транспорта области. Установлено, что названные функции
осуществлялись департаментами не в полной мере, а именно, допускались случаи
некачественного прогнозирования доходов, их неначисления в установленном
законодательством порядке, несвоевременного взыскания задолженности по
администрируемым доходным источникам.
В сфере управления и распоряжения имуществом в
отчетном году Палатой проведены 3 контрольных мероприятия, затронувших вопросы
обеспечения учета, сохранности и эффективности использования государственного
имущества области, находящегося в оперативном управлении учреждений культуры,
образования, физической культуры и спорта. Наиболее характерными из выявленных
нарушений являются:
- неиспользование объектов имущества для решения
уставных задач, в том числе в связи с их неисправностью либо отсутствием
необходимости в использовании;
- отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество
(зданий и земельных участков): права собственности области, права постоянного
(бессрочного) пользования и права оперативного управления учреждений;
- нарушения норм договоров о порядке
использования имущества в части обеспечения содержания имущества в надлежащем
техническом состоянии.
Проверками использования предоставляемых муниципальным
районам субвенций на обеспечение образовательного процесса, на осуществление
отдельных государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней
животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также по
организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установлены недостатки нормативного правового регулирования финансового
обеспечения и предоставления субвенций как на областном, так и на местном
уровнях.
Три контрольных мероприятия касались использования субсидий, предоставленных
муниципальным образованиям области на строительство и ремонт объектов
инфраструктуры, а именно, автомобильных дорог общего пользования местного
значения, гидротехнических сооружений (тракта водоподачи из Кубенского
водохранилища в целях увеличения водности водохранилища на реке Вологда вблизи
дер. Михальцево), объектов теплоэнергетики. Названными проверками установлена
значительная часть (91,3 млн. рублей, или 43,1%) суммовых нарушений закона о
контрактной системе, установленных при проведении проверок 2019 года:
несоблюдение сроков оплаты контрактов, приемка и оплата выполненных работ,
оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов.
Проверкой законности и результативности расходов на
обеспечение питанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей указанных категорий кроме нарушений санитарно-эпидемиологических
требований установлены факты несоблюдения натуральных норм питания, а также
значительные отличия средней стоимости питания детей, обучающихся в
профессиональных образовательных организациях области (от 145 до 200 рублей) и
школьников, находящихся в государственных организациях для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (248 рублей).
В ходе контрольного мероприятия по анализу
эффективности использования бюджетных средств на обеспечение деятельности
выездных бригад скорой медицинской помощи выявлены факторы, влияющие на
своевременность и качество оказания скорой медицинской помощи: работа водителей автомобилей в круглосуточном
режиме, использование автомобилей с более чем 5-летним сроком эксплуатации и
недостаточность их количества, несоблюдение установленного Программой государственных гарантий времени доезда
до больных службой скорой помощи, неполная укомплектованность медицинским
персоналом (врачами, фельдшерами).
3.
Результаты
экспертно-аналитических мероприятий
Экспертно-аналитическое
направление деятельности реализовано КСП области в соответствии с положениями
бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате
Вологодской области» путем проведения экспертизы проектов нормативных правовых
актов области, государственных программ, анализа исполнения областного бюджета
и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области.
В ходе экспертно- аналитических мероприятий, проведенных в 2019 году, проанализировано
54 объекта, подготовлено 21 заключение (2018 год – 18), в том числе: 7 – на
проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда
обязательного медицинского страхования области, 8 – на отчеты об их исполнении,
6 – по анализу государственных программ.
По итогам экспертно-аналитических
мероприятий установлено 95 фактов нарушений нормативных правовых актов на 132,2 млн. рублей, в том числе:
- при формировании и исполнении бюджетов – 57 (60% от
общего количества) на 110,0 млн. рублей (83,2% от итогового объема);
- при осуществлении государственных (муниципальных)
закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 28 (29,4% от общего
количества) на 21,0 млн. рублей (15,9% от итогового объема);
- в сфере управления и распоряжения государственной
(муниципальной) собственностью – 5 (5,3% от общего количества) на 1,2 млн.
рублей (0,9% от итогового объема);
- иные нарушения – 5 (5,3% от общего количества), не
имеющие суммовой оценки.
В количественной структуре нарушений 2019 года так же,
как и в 2018 году, преобладают нарушения при формировании и исполнении бюджетов
(60%) и весомую часть занимают нарушения при осуществлении государственных
закупок (29,4%). В 2019 году в ходе экспертно-аналитических мероприятий не
выявлялись нарушения ведения бухгалтерского учета, в то же время установлены
нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной)
собственностью. В отчетном году более чем в 3 раза снизилось количество нарушений
правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового
аудита, квалифицирующихся как иные нарушения.
Кроме того, зафиксировано 35 недостатков на общую
сумму 277,6 млн. рублей, которые в основном выявлены при проведении внешней
проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2018
год, а также экспертизы проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и
2022 годов.
По итогам экспертно-аналитических
мероприятий за 2019 год выработано 35 предложений об устранении выявленных
нарушений и недостатков, из них 34 выполнены (приняты к исполнению). По
состоянию на 27.03.2020 не выполнено 1 предложение КСП области. Данный вопрос
находится на контроле Палаты.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ органы внешнего
государственного финансового контроля наделены исключительными полномочиями по
проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета.
В отчетном периоде
внешняя проверка проведена в отношении 34 главных администраторов бюджетных
средств, подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении областного
бюджета за 2018 год. В ходе данного мероприятия установлено 66 фактов нарушений и
недостатков на общую сумму 249,7 млн. рублей:
- в результате внешней проверки бюджетной отчетности, а
также при анализе данных отчетности
на соответствие требованиям Бюджетного кодекса РФ выявлено 27 фактов нарушений
и недостатков на 223,9 млн. рублей;
- главными
администраторами средств областного бюджета при осуществлении закупок нарушены
нормы Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» и иных нормативных правовых актов в сфере закупок: выявлено 28 фактов
нарушений на 21,0 млн. рублей;
- при проверке иных вопросов, связанных
с расходованием средств областного бюджета, установлены 11 фактов нарушений и
недостатков нормативных правовых и локальных актов на 4,8 млн. рублей.
В целом по итогам внешней проверки Палатой сформирован вывод о
соответствии объемов исполненных доходов, расходов и профицита бюджета
показателям отчета и требованиям законодательства.
