Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Отчет за 2020 год

Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Вологодской области за 2020 год

Утвержден коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области (решение коллегии от 31 марта 2021 года № 24)

1. Общие сведения

В соответствии с Уставом области, законом области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Контрольно-счетная палата Вологодской области (далее также – КСП Вологодской области, КСП области, Палата) является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием области и подотчетным ему. Деятельность Палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

Внешний государственный финансовый контроль проводился КСП области в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществлялась работа по обеспечению деятельности и взаимодействия Палаты с органами законодательной (представительной), исполнительной, судебной государственной власти, правоохранительными органами и органами местного самоуправления области, а также Счетной палатой Российской Федерации, региональными и муниципальными органами внешнего финансового контроля.

В 2020 году функционирование Палаты осуществлялось в условиях ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, в том числе путем перевода сотрудников на дистанционный режим работы, а также проведения части проверок камерально, без выхода на объекты контроля.

Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в отчетном периоде строилась в соответствии с задачами и полномочиями, установленными федеральным и региональным законодательством.

Полномочия КСП области определены:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

- Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также – Федеральный закон о контрактной системе);

- законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области»;

- законом области от 19.02.2008 № 1758-ОЗ «О бюджетном процессе в Вологодской области».

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и законом области от 08.05.2018 № 4343-ОЗ «О порядке осуществления стратегического планирования в Вологодской области» КСП области является участником стратегического планирования.

В отчетном периоде в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации и Вологодской области в рамках компетенции Палатой осуществлялся контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), экспертиза проектов законов области об областном бюджете и о бюджете ТФОМС, контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета и бюджета ТФОМС. Также реализованы полномочия по контролю за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области, по аудиту в сфере закупок товаров, работ, услуг, а также по финансово-экономической экспертизе проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части, касающейся расходных обязательств региона, а также государственных программ области.

Реализация полномочий Палаты осуществлялась в постоянном взаимодействии с органами власти, контрольными и правоохранительными органами.

/images/o2020/01b.png

Деятельность КСП области по контролю и экспертизе использования государственных ресурсов в первую очередь сосредоточена на определении рисков или системных ошибок с целью их предупреждения и устранения, что способствует более эффективному использованию бюджетных средств и государственного имущества.

Отчет о работе Палаты за 2020 год подготовлен на основании требований статей 15, 24 закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» и содержит общую характеристику результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, исполнения иных предусмотренных законодательством полномочий, а также взаимодействия с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, органами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

КСП области осуществляет свою деятельность на основе плана работы, обязательному включению в который подлежат поручения Законодательного Собрания, предложения и запросы Губернатора области.

Инициирование контрольных мероприятий отчетного года характеризуется следующими данными:

- Губернатором области – 46,7%;

- Законодательным Собранием области – 36,7%;

- Счетной палатой Российской Федерации и КСП области – 6,7%;

- КСП области – 6,6%;

- Губернатором области и Законодательным Собранием области одновременно – 3,3%.

План работы на 2020 год, утвержденный решением коллегии от 27.12.2019 № 73 (с последующими изменениями), выполнен в полном объеме.

Для квалификации установленных нарушений КСП области применяет Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (далее также – Классификатор нарушений, Классификатор), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17.12.2014 (протокол № 2-СКСО) и рекомендованный Счетной палатой Российской Федерации к использованию органами государственного (муниципального) финансового контроля. С 2019 года Классификатор используется с учетом региональной (местной) специфики.

/images/o2020/02b.png

В отчетном периоде проведено 57 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Выявлено 326 нарушений на 3630,1 млн. рублей и 226 недостатков на 396,7 млн. рублей. По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий предложено устранить нарушения и недостатки на общую сумму 101,7 млн. рублей. Предложения Палаты выполнены в полном объеме.

В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных КСП области и недопущения их в дальнейшем, приняты: 4 закона области, 10 нормативных правовых и иных актов органов государственной власти области, 3 решения органов местного самоуправления; подготовлен 1 проект нормативного правового акта органа государственной власти области.

Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий рассмотрены и утверждены на заседаниях коллегии КСП области, в которых принимали участие депутаты Законодательного Собрания области, члены Правительства области, представители органов исполнительной государственной власти области, местного самоуправления, учреждений и организаций, Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, а также прокуратуры Вологодской области, аппарата Законодательного Собрания области. В 2020 году проведено 17 заседаний коллегии Палаты, на которых принято 76 решений.

По результатам контрольных мероприятий КСП области возбуждено 13 дел об административных правонарушениях.

Кроме того, по материалам КСП области возбуждено 103 дела об административных правонарушениях, в том числе 91 – Департаментом финансов области, 7 – органами прокуратуры, 5 – органами внешнего муниципального финансового контроля. В результате объединения части дел в одно производство фактически рассмотрено 87 дел, из которых 70 прекращены по различным основаниям, по 3 делам назначены административные наказания в виде предупреждения, по 14 делам наложены штрафы на общую сумму 197,3 тыс. рублей.

КСП области осуществляла свою деятельность во взаимодействии с депутатами, постоянными комитетами Законодательного Собрания области, принимая участие в совещаниях, заседаниях постоянных комитетов по рассмотрению отчетов о результатах контрольных мероприятий, заключений на проекты законов области и по другим вопросам, связанным с исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области.

В соответствии с действующим законодательством все отчеты и заключения о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Законодательное Собрание области и Губернатору области.

2.  Результаты контрольных мероприятий

Контрольная деятельность Палаты была направлена на оценку законности и результативности управления бюджетными ресурсами и, как следствие, на подготовку предложений по устранению нарушений и недостатков в использовании средств и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом.

В ходе контрольных мероприятий осуществлялись проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств областного бюджета и бюджета ТФОМС, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области.

Объектами контроля являлись органы исполнительной государственной власти области, государственные и муниципальные учреждения, организации, являющиеся получателями средств областного бюджета, а также органы местного самоуправления.

/images/o2020/03b.png

В соответствии с планом работы КСП области за отчетный год проведено и завершено 28 контрольных мероприятий, в ходе которых проверен 161 объект с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности в сумме 104795,4 млн. рублей. Два контрольных мероприятия, начавшихся в 2020 году, будут завершены в 2021 году, и с их учетом общее количество проверенных объектов в 2020 году составило 167.

В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 значительная часть объектов контроля (55,9%) проверена камерально.

При проведении контрольных мероприятий осуществлено 47 контрольных обмеров (обследований), связанных с производством строительных (ремонтных) работ и использованием имущества.

Проведенными проверками выявлено 302 факта нарушений законодательства с использованием бюджетных средств и имущества на общую сумму 3630,1 млн. рублей, или 3,5% от проверенного объема, которые классифицированы по видам:

- при формировании и исполнении бюджетов – 105 на 3258,1 млн. рублей;

- при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 183 на 372,0 млн. рублей;

- ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 10 (не имеют суммовой оценки);

- в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью – 3 (не имеют суммовой оценки);

- иные нарушения – 1 (не имеет суммовой оценки).

/images/o2020/04b.png

В структуре выявленных в 2020 году нарушений (к общей их сумме) наибольший удельный вес занимают нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 89,8%, при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 10,2%. Суммовая структура нарушений в 2020 году в сравнении с предыдущим годом изменилась и представлена только двумя вышеназванными группами, при этом доля нарушений при формировании и исполнении бюджетов возросла более чем на 20 процентных пунктов.

Суммовой объем нарушений 2020 года увеличился по сравнению предыдущим годом в 4,9 раза, что в основном связано с увеличением количества объектов контроля и, соответственно, увеличением объема проверенных средств.

/images/o2020/04-b.png

Количественная структура нарушений отчетного года по сравнению с предыдущим годом также претерпела изменения: в их общем числе преобладающий удельный вес заняли нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 60,6%, второе место – при формировании и исполнении бюджетов – 34,8%. В 2019 году наибольшее количество нарушений было связано с формированием и исполнением бюджетов.