Председатель КСП
области И.В. Карнакова выступила с докладами на публичных слушаниях и заседании
36 сессии Законодательного Собрания области об итогах внешней проверки отчета
об исполнении областного бюджета за 2018 год. В выступлениях озвучены результаты
исполнения областного бюджета, обращено внимание на особенности бюджетирования
отчетного года и на основные недостатки, выявленные в ходе проведения внешней
проверки.
В соответствии с
требованиями статьи 36 закона области от 19.02.2008 №1758-ОЗ «О бюджетном
процессе в Вологодской области» проведена проверка отчета об исполнении бюджета
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской
области за 2018 год.
Отмечено увеличение в течение 2018 года кредиторской
задолженности учреждений здравоохранения по
средствам ОМС на 252,3 млн. рублей, а также рост
оказания медицинских услуг специализированной медицинской помощи за
пределами области на 13,8%.
Исполнение бюджета Территориального фонда
обязательного медицинского страхования области за отчетный период
осуществлялось в соответствии с действующим законодательством.
На основании положений Бюджетного кодекса РФ, иных
нормативных правовых актов Российской Федерации и Вологодской области проведена
экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый
период 2021 и 2022 годов». В заключении, подготовленном КСП области, дана
оценка и сделаны выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам
и дефициту (профициту), а также о состоянии государственного долга Вологодской
области.
В отношении недостатков проекта закона сформированы
рекомендации органам исполнительной власти области по их устранению до
рассмотрения законопроекта во втором чтении (в части представления обоснований,
рассмотрения вопросов об увеличении доходной и расходной части бюджета и по
другим направлениям), а также в процессе исполнения бюджета.
Председатель КСП области И.В.Карнакова выступила с докладами на
публичных слушаниях и на 39 сессии Законодательного Собрания области по проекту
закона области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022
годов», акцентировав внимание на
особенностях бюджетного проектирования на предстоящий трехлетний период, и
отметила, что требования и ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской
Федерации к содержанию законопроекта об областном бюджете, соблюдены.
Рекомендации КСП области, внесенные по
итогам экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2020 год и
плановый период 2021 и 2022 годов», учтены Правительством области при внесении
поправок в проект закона области для принятия в первом и втором чтениях, а
также будут приняты во внимание в процессе исполнения областного бюджета в 2020
году и при формировании законопроекта о бюджете на 2021 год и плановый период
2022 и 2023 годов.
В отчетном периоде Палатой проведено 4 экспертизы
законопроектов «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на
2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в ходе которых проанализированы
проекты законов области с приложениями, расчеты и обоснования предлагаемых
изменений. По итогам экспертиз даны соответствующие рекомендации, которые
учтены при принятии законов области.
В заключениях на отчеты об исполнении областного
бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования
Вологодской области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2019 года дана оценка
и сформированы выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей
бюджетов в соответствии с действующим законодательством.
КСП области постоянно уделяет внимание как контролю, так и анализу
документов стратегического планирования.
В отчетном году Палатой проведена экспертиза 6
государственных программ:
- «Сохранение и развитие культурного потенциала,
развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области на 2015-2020
годы»;
- «Обеспечение профилактики правонарушений,
безопасности населения и территории Вологодской области в 2013-2020 годах»;
- «Поддержка и развитие малого и среднего
предпринимательства в Вологодской
области на 2013-2020 годы»;
- «Информационное общество - Вологодская область
(2014-2020 годы)»;
- «Управление региональными финансами Вологодской области на 2015-2020 годы»;
- «Совершенствование системы управления и распоряжения
земельно-имущественным комплексом Вологодской области на 2017-2020 годы».
В ходе экспертизы
программ выявлены нарушения, связанные с несовершенством инструментов контроля
их реализации, а также соблюдением принципа единства и целостности
функционирования системы стратегического планирования, определенного Федеральным
законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». По итогам
мероприятий сформированы рекомендации органам исполнительной государственной
власти области, которые выполнены.
Во исполнение пункта 7 части 1 статьи 8 закона от
12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» в отчетном
году проведена финансово-экономическая экспертиза и подготовлены заключения на 55
проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти
области в части расходных обязательств региона, а также проектов законов
области, регулирующих бюджетные правоотношения.
Задачей правового регулирования значительного числа
проектов нормативных правовых актов являлось проведение целенаправленной и
адресной политики по усилению мер социальной поддержки отдельных категорий
граждан.
4.
Обобщенная
информация о результатах аудита в сфере закупок
Реализация полномочий
по осуществлению аудита в сфере закупок обеспечивалась Палатой в соответствии с
требованиями статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» и на основании статьи 8 закона области от 12.07.2011 №
2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».
Аудит в сфере закупок
осуществлялся с использованием стандарта
внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг»,
утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018
№ 6, и методических рекомендаций, утвержденных решением коллегии
Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018 № 7.
В 2019 году
Контрольно-счетной палатой области проведено 19 контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в
сфере закупок. Общее количество объектов, на которых он проводился, составило 103, в том числе 45 государственных заказчиков, 58
муниципальных заказчиков. Выявлено 149 фактов
нарушений (77 – процедурных, 72 – финансовых) в сфере закупок на общую сумму 233,0
млн. рублей.
Заказчикам внесено 18
представлений для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению
выявленных нарушений и недостатков.
По фактам нарушений
законодательства о закупках для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных
правонарушениях в контрольный орган в сфере закупок (Департамент финансов
области) направлено 16 обращений.
В рамках проведенных в
отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены
нарушения, которые охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с формирования
плана-графика закупок и заканчивая применением мер ответственности по
исполненным контрактам.
Наиболее распространенными
нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленными
Контрольно-счетной палатой области за 2019 год, являются:
- нарушения условий
реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая
своевременность расчетов по контракту (договору) – 26,2% от общего количества
выявленных нарушений;
- непредставление,
несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов,
подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, или
направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих
недостоверную информацию – 20,8% от общего количества выявленных нарушений;
- нарушения порядка
формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его
размещения в открытом доступе – 12,1% от общего количества выявленных
нарушений;
- приемка и оплата
поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих
условиям контрактов (договоров) – 12,1% от общего количества выявленных
нарушений;
- нарушения при выборе
конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 7,4% от
общего количества выявленных нарушений;
- неприменение мер
ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени,
штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 6,0% от
общего количества выявленных нарушений.