Кроме того, в ходе контрольных мероприятий выявлено 88 недостатков на 219,0 млн. рублей, при этом 50,4% их суммового объема связано с неэффективным использованием бюджетных средств.

Палатой в работе исполнительных органов государственной власти и государственных организаций, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений установлены нарушения бюджетного законодательства, а также выявлены недостатки, касающиеся нормативного правового регулирования деятельности и использования бюджетных средств на выполнение закрепленных полномочий и целей деятельности.

Результаты контрольных мероприятий КСП области рассматривались на заседаниях постоянных комитетов Законодательного Собрания области, в Правительстве области и в органах местного самоуправления. Руководителями органов исполнительной государственной власти области, учреждений, организаций принимались меры, направленные на обеспечение законности и результативности расходования бюджетных средств, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.

Руководителям проверенных организаций направлено 49 представлений, дано 68 предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений финансовой дисциплины, действующего законодательства, а также по восстановлению (взысканию) средств в бюджет. Все предложения КСП области выполнены.

Кроме того, по фактам нарушений, установленных в ходе контрольных мероприятий отчетного года, направлены информационные письма в органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления и внешнего муниципального финансового контроля.

В отчетном периоде к 8 должностным лицам проверенных организаций применены меры дисциплинарного характера.

КСП области по итогам контрольных мероприятий возбуждено 13 дел об административных правонарушениях:

- 6 дел по фактам нарушений получателями средств бюджета порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов;

- 4 дела по фактам нарушения условий предоставления субсидий со стороны их получателей;

- 1 дело по факту нецелевого использования бюджетных средств;

- 1 дело по факту нарушения условий предоставления субсидии со стороны главного распорядителя бюджетных средств;

- 1 дело по факту нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшего представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей значительное искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Все дела об административных правонарушениях рассмотрены, по результатам их рассмотрения:

- наложено 8 административных штрафов на общую сумму 58,7 тыс. рублей;

- 5 дел прекращено, в том числе:

  •   3 дела – ввиду малозначительности совершенного деяния с объявлением устного замечания должностным лицам проверяемых объектов;

  •  1 дело – в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу – признанием утратившим силу положения нормативного правового акта, устанавливающего административную ответственность за содеянное;

  •   1 дело – в связи с возбуждением иным органом (Департаментом финансов области) административного производства по тому же основанию).

Кроме того, по факту нецелевого использования бюджетных средств, установленному в ходе одного из контрольных мероприятий, Палатой в Департамент финансов области направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения. На основании данного уведомления Департаментом финансов области сформировано распоряжение о применении бюджетных мер принуждения в виде сокращения в 2020 году субсидии на проведение мероприятий по предотвращению распространения сорного растения борщевик Сосновского бюджету сельского поселения Кичменгское Кичменгско-Городецкого муниципального района в размере 3,4 тыс. рублей.

КСП области проводилась постоянная работа по выявлению и пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере.

На основании соответствующих запросов информация (материалы) 7 контрольных мероприятий направлена в правоохранительные органы (Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Вологодской области, прокуратура Вологодской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Вологде).

В 2020 году на основании решений коллегии КСП области материалы 17 контрольных мероприятий направлены в прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений.

В течение всего отчетного года материалы проверок Палаты направлялись прокуратурой области в прокуратуры городов и районов области.

Согласно информации, представленной органами прокуратуры, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется в отношении 4 контрольных мероприятий (с учетом мер КСП области и проверяемых объектов), по материалам 11 мероприятий внесены 36 представлений об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в отношении должностных лиц (муниципальных образований, руководителей государствен-ных и муниципальных учреждений). В отношении 2 мероприятий информация о мерах прокурорского реагирования по состоянию на 31.03.2021 в Палату не поступила.

Проверки 2020 года охватывали различные сферы деятельности.