5.
Обеспечение
деятельности и взаимодействие КСП с государственными органами, органами
местного самоуправления и муниципальными органами
В соответствии с положениями
закона области «О Контрольно-счетной палате
Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным
Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2018 год рассмотрен на 34 сессии и принят к сведению постановлением Законодательного
Собрания области от 26.04.2019 № 170. На
основании положений статьи 24 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ отчет о
работе КСП области за 2018
год опубликован в областной газете «Красный Север» от 14.05.2019 № 50 (28053) и
размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.1 Взаимодействие
КСП области со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов
5.1.1 Работа КСП
области в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на
муниципальном уровне
Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате Российской Федерации (далее также – Совет), возглавляемого председателем Счетной палаты Российской Федерации А.Л.
Кудриным. Основой
взаимодействия КСП области со Счетной палатой Российской Федерации и
контрольно-счетными органами (далее также – КСО) регионов в отчетном году стало продолжение работы в одной из шести комиссий Совета – по совершенствованию внешнего
финансового контроля на муниципальном уровне (далее – Комиссия).
Председатель КСП области И.В. Карнакова является председателем
Комиссии и членом Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате Российской Федерации (далее – Президиум Совета). 18 декабря 2019 года на
состоявшемся в Москве заседании Президиума Совета в расширенном составе Ирина
Валериевна вновь избрана председателем вышеназванной комиссии Совета на
предстоящий трехлетний период.
В её состав входят 19 человек – должностные лица региональных и муниципальных
органов внешнего финансового контроля, а также представитель Счетной палаты Российской
Федерации.
Комиссия осуществляет
деятельность на
основании Положения, утвержденного решением Президиума Совета от 15.02.2017.
В рамках решения возложенных
задач в течение года осуществлялся сбор, обобщение, изучение информации о
функционировании на территории Российской Федерации органов внешнего
финансового контроля на муниципальном уровне за 2018 год. Аналитические
материалы, сформированные по итогам проведенной работы, содержат в том числе
рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и повышение
результативности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных
образований.
Работа Комиссии строилась на основании годового плана,
составленного с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета
на 2019 год, решений Совета и Президиума Совета. Годовой
план работы утвержден решением Президиума Совета от 20.12.2018 №7-СКСО.
В течение года проводилась координация деятельности
контрольно-счетных органов, входящих в Комиссию, а также реализация отдельных
пунктов плана её работы.
В 2019 году председателем Комиссии проведено пять
заседаний, два из которых – в режиме видеоконференцсвязи и три – в заочной
форме.
Во исполнение протокольных
поручений совместного заседания Президиума Совета и Совета от 20.12.2018, в рамках плана работы
Комиссии и плана работы Совета на 2019 год проведены следующие мероприятия:
- «Сбор и обобщение информации
о создании контрольно-счетных органов муниципальных образований и их
объединений по состоянию на 01.01.2019»;
- «Сбор и обобщение информации
о штатной и фактической численности контрольно-счетных органов муниципальных
образований, включая сведения об уровне
квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований по
состоянию на 01.01.2019»;
- «Сбор и обобщение информации с
подготовкой аналитической записки о деятельности контрольно-счетных органов
муниципальных образований за 2018 год»;
- «Анализ практики
осуществления контрольно-счетными органами муниципальных районов и городских
округов полномочий в сфере противодействия коррупции»;
- «Анализ практики применения стандартов внешнего
муниципального финансового контроля в деятельности контрольно-счетных органов
муниципальных образований».
По результатам
мероприятий сформированы итоговые материалы (аналитические записки), которые
приняты на заседаниях Комиссии и далее представлены на рассмотрение Президиума
Совета.
5.1.2 Участие в мероприятиях Счетной палаты РФ и контрольно-счетных
органов регионов
В течение года председатель и специалисты Палаты участвовали в видеоконференциях,
проходивших на портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных
органов Российской Федерации:
- рабочее совещание в формате «круглого стола» по
вопросу реализации Федерального закона от 27.12.2018 № 566-ФЗ «О внесении
изменений в статьи 13 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации
и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований»;
- два семинара, посвященных практическим аспектам
осуществления производства по делам об административных правонарушениях
должностными лицами органов внешнего государственного и муниципального финансового
контроля, и правоприменительной практики по указанным делам;
- два обучающих семинара по вопросам контроля реализации национальных
проектов: «Жилье и городская среда» и «Безопасные
и качественные автомобильные дороги»;
- два обучающих семинара «Практика применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), при проведении контрольных мероприятий». На одном из
названных мероприятий также обсуждались требования к методологическому обеспечению деятельности контрольно-счетных
органов;
- обучающий семинар в рамках профессионального
развития сотрудников контрольно-счетных органов, посвященный вопросам выявления нарушений и недостатков при
формировании, выполнении и финансовом обеспечении государственного задания, а
также контролю формирования и реализации инвестиционных программ и проектов;
- обучающий семинар «Основные нарушения и недостатки, выявляемые
в ходе проверки и анализа реализации государственных программ Российской
Федерации»;
- обучающий семинар «Вопросы
развития человеческого капитала и кадрового обеспечения деятельности контрольно-счетных органов»;
- обсуждение системных предложений
Счетной палаты Российской Федерации по снижению объема и количества объектов
незавершенного строительства, направленных в Правительство Российской Федерации
по результатам экспертно-аналитического мероприятия (с учетом информации
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации);
- обучающий семинар «Функциональные возможности
подсистемы «Мониторинг закупок» Единой информационной системы в сфере закупок и
практические рекомендации по ее использованию» по практическим вопросам применения
названной системы для реализации полномочия органов внешнего государственного
финансового контроля по аудиту в сфере
закупок;
международные семинары по обмену опытом
- российско-азербайджанский
семинар по применению информационно-коммуникационных технологий в
государственном аудите, в том числе по вопросам
автоматизации процесса внешнего государственного аудита, создания
информационных систем и их использования при обработке и анализе данных при
осуществлении деятельности контрольно-счетных органов;
- российско-азербайджанский семинар «Оценка
обоснованности основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, а также состояния нормативно-методической базы по их прогнозированию при формировании заключения на проект федерального
бюджета»;
- российско-киргизский семинар «Контроль качества
аудита»;
- российско-финский семинар по вопросам
трансформации работы высших органов аудита в эпоху цифровых технологий, открытости и прозрачности деятельности, развития человеческого капитала, стратегического
аудита;
- российско-киргизский семинар «Проведение аудита
исполнения федерального бюджета и подготовки заключения на проект закона о
федеральном бюджете».