В отчетном году проведено 5 контрольных мероприятий по использованию межбюджетных трансфертов, передаваемых в районы и входящие в их состав сельские поселения, из них одно выполнено совместно с контрольно-счетным органом муниципального образования. Названные комплексные проверки охватили Бабушкинский, Великоустюгский, Нюксенский, Тарногский и Чагодощенский муниципальные районы. Выявлены нарушения порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, недостатки нормативного правового регулирования отдельных вопросов их использования, нарушения при направлении средств на строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Установлены многочисленные случаи несоблюдения требований Федерального закона о контрактной системе, в числе которых несвоевременная оплата контрактов, неприменение мер ответственности по ним, приемка товаров, работ и услуг, не соответствующих условиям контрактов.

Проверки в районах показали на имеющиеся проблемы при предоставлении социальных выплат гражданам, в том числе в обосновании их необходимыми документами, в соблюдении сроков их назначения и предоставления.

Кроме того, в 2020 году проведены 9 контрольных мероприятий по вопросам использования отдельных видов межбюджетных трансфертов, направляемых из областного бюджета на муниципальный уровень:

  •  субсидий, предоставленных муниципальным образованиям области на строительство и ремонт объектов инфраструктуры (на подготовку объектов теплоэнергетики к работе в осенне-зимний период; на модернизацию и развитие систем водоподготовки; на обустройство систем уличного освещения; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт учреждений физической культуры и спорта; на берегоукрепление реки Ягорбы);

  •  субвенций на обеспечение образовательного процесса, на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству, по обращению с животными без владельцев;

  •  иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов молодого возраста.

Зафиксированы отдельные нарушения при освоении средств, в том числе Федерального закона о контрактной системе, недостатки нормативного правового регулирования финансового обеспечения и использования межбюджетных трансфертов, факты несоблюдения сроков предоставления отчетов о расходовании субсидий и субвенций.

Кроме того, в ходе проверки субвенций на обеспечение образовательного процесса, направляемых органами местного самоуправления районов в учреждения в виде субсидий на выполнение муниципального задания, установлены нарушения порядка и методики определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нарушения при начислении оплаты труда педагогическим работникам, а также факты неперечисления средств в связи с невыполнением муниципального задания в районные бюджеты.

В рамках 4-х контрольных мероприятий 2020 года исследовались вопросы осуществления в регионе национальных проектов. В частности, проведены проверки реализации мероприятий региональных проектов:

- «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;

- «Программа развития детского здравоохранения Вологодской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» национального проекта «Здравоохранение»;

- «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» и «Содействие занятости женщин - доступность дошкольного образования для детей» национального проекта «Демография».

В ходе названных контрольных мероприятий выявлены нарушения, связанные с приемкой, отражением в учете и использованием приобретенного в рамках проектов учебного и медицинского оборудования, автомобильного транспорта.

Также отмечены факты несоблюдения федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, зафиксировано завышение объемов и стоимости принятых и оплаченных работ на сумму 992,6 тыс. рублей при строительстве детского сада в рамках регионального проекта по содействию занятости женщин. Проверкой приобретения оборудования для оснащения детского технопарка «Кванториум» в г.Вологде (региональный проект «Успех каждого ребенка») установлены случаи приемки оргтехники и мебели для обеспечения учебного процесса, не соответствующих спецификациям к договорам, а также поставки рабочих станций без мониторов, предусмотренных спецификациями.

Ежегодно Палата уделяет большое внимание проверкам в сфере агропромышленного комплекса. В 2020 году по данному направлению проведено 4 контрольных мероприятия, в ходе которых проверялись аспекты расходования средств, направляемых на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, на развитие рыбоводства, на предотвращение распространения сорного растения борщевик Сосновского, а также на устойчивое развитие сельских территорий. Выявлены нарушения условий предоставления субсидий как со стороны главного распорядителя бюджетных средств, так и со стороны получателей средств государственной поддержки. Кроме того, отмечены факты несоблюдения правил предоставления и расходования субсидий, а также отдельные недостатки нормативного правового регулирования предоставления бюджетных средств.

Бюджетным кодексом РФ органы внешнего государственного финансового контроля наделены исключительными полномочиями по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. В 2020 году в соответствии с рекомендациями Счетной палаты Российской Федерации были изменены подходы к данному мероприятию, в связи с чем на первом этапе в ходе контрольного мероприятия проведена камеральная проверка отчетности всех главных администраторов бюджетных средств с последующим составлением отдельного документа о её результатах.