В ходе видеоконференций рассматривались
проблемы нормативного правового регулирования рассматриваемых сфер деятельности,
аспекты методологии обсуждаемых вопросов,
а также синхронизации деятельности органов внешнего государственного и
муниципального финансового контроля при выполнении ими возложенных полномочий.
В рамках взаимодействия с контрольно-счетными органами
регионов председатель КСП области И.В. Карнакова принимала участие:
- в состоявшейся в Москве
сессии Гайдаровского форума «Стратегический аудит: как высшие органы аудита
оценивают достижение национальных целей». В рамках панельной дискуссии
руководители высших органов аудита России, Австрии, Индонезии, Финляндии, Китая
и Соединенных Штатов Америки рассказали о наиболее успешном опыте применения
стратегического аудита, результаты которого были востребованы властью и привели
к положительным изменениям (январь 2019
года);
- в международном семинаре
«Государственный аудит. Взгляд в будущее», организованном
Контрольно-счетной палатой Москвы с участием членов Руководящего
Комитета Европейской организации региональных органов внешнего финансового
контроля (ЕВРОРАИ). На семинаре
обсуждались вопросы теории и практики внешнего государственного финансового
контроля, роли информационных технологий в его развитии, а также взаимодействия
органов внутреннего и внешнего государственного финансового контроля (март 2019
года);
- в заседании проходившего в
Москве круглого стола, тематикой которого стал опыт государственного
финансового контроля региональных инфраструктурных проектов на примере города
Москвы (март 2019 года);
- в семинаре-совещании руководителей
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации «Роль внешнего
государственного финансового контроля при реализации национальных и
приоритетных проектов: практика и актуальные проблемы», состоявшемся в
Ростове-на-Дону. В рамках предложенной тематики рассмотрены вопросы аудита
национальных целей и первых результатов, полученных Счетной палатой Российской
Федерации за прошедший период, проблематики участия контрольно-счетных органов
в проведении подобных проверок, а также цифровой трансформации аудита (июнь 2019 года);
- в заседании Президиума Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате Российской Федерации, проходившем в г.Новочеркасске
Ростовской области. На мероприятии подведены предварительные итоги работы
комиссий и отделений Совета за I полугодие 2019 года. С информацией о
результатах работы комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной
палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего финансового контроля
на муниципальном уровне за I полугодие 2019 года выступила председатель
комиссии, председатель КСП Вологодской области И.В. Карнакова (июнь 2019 года);
XIII Конгресс ИНТОСАИ, Москва, сентябрь 2019 года
- в проходивших в Москве мероприятиях XXIII Конгресса международной
организации высших органов аудита – ИНТОСАИ. Основными
темами форума стали «Информационные технологии в развитии государственного
управления» и «Роль высших органов аудита в достижении национальных приоритетов
и целей». Состоялись пленарные сессии, а также рабочие встречи по основным
темам конгресса, одной из них стала встреча по вопросам мониторинга
национальных проектов в региональном разрезе. Завершились мероприятия
подписанием Московской декларации, в основу которой положены главные выводы XXIII
Конгресса ИНТОСАИ (сентябрь 2019 года);
- во Всероссийском
совещании руководителей контрольно-счетных органов субъектов Российской
Федерации по тематике «Мониторинг реализации национальных проектов»,
проходившем в Махачкале. В рамках совещания состоялась стратегическая сессия,
включившая в себя обсуждение подходов к мониторингу и взаимодействие его
участников на примере конкретных национальных проектов в четырех рабочих
группах: «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные
дороги», «Образование» и «Культура», «Здравоохранение» и «Экология», «Малое и
среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы» и «Цифровая экономика» (октябрь 2019 года);
- в заседании
Отделения Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате
Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, состоявшемся в
Санкт-Петербурге. На мероприятии подведены итоги работы Отделения за 9 месяцев
2019 года. В повестку заседания были включены сообщения представителей
контрольно-счетных органов Северо-Западного федерального округа о работе в
комиссиях Совета, а также вопрос формирования проекта плана работы Отделения Совета для последующего его
внесения на рассмотрение Президиума Совета (октябрь 2019 года);
- в мероприятиях
Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской
Федерации, проходивших в Новосибирске (ноябрь 2019 года):
в семинаре-совещании руководителей органов внешнего
финансового контроля регионов на тему «Трансформация внешнего государственного
финансового контроля в условиях цифровизации государственного управления, разработки,
внедрения и развития государственных информационных систем». Обсуждались
вопросы использования в деятельности органов государственного аудита (контроля)
информационных технологий, перспективы разработки новых цифровых продуктов,
информационной безопасности и работы с большими объемами данных, цифровой
трансформации внешнего государственного финансового аудита, интеграции государственных
информационных систем;
в заседании Президиума Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате Российской Федерации, одной из основных тем которого
стали итоги деятельности комиссий Совета, а также отделений Совета в
федеральных округах. Председатель Комиссии Совета контрольно-счетных органов
при Счетной палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего
финансового контроля на муниципальном уровне, председатель КСП Вологодской
области Ирина Карнакова рассказала об итогах деятельности комиссии за истекший
период 2019 года;
- в мероприятиях
Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской
Федерации, проходивших в Москве (декабрь 2019 года):
в заседании Президиума Совета контрольно-счетных
органов при Счетной палате Российской Федерации в расширенном составе. Одной из
основных тем мероприятия стали итоги деятельности комиссий Совета, а также
отделений Совета в федеральных округах. Председатель Комиссии Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по
совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, председатель
КСП Вологодской области Ирина Карнакова рассказала об итогах деятельности
комиссии за 2019 год, отметив, что все мероприятия плана работы текущего года
выполнены. Президиумом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате
Российской Федерации утвержден план работы Совета на 2020 год, планы работы
отделений в федеральных округах, а также планы работы комиссий Совета;
Заседание
Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации,
Москва, декабрь 2019 года
в заседании Совета контрольно-счетных органов при
Счетной палате Российской Федерации. Форматом мероприятия стала стратегическая
сессия по мониторингу национальных проектов. В рамках названной тематики рассмотрены
концептуальные подходы к взаимодействию участников мониторинга национальных
проектов, вопросы общественного контроля, экспертного и социологического
сопровождения мониторинга. Во втором блоке стратегической сессии деятельность
участников заседания проходила в девяти рабочих группах (по отдельным
национальным проектам), в каждой из которых осуществлялось обсуждение
содержательных и организационных аспектов мониторинга национальных проектов. В
заключение состоялась интегрированная дискуссия всех участников стратегической
сессии.
5.2 Взаимодействие КСП области с муниципальными органами внешнего
финансового контроля
В 2019 году взаимодействие КСП области с
контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области
продолжилось на основании соглашений о сотрудничестве, заключенных со всеми 28
муниципальными органами внешнего финансового контроля.
В регионе под руководством Палаты функционирует Совет
контрольно-счетных органов области (далее – Совет КСО области), объединяющий 28
КСО районов и городских округов.
Совет действует на основании Положения, утвержденного
общим собранием его членов 22.10.2012 (в ред. от 22.01.2018), и строит свою
работу в соответствии с годовыми планами работы. План работы на 2019 год
утвержден общим собранием 24.12.2018.
В отчетном году
Палатой продолжена работа в Совете КСО области с целью повышения эффективности
деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового
контроля Вологодской области, координации их деятельности и укрепления
сотрудничества между ними.
В течение года
состоялось два заседания президиума в заочной форме и два заседания общего
собрания членов Совета КСО области (одно из них – в заочной форме), в ходе которых рассмотрены актуальные вопросы
деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований.
Заседание Совета контрольно-счетных органов
Вологодской области, г.Вологда, июнь 2019 года
4 июня под руководством И.В. Карнаковой – председателя
Совета контрольно-счетных органов Вологодской области, председателя КСП области
состоялось заседание Совета КСО области.
В мероприятии приняли участие: заместитель
председателя Законодательного Собрания области, председатель постоянного
комитета по бюджету и налогам А.Г. Подволоцкий, аудиторы и специалисты КСП
области, а также представители 26 контрольно-счетных органов муниципальных
образований области.
На заседании озвучены итоги работы КСО муниципальных
образований и Совета за 2018 год, определены основные направления дальнейшей
деятельности с учетом взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и
работы комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской
Федерации. Аудиторы и специалисты КСП области по правовым вопросам раскрыли
практические аспекты внешнего финансового
контроля.
В 2019 году внешним
финансовым контролем были охвачены все городские и сельские поселения области
путем передачи контрольных полномочий на уровень районов.
В отчетном периоде осуществлялось сотрудничество с
Советом контрольно-счётных органов при Счетной палате Российской Федерации, а
также с Союзом муниципальных
контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Мероприятия, предусмотренные планом работы Совета на
2019 год, выполнены.
По состоянию на 1 января 2020 года на территории
области контрольно-счетные органы функционируют во всех муниципальных районах,
2 городских округах. Статусом юридического лица обладают 12 КСО, 16 – действуют
в структуре аппаратов представительных органов.
КСП области проведен
мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных
образований области за 2019 год. Общая штатная численность специалистов муниципальных
органов внешнего финансового контроля по состоянию на 01.01.2020 составила 82 единицы,
фактическая – 76 специалистов, укомплектованность кадрами – 92,7%. По сравнению с 2018 годом численность контролеров
возросла на 4,1%.
Устранение большей части нарушений и недостатков
проверяемыми объектами указывает на качество и значимость подготовленных КСО
предложений, а также свидетельствует о серьезном отношении органов местного
самоуправления к принятию конкретных мер по устранению недочетов и недопущению
их в дальнейшем.
Результаты мониторинга рассмотрены коллегией Палаты и направлены
Губернатору области, председателю Законодательного Собрания области, в прокурору
области. Основные выводы и рекомендации мониторинга доведены до представительных органов местного
самоуправления и контрольно-счетных органов муниципальных образований области.
В отчетном году традиционно проводился конкурс на звание «Лучший муниципальный
контрольно-счетный орган Вологодской области». Для всех участников конкурса
рассчитаны сводные оценки деятельности, которые составили рейтинг
контрольно-счетных органов муниципальных образований области за 2019 год.
В течение года Палатой осуществлялись консультации специалистов
КСО и представительных органов муниципальных районов области по вопросам
муниципального контроля, применения бюджетного законодательства,
административного производства, аудита закупок.
5.3 Взаимодействие КСП области с Законодательным Собранием области
В отчетном году действующий председатель
Контрольно-счетной палаты области Ирина Карнакова избрана на названную
должность на новый срок полномочий. Решение о её назначении принято депутатами
областного парламента на 33 сессии Законодательного Собрания области, состоявшейся
29 марта 2019 года.
В течение года председатель и аудиторы КСП области
принимали участие в работе постоянных комитетов Законодательного Собрания
Вологодской области, на которых рассматривались результаты контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий, а также меры, принимаемые для устранения
выявленных нарушений и недостатков.
В феврале председатель Палаты выступила с докладом на
расширенном заседании постоянного комитета по образованию, культуре и
здравоохранению областного парламента, тематикой
которого стали основные направления деятельности и финансовое
обеспечение областных учреждений здравоохранения на 2019 год. В мероприятии участвовали представители
органов государственной власти области, Территориального фонда обязательного
медицинского страхования области, контролирующих органов, главные врачи
лечебных учреждений.
В докладе
отмечено, что развитие системы здравоохранения зависит от множества факторов,
таких как состояние материально-технической базы медицинских учреждений,
квалификация медицинских работников, однако наиболее существенным из них
является уровень финансового обеспечения отрасли. Учитывая рост расходов на
здравоохранение, тема эффективности использования средств бюджета области и
средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования,
доступности медицинской помощи остается в зоне внимания КСП области и будет
анализироваться при проведении контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий.
В отчетном году председатель Палаты принимала участие
в сессиях Законодательного Собрания Вологодской области, в четырех выездных
заседаниях постоянного комитета по бюджету и налогам областного парламента: 14 мая – в Сокольском муниципальном районе, 13 июня – в Грязовецком муниципальном районе, 12
декабря – в Вологодском муниципальном районе, 13 декабря – в Череповецком
муниципальном районе.