Внешняя проверка отчетности за 2019 год проведена в отношении 33 ГАБС. Впервые бюджетная отчетность была представлена для проверки в электронном виде посредством предоставления Палате доступа к информационной системе «Блок сбора и свода Вологодской области» (программный комплекс Web-консолидация). В ходе внешней проверки установлено 32 факта нарушений нормативных правовых и локальных актов, а также недостатков на общую сумму 221,9 млн. рублей:

- при анализе данных отчетности на соответствие требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 34, 37, 72, 160.2-1) и приказов Минфина России (от 28.12.2010 №191н, от 01.12.2010 №157н, от 31.12.2016 №256н) – 16 фактов нарушений и недостатков на 110,5 млн. рублей;

- при проверке соблюдения положений Федерального закона о контрактной системе – 11 фактов нарушений на 26,1 млн. рублей;

- при проверке иных вопросов, связанных с расходованием средств областного бюджета – 5 фактов нарушений и недостатков на 85,3 млн. рублей.

Кроме того, проведена проверка годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2019 год, в ходе которой также исследовались вопросы соблюдения фондом бюджетного и иного законодательства как главным администратором бюджетных средств. Установлены отдельные недостатки использования средств фонда на 14,2 млн. рублей.

В отчетном году КСП области параллельно со Счетной палатой Российской Федерации проведено контрольное мероприятие по мониторингу осуществления федеральных выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В ходе мероприятия выявлены факты перечисления стимулирующих выплат с нарушением установленных сроков, а также начисление выплат не в полном либо избыточном объеме.         

Кроме того, КСП области совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка результативности мер государственной поддержки, направленных на развитие региональных и местных авиаперевозок. Государственная поддержка предоставлялась в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с транспортным обслуживанием населения воздушным транспортом. Показатели результативности по субсидируемым маршрутам за 2017 – 2019 годы в регионе достигнуты. По результатам мероприятия сформирован вывод об убыточности вышеназванной деятельности для авиаперевозчиков, одной из причин снижения пассажиропотока и объемов грузоперевозок в 2020 году являлся фактор пандемии коронавирусной инфекции.

3.     Результаты экспертно-аналитических мероприятий

/images/o2020/13b.png

Экспертно-аналитическое направление деятельности реализовано КСП области в соответствии с положениями бюджетного законодательства и закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» путем проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов области, государственных программ, анализа исполнения областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) области, а также мониторинга реализации национальных проектов.

В ходе проведенных в 2020 году экспертно-аналитических мероприятий, проанализировано 38 объектов, подготовлено 29 заключений (2019 год – 21), в том числе: 8 – на проекты законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, 8 – на отчеты об их исполнении, 11 – по мониторингу национальных проектов, 2 – по анализу государственных программ.

По итогам экспертно-аналитических мероприятий установлено 24 факта нарушений нормативных правовых актов (не имеющих суммовой оценки), все они касаются формирования и исполнения бюджетов.

В 2019 году при проведении экспертно-аналитических мероприятий кроме нарушений, касающихся формирования и исполнения бюджетов, выявлялись нарушения при осуществлении государственных закупок, в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью и иные нарушения. Изменение структуры нарушений 2020 года в сравнении с предыдущим годом главным образом связано с тем, что в отчетном году внешняя проверка бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств проведена в форме контрольного мероприятия, соответственно, её итоговые данные учтены в составе результатов контроля.

Кроме того, зафиксировано 138 недостатков на общую сумму 177,7 млн. рублей, которые в основном выявлены при проведении мониторинга реализации национальных проектов, а также экспертизы проекта областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

По итогам экспертно-аналитических мероприятий за 2020 год выработано 107 рекомендаций (предложений) об устранении выявленных нарушений и недостатков, все они выполнены (приняты к исполнению).