В ходе
заседаний рассмотрены вопросы выполнения государственных полномочий по
выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и основные проблемы, связанные
с изменением межбюджетного регулирования в муниципальных районах, а также
аспекты развития их налогового потенциала.
Заседание постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области, г.Грязовец, июнь 2019 года
Особое
внимание было уделено деятельности муниципальных контрольно-счетных органов
(далее также – МКСО). С информацией о деятельности МКСО по организации контрольной
и экспертно-аналитической работы на территории районов выступила председатель
КСП области, в том числе обратив внимание на
качество формирования плана работы контрольно-счетного органа, его своевременную
актуализацию и необходимость неукоснительного выполнения. Также отмечена обязательность
соответствия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и
деятельности контрольно-счетного органа, в том числе формулировок его
полномочий, положениям Федерального закона 6-ФЗ «Об общих принципах организации
и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований». Каждому из обозначенных органов внешнего
муниципального финансового контроля дан ряд конкретных предложений в
зависимости от имеющихся недостатков деятельности.
В октябре председатель и аудиторы Палаты принимали
участие в «нулевых» чтениях проекта областного бюджета на 2020 год и плановый
период 2021 и 2022 годов, проходивших в рамках совместных заседаний постоянного
комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области с иными
профильными комитетами областного парламента. В процессе «нулевых» чтений
рассмотрено 13 государственных программ, на которых базируется основная часть
бюджетных расходов.
В отчетном периоде специалисты Палаты по правовым
вопросам участвовали в двух заседаниях рабочей группы по совершенствованию
регионального законодательства в сфере внешнего финансового контроля, созданной
по инициативе Законодательного Собрания Вологодской области.
5.4 Взаимодействие КСП области с органами исполнительной
государственной власти области
Рабочая встреча Губернатора области и председателя КСП области, г.Вологда, февраль 2019 года
В отчетном
году Палата активно взаимодействовала с органами исполнительной государственной
власти области, представители которых принимали участие в коллегиях КСП области.
На
состоявшейся 18 февраля рабочей встрече Губернатора области Олега Кувшинникова
с председателем Контрольно-счетной палаты области Ириной Карнаковой обсуждались
итоги деятельности ведомства за 2018 год и направления работы в 2019 году.
В декабре главный
советник КСП области по правовым вопросам приняла участие и выступила с
докладом «Актуальные вопросы взаимодействия органов исполнительной
государственной власти области, подведомственных учреждений области и
Контрольно-счетной палаты области. Профилактика нарушений, выявляемых в рамках
контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты области» на семинаре для
юристов органов исполнительной государственной власти области, организованном
Государственно-правовым департаментом Правительства области совместно с
Департаментом государственного управления и кадровой политики области в рамках
Регионального юридического форума.
В отчетном периоде Палатой проведен мониторинг
реализации национальных проектов на территории области за 9 месяцев 2019 года
по направлениям «Образование», «Демография», «Безопасные и качественные
автомобильные дороги», «Здравоохранение», информация о результатах которого
направлена Первому заместителю Губернатора области, председателю Правительства
области А.В. Кольцову.
5.5 Взаимодействие КСП области с правоохранительными органами, иными
органами
22 августа председатель
КСП области приняла участие в заседании региональной контрольной группы при главном федеральном инспекторе по
Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента Российской
Федерации в Северо-Западном федеральном округе, на котором рассмотрен
вопрос о ходе исполнения на территории Вологодской области Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204, национальных проектов
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Жилье и городская среда» в
части достижения установленных контрольных точек по региональным проектам
«Дорожная сеть» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для
проживания жилищного фонда».
Для реализации задач, предусмотренных соглашениями о
сотрудничестве, заключенными с правоохранительными органами, председатель и специалисты
Палаты принимали участие в проходивших в прокуратуре Вологодской области заседаниях
межведомственных рабочих групп:
- по противодействию преступлениям в сфере экономики;
- по противодействию коррупции;
- по противодействию правонарушениям при реализации
национальных проектов.
В сентябре главный советник КСП области по правовым
вопросам участвовала в заседании межведомственной рабочей группы по
противодействию коррупции в сфере охраны окружающей среды и природопользования,
правонарушениям при реализации национального проекта «Экология» на территории
субъектов Российской Федерации Волжского бассейна, проведенном Волжской
межрегиональной природоохранной прокуратурой в режиме видеоконференцсвязи.
В течение года специалисты КСП области участвовали в
публичных обсуждениях правоприменительной практики по итогам работы Управления
Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области.
В сентябре 2019 года по требованию прокуратуры области
инспектор Палаты принимал участие в проводимой прокуратурой г.Вологды проверке
законности расходования бюджетных средств, выделенных на исполнение заключенных
в 2017 году Департаментом городского хозяйства администрации г.Вологды муниципальных
контрактов с ООО «Магистраль» на выполнение работ по объекту: «Благоустройство
набережной VI Армии от моста 800-летия города Вологды до улицы
Гоголя в городе Вологде 1 пусковой комплекс (берегоукрепление)» и ООО
«ДомСтрой» на оказание услуг по осуществлению технического надзора и контроля
за качеством выполняемых работ по данному объекту.
В октябре 2019 года инспектором Палаты в составе
контрольно-ревизионной службы при Избирательной комиссии области проводились
проверки финансовых отчетов территориальных и участковых избирательных комиссий
о расходовании средств областного бюджета, выделенных на подготовку и
проведение выборов Губернатора Вологодской области, дополнительных выборов
депутата Законодательного Собрания области по Грязовецкому одномандатному
избирательному округу №13, состоявшихся 8 сентября 2019 года.
5.6 Организационные вопросы деятельности Палаты
План работы КСП области на 2019 год сформирован на
основе поручений Законодательного Собрания области, предложений Губернатора
области, результатов контрольных мероприятий предыдущего года и утвержден решением
коллегии КСП области от 27.12.2018 № 61. В первом и втором разделах плана
поименованы экспертно-аналитические и контрольные мероприятия, в третьем
разделе обозначены вопросы обеспечения деятельности и взаимодействия Палаты.
Постановлением Законодательного Собрания области от 26.04.2017 №173 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной
палаты Вологодской области» установлена
штатная численность КСП области в количестве 26 единиц, из них должностей
государственной гражданской службы – 24 единицы. По состоянию на 01.01.2020
фактическая численность работников составила 26 человек, расходы на содержание
Палаты в отчетном периоде – 35,2 млн. рублей.
Все работники, замещающие государственные должности и
должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное
образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 8 из них имеют
2 диплома о высшем образовании. В 2019 году аттестацию прошли 4 государственных
гражданских служащих Палаты, четверым
государственным гражданским служащим присвоен очередной классный чин, 2 – прошли обучение по программам дополнительного
образования (1 – в ФГБОУ «Вологодский государственный университет» по программе
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд», 1 – в ФГУ ВНИИ «Центр» по программе «Организация
мобилизационной подготовки и мобилизации в субъекте РФ»).
В отчетном периоде проводилась работа по созданию и
принятию локальных правовых актов, осуществлялся постоянный мониторинг
федерального и регионального законодательства по вопросам, входящим в
компетенцию КСП области.
В целях актуализации методологического обеспечения
деятельности КСП области и повышения системности и качества выполнения
полномочий Палаты в 2019 году решениями коллегии КСП области:
-
утвержден стандарт внешнего
государственного финансового контроля «Проведение аудита эффективности»;
- утвержден Порядок управления качеством контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий;
- внесены изменения в 5
действующих стандартов внешнего государственного финансового контроля, принятых
в прошлые годы («Организация и проведение внешней проверки годового отчета об
исполнении областного бюджета», «Организация и проведение проверки годового
отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского
страхования Вологодской области», «Проведение оперативного контроля за ходом
исполнения закона области о бюджете Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Вологодской области в текущем финансовом году»,
«Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий
финансовый год», «Общие правила проведения контрольного
мероприятия»);
-
внесены изменения в Порядок планирования работы
Контрольно-счетной палаты Вологодской области;
- внесены изменения в Методические указания о порядке
производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами
Контрольно-счетной палаты Вологодской области.
При участии
председателя и специалистов КСП области в отчетном году внесены изменения в законы области, затрагивающие
следующие аспекты функционирования Палаты.
Изменения, внесенные в
закон области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе Вологодской области»,
предусматривают отражение в указанном законе следующих положений:
- установление срока направления в КСП области отчетов об
исполнении областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного
медицинского страхования по итогам отчетных периодов;
- установление обязательности представления пакета документов к
годовому отчету об исполнении областного бюджета;
- направление в КСП области проектов государственных программ области
для проведения финансово-экономической экспертизы;
- увеличение сроков внешней проверки годового отчета об исполнении
областного бюджета и проверки годового отчета об исполнении бюджета
территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Изменения закона области от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О
Контрольно-счетной палате Вологодской области» касались отражения в нем следующих полномочий по осуществлению Палатой:
- экспертизы обоснованности
показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
- внешней проверки годового
отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского
района) по обращению представительного органа городского, сельского поселения
(внутригородского района);
- финансового контроля за
использованием региональным оператором средств соответствующих бюджетов в
порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в связи с изменениями Федерального закона
от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
актуализирован закон области от 08.06.2011 №2570-ОЗ «О регулировании отдельных
вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных
образований» в части определения порядка заключения соглашений о передаче
представительными органами муниципальных образований области в КСП области
полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Согласно принятым
поправкам в закон области от 08.05.2018 № 4343-ОЗ «О порядке осуществления
стратегического планирования в Вологодской области» Палата включена в число
участников стратегического планирования в рамках полномочий, определенных
законом «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».
Специалисты КСП области в 2019 году приняли участие в 54
заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции при рассмотрении дел в
первой и апелляционной инстанциях. В
отчетном периоде в Палату поступило 14 обращений граждан и юридических лиц,
которые рассмотрены в установленном законодательством порядке.
В течение года согласованы без
замечаний 8 поступивших в Палату проектов нормативных правовых актов области.
В целях обеспечения гласности и доступности информации
о деятельности КСП области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет
на официальном сайте Палаты kspvo.ru и Портале Счетной палаты РФ и
контрольно-счетных органов РФ регулярно размещалась информация о
проведенной контрольной,
экспертно-аналитической и иной деятельности. В 2019 году размещено 232
информационных материала о деятельности органа внешнего государственного
финансового контроля. Сайт КСП области
посетили более 9 тысяч пользователей сети Интернет.
Посредством раздела «Обращения граждан» сайта обеспечивается оперативная
обратная связь с гражданами, которые могут направлять свои вопросы и
предложения в адрес Палаты в электронном виде.
В 2019 году комиссией по этике Совета
контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ проведен мониторинг
информационного наполнения официальных сайтов контрольно-счётных органов
субъектов Российской Федерации в сети «Интернет». По результатам указанного
мероприятия сайт Палаты вошел в группу наиболее наполненных официальных сайтов
с оценкой 100%.
В 2019 году продолжена реализация плана мероприятий по
устранению замечаний по результатам проведенной в 2018 году Счетной палатой
Российской Федерации оценки (анализа) деятельности КСП области. Постоянно
актуализируется методическое обеспечение Палаты, введен в действие
Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного
финансового контроля, с учетом региональной (местной) специфики. Также во
исполнение названного плана состоялись:
- рабочие встречи аудиторов Палаты с представителями
Департамента финансов области, Департамента имущественных отношений области и
Комитета государственного заказа области по вопросам получения доступа к использованию
информационных ресурсов органов исполнительной государственной власти области для
осуществления полномочий внешнего финансового контроля КСП области;
- рабочая поездка специалистов Палаты в КСП
Санкт-Петербурга, посвященная обмену опытом использования удаленного доступа к
информационным системам и информационным ресурсам органов государственной
власти при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и практике взаимодействия контрольно-счетных
органов с органами исполнительной государственной власти в условиях
необходимости работы с большим объемом информации как в оперативном режиме, так
и по окончании отчетных периодов.
КСП области проведена работа по сопровождению и
обновлению имеющихся программных продуктов. Аппарат КСП области обеспечен
средствами вычислительной техники и связи. Организована работа с ресурсами
информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности
информационных ресурсов локально-вычислительной сети.