В рамках второго этапа внешней проверки проведена экспертиза отчета об исполнении бюджета за 2019 год, в ходе которой использовались результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств. По итогам внешней проверки сформировано сводное заключение, которое содержит основной вывод о достоверности отчета и, в частности, о соответствии объемов исполненных доходов, расходов и профицита бюджета показателям отчета и требованиям законодательства.

/images/o2020/14b.png Председатель КСП области И.В. Карнакова выступила с докладами на публичных слушаниях и заседании 51 сессии Законодательного Собрания области об итогах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2019 год. В выступлениях озвучены результаты исполнения областного бюджета, обращено внимание на основные недостатки, выявленные в ходе проведения внешней проверки, отмечено исполнение всех установленных публичных нормативных и социально значимых обязательств, а также требований, определенных соглашениями с Министерством финансов РФ.

В соответствии со статьей 36 закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области» проведена проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 2019 год.

Наряду с положительными моментами в заключении отмечены тенденции, которые требуют особого внимания. В их числе рост неиспользованных остатков средств фонда, увеличение кредиторской (в том числе просроченной) задолженности учреждений здравоохранения, а также невыполнение плановых показателей по объемам скорой медицинской и амбулаторной помощи на 8,6% и 11,3% соответственно.

В целом исполнение бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области в 2019 году произведено в соответствии с утвержденными направлениями расходов и действующим законодательством.

На основании положений Бюджетного кодекса РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Вологодской области проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». В заключении, подготовленном КСП области, дана оценка и сделаны выводы о результатах формирования бюджета по доходам, расходам и дефициту (профициту), а также о состоянии государственного долга Вологодской области.

В отношении недостатков проекта закона даны рекомендации в части представления обоснований, рассмотрения вопросов об увеличении доходной и расходной части бюджета и по другим направлениям.

/images/o2020/15b.png На публичных слушаниях проекта областного бюджета на среднесрочный период, а также на 53 сессии Законодательного Собрания области, председатель Палаты И.В. Карнакова доложила о результатах экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», обратив внимание на особенности бюджетного проектирования и отметив, что главный финансовый документ формировался в условиях спада экономики как в регионе, так и в целом по России, что, безусловно, отразилось на его параметрах. Требования законодательства к содержанию законопроекта выполнены, все ограничения по объему государственного долга, расходам на его обслуживание, условно утверждаемым расходам, предельному размеру дефицита бюджета соблюдены.

Рекомендации КСП области, внесенные по итогам названной экспертизы, учтены Правительством области при подготовке поправок в проект закона области для принятия в первом и втором чтениях, а также будут приняты во внимание в процессе исполнения областного бюджета в 2021 году и при формировании законопроекта о бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

В соответствии с установленными полномочиями Палатой проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект закона области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Бюджет ТФОМС Вологодской области на среднесрочный период сбалансирован по доходам и расходам без дефицита. Законопроект по составу и содержанию соответствует действующему законодательству.

В отчетном периоде Палатой проведено по 3 экспертизы законопроектов «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и «О внесении изменений в закон области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», в ходе которых проанализированы проекты законов области с приложениями, расчеты и обоснования предлагаемых изменений. По итогам мероприятий даны соответствующие рекомендации, которые учтены при принятии законов.

В заключениях на отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2020 года дана оценка и сформированы выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей бюджетов в соответствии с действующим законодательством.

В связи с исполнением с 2019 года на территории области Указа Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» новацией отчетного периода стал мониторинг реализации региональной составляющей 11-ти национальных проектов за 2019 год: «Международная кооперация и экспорт», «Демография», «Культура», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Жилье и городская среда», «Образование», «Здравоохранение», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

При выполнении указанных мероприятий применялись положения разработанной Советом контрольно-счетных органов Российской Федерации при Счетной палате Российской Федерации Концепции контроля национальных проектов, целью которой является определение основных подходов к осуществлению контрольно-счетными органами контроля национальных проектов, предотвращение дублирования функций других контрольных и надзорных органов.

В ходе мониторинга национальных проектов выявлены случаи несвоевременной актуализации паспортов региональных проектов к изменениям соглашений о реализации проектов (в части показателей, задач и результатов), несоблюдения требований соглашений о реализации региональных проектов по обособлению проектов в виде отдельных структурных элементов государственных программ. Имели место технические ошибки, а также единичные случаи нарушения сроков выполнения контрольных точек.

Кроме того, отмечены риски невыполнения отдельных мероприятий и показателей региональных проектов, в том числе в связи с отсутствием на федеральном уровне надлежащего методического обеспечения.

КСП области постоянно уделяет внимание как контролю, так и анализу документов стратегического планирования.

В отчетном году Палатой проведена экспертиза 2 государственных программ:

- «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014-2020 годы»;

- «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014-2020 годы».

В ходе экспертизы программ выявлены недостатки, связанные с формированием показателей подпрограмм, их ожидаемых результатов, взаимоувязкой содержания разделов подпрограмм, а также технические ошибки. По итогам мероприятий сформированы рекомендации органам исполнительной государственной власти области, которые выполнены.

Во исполнение пункта 7 части 1 статьи 8 закона от 12.07.2011 №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» в отчетном году проведена финансово-экономическая экспертиза и подготовлены заключения на 28 проектов законов и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части расходных обязательств региона, а также проектов законов области, регулирующих бюджетные правоотношения.

/images/o2020/16b.png

Задачей правового регулирования значительного числа проектов нормативных правовых актов являлось проведение целенаправленной и адресной политики по усилению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.

4.   Обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок

Реализация полномочий по осуществлению аудита в сфере закупок обеспечивалась Палатой в соответствии с требованиями статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и на основании статьи 8 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области». Также проверялось соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В ходе аудита в сфере закупок применялся стандарт внешнего государственного финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг», утвержденный решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018 № 6, и методические рекомендации, утвержденные решением коллегии Контрольно-счетной палаты области от 20.03.2018 № 7.

В 2020 году Контрольно-счетной палатой области проведено 25 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в рамках которых осуществлялся аудит в сфере закупок. Общее количество объектов, на которых он проводился, составило 137, в том числе 50 государственных заказчиков, 87 муниципальных заказчиков. Выявлено 183 факта нарушений (106 – процедурных, 77 – финансовых) в сфере закупок на общую сумму 372,0 млн. рублей.

Заказчикам внесено 23 представления для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатков.

По фактам нарушений законодательства о закупках для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в контрольный орган в сфере закупок (Департамент финансов области) направлено 12 обращений. Также направлялись обращения в органы прокуратуры.

В рамках проведенных в отчетном году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены нарушения, которые охватывают все этапы закупочного цикла, начиная с утверждения положения о закупках, формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих) и заканчивая применением мер ответственности по исполненным контрактам.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявленными Контрольно-счетной палатой области за 2020 год, являются:

- нарушения условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) – 30,1% от общего количества выявленных нарушений;

- непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию – 18,6% от общего количества выявленных нарушений;

- нарушения при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 16,9% от общего количества выявленных нарушений;

- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов (договоров) – 11,5% от общего количества выявленных нарушений;

- неприменение мер ответственности по контракту (договору) (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 7,7% от общего количества выявленных нарушений;

- несоблюдение принципов и основных положений о закупке (нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») – 7,1% от общего количества выявленных нарушений.

5.     Обеспечение деятельности и взаимодействие КСП с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными органами

В соответствии с положениями закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» Палата ежеквартально отчитывалась перед Законодательным Собранием области о результатах своей работы. Отчет об итогах работы за 2019 год рассмотрен на 48 сессии и принят к сведению постановлением Законодательного Собрания области от 27.05.2020 № 191. На основании положений статьи 24 закона области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ отчет о работе КСП области за 2019 год опубликован в областной газете «Красный Север» от 16.06.2020 № 63 (28213) и размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В мае 2020 года на заседании 48 сессии областного парламента председатель КСП области И.В. Карнакова выступила с докладом об итогах работы Палаты в 2019 году, рассказав о приоритетах и результатах внешнего финансового контроля в 2019 году, акцентировала внимание на основных направлениях деятельности и выявленных нарушениях и недостатках в использовании бюджетных средств, а также сообщила об итогах рассмотрения материалов Палаты органами исполнительной власти области и органами прокуратуры.

5.1 Взаимодействие КСП области со Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов

Палата является членом Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее также – Совет), возглавляемого председателем Счетной палаты Российской Федерации А.Л.Кудриным.

Основой взаимодействия КСП области со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами (далее также – КСО) регионов в отчетном году являлись:

- работа в отделении Совета в Северо-Западном федеральном округе (далее также – Отделение), возглавляемом председателем КСП Вологодской области с 31.07.2020;

- продолжение деятельности в одной из шести комиссий Совета – комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне (далее также – Комиссия), также действующей под руководством председателя КСП Вологодской области.

Председатель КСП области И.В. Карнакова является членом Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (далее – Президиум Совета) как председатель отделения Совета в Северо-Западном федеральном округе, а также как председатель комиссии Совета по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне.

Отделение и Комиссия осуществляют деятельность на основании соответствующих положений, утвержденных решениями Президиума Совета от 15.02.2017.

5.1.1 Работа КСП области в отделении Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

В состав Отделения входят 11 человек – члены Совета – председатели контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа.

Отделение Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате
Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

/images/o2020/18b.png

Работа Отделения строилась в соответствии с годовым планом, составленным с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета на 2020 год, решений Совета и Президиума Совета.

Годовой план работы Отделения утвержден Президиумом Совета 19.12.2019 (протокол № 9-СКСО) и откорректирован 09.07.2020 (протокол № 11-ПКСО).

Палатой осуществлялась деятельность по организации работы Отделения.

В рамках взаимодействия с комиссиями Совета КСП области проведено обобщение информации, поступившей от контрольно-счетных органов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, в целях реализации мероприятий, предусмотренных на 2020 год планами работы комиссий Совета:

- по анализу практики контрольно-счетных органов субъектов РФ по квалификации и классификации нарушений, неэффективного использования государственной (муниципальной) собственности, расчета ущерба (по плану работы комиссии Совета по вопросам методологии);

- по анализу источников информационного обеспечения мониторинга национальных проектов, осуществляемого контрольно-счетными органами субъектов РФ (по планам работы информационно-аналитической комиссии Совета и комиссии Совета по правовым вопросам);

- по анализу практики работы по взаимодействию с правоохранительными органами (по плану работы комиссии Совета по правовым вопросам).

Палатой осуществлялась координация деятельности Отделения, подготовлен отчет о его работе за 2020 год, сформирован проект плана работы Отделения на 2021 год, а также предложения в план работы Совета на 2021 год. Названные документы рассмотрены и утверждены Президиумом Совета в декабре 2020 года.

5.1.2 Работа КСП области в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне

В состав Комиссии входят 19 человек – должностные лица региональных и муниципальных органов внешнего финансового контроля, а также Счетной палаты Российской Федерации.

Комиссия Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне

/images/o2020/19b.png

В рамках решения возложенных задач в течение года осуществлялся сбор, обобщение, изучение информации о функционировании на территории Российской Федерации органов внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за 2019 год. Аналитические материалы, сформированные по итогам проведенной работы, содержат в том числе рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и повышение результативности деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.

Работа Комиссии строилась на основании годового плана, составленного с учетом реализации мероприятий, включенных в план работы Совета на 2020 год, решений Совета и Президиума Совета. Годовой план работы Комиссии утвержден Президиумом Совета 19.12.2019 (протокол №9-СКСО) и откорректирован в части сроков реализации мероприятий 09.07.2020 (протокол №11-ПКСО).

В течение года проводилась координация деятельности контрольно-счетных органов, входящих в Комиссию, а также реализация отдельных пунктов плана её работы.

В 2020 году председателем Комиссии проведено четыре заседания в заочной форме.

Во исполнение протокольного поручения Президиума Совета и Совета от 19.12.2019, в рамках плана работы Комиссии и плана работы Совета на 2020 год проведены следующие мероприятия:

- «Сбор и обобщение информации о создании контрольно-счетных