В целях повышения эффективности и качества контрольной
и экспертно-аналитической деятельности КСП области произведена частичная замена
компьютерного оборудования и организационной техники, использовались
информационно-аналитические системы комплекса средств автоматизации
контрольно-счетных органов РФ и мониторинга ключевых показателей исполнения
бюджетов бюджетной системы РФ.
Работа по поддержанию информационных технологий в
Палате на должном уровне позволила в отчетном году осуществлять эффективное
информационное взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной
палате РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными
органами муниципальных образований Вологодской области, органами исполнительной
государственной власти области.
В отчетном году информация о результатах контрольных и
экспертно-аналитических мероприятий и о принятых мерах по итогам контрольных
мероприятий размещалась Палатой в Государственной информационно-аналитической
системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) - системе
сбора, хранения, обработки и представления информации для обеспечения
контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности КСО в ходе
планирования, выполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов на основе
использования современных информационных технологий, средств вычислительной
техники и автоматизации, а также создания, развития и интеграции информационных
ресурсов всех участников бюджетного процесса.
Палатой проводилась и будет продолжена работа по
повышению эффективности внешнего государственного финансового контроля,
предполагающая не только критическую оценку бюджетных процессов, но и совместную с органами законодательной и исполнительной власти выработку мер и механизмов по повышению результативности использования
бюджетных средств.
6.
Задачи
Палаты на 2020 год
План работы 2020 года сформирован на основе поручений
Законодательного Собрания области, а также предложений Губернатора области.
В 2020 году стратегической целью деятельности Палаты будут проверки и мониторинг национальных
проектов, реализуемых на территории области.
Контрольные мероприятия коснутся 4-х региональных
проектов: «Успех каждого ребенка» (национальный проект «Образование»), «Разработка
и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан
старшего поколения» (национальный проект «Демография»), «Программа развития
детского здравоохранения Вологодской области, включая создание современной инфраструктуры оказания
медицинской помощи детям» (национальный проект «Здравоохранение»), «Акселерация
субъектов малого и среднего предпринимательства» (национальный проект «Малое и
среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской
инициативы»).
Кроме того, мониторинг хода реализации охватит все 11
национальных проектов, осуществляемых в регионе в 2019 году. Его основной
задачей станет выявление системных проблем, возникающих при исполнении
проектов.
Помимо традиционно затрагиваемых в проверочной
деятельности тем образования, социальной политики, агропромышленного комплекса,
отдельные мероприятия будут посвящены вопросам использования бюджетных средств
на строительство и капитальный ремонт объектов физической культуры и спорта,
образования, объектов обеспечивающей инфраструктуры (берегоукрепление),
модернизацию и развитие систем водоподготовки, объектов теплоэнергетики. Внимание
будет уделено проверкам использования средств на осуществление дорожной
деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, на обустройство
систем уличного освещения, осуществление переданных муниципальным образованиям полномочий
по обращению с животными без владельцев, а также результативности мер
государственной поддержки, направленных на развитие региональных и местных
авиаперевозок.
Значительная часть контрольных мероприятий 2020 года
пройдет в муниципальных образованиях области, пять из них охватят аспекты
использования всего комплекса межбюджетных трансфертов, выделяемых из
областного бюджета муниципальным образованиям.
Оценка итогов государственных закупок и проведение их
внешнего аудита по-прежнему останутся в зоне внимания Палаты. В ходе одного из
контрольных мероприятий вновь будет проанализирована эффективность
централизации функций по ведению бюджетного учета.
Экспертно-аналитическая деятельность будет осуществляться
посредством проведения экспертизы проектов законов об областном бюджете и
бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области,
отчетов об их исполнении, а также иных проектов законов области и нормативных
правовых актов органов государственной власти области в части расходных
обязательств области, а также проектов законов области, регулирующих бюджетные
и налоговые правоотношения. В 2020 году продолжится работа по экспертизе
государственных программ.
Особое внимание будет уделено мерам, предпринятым
объектами контроля по исполнению представлений Палаты по итогам контрольных
мероприятий, а также реализации предложений и рекомендаций по результатам
экспертно-аналитических мероприятий.
В 2020 году в рамках продолжения процесса трансформации
внешнего государственного финансового контроля в условиях цифровизации государственного
управления, разработки, внедрения и развития государственных информационных
систем при исполнении полномочий Палатой будут использоваться документы интегрированной
информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»,
программного комплекса для осуществления организации централизованного сбора,
консолидации и анализа бюджетной (бухгалтерской) отчетности (ПК Web-консолидация).
Внедрение на систематической основе подходов
комплексного аудита при проведении экспертно-аналитических мероприятий в целях
предоставления целостной картины функционирования органов исполнительной
власти, снижения проблем координации и межведомственного взаимодействия также
станет одним из ключевых направлений работы.
КСП области продолжит деятельность в рамках Комиссии по совершенствованию внешнего
финансового контроля на муниципальном уровне Совета контрольно-счетных органов
при Счетной палате Российской Федерации, направленную на выполнение плана ее
работы на 2020 год.
В рамках выполнения задач, направленных на совершенствование и повышение
результативности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований
субъектов Российской Федерации и с учетом проведенных мониторингов и анализов
Комиссия в 2020 году продолжит работу по сбору, обобщению и анализу информации
о деятельности контрольно-счетных органов, включая сведения об их создании,
штатной и фактической численности.
С целью дальнейшего развития взаимодействия с
контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области,
повышения качества проводимых мероприятий, обеспечения соблюдения действующего
законодательства, оказания организационной, правовой, информационной и
методической помощи Палата продолжит практику сотрудничества с муниципальными
органами внешнего финансового контроля, в том числе в форме:
- участия в
совместных контрольных мероприятиях;
- обмена опытом по разработке и
применению стандартов внешнего муниципального финансового контроля.
Современная социально-экономическая ситуация диктует
безусловное соблюдение принципа эффективности использования государственных
средств и ресурсов, а также оптимизации расходов. Приоритетной задачей Палаты
был и остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и
результативности использования средств областного бюджета на всех уровнях и
этапах бюджетного процесса.
Палата как важный и необходимый элемент комплексной
системы управления государственными финансами наряду с Правительством и
Законодательным Собранием региона ориентирована прежде всего на решение задачи стабильного
развития экономики, а также выполнение закрепленных в документах
стратегического планирования области социальных и иных обязательств.
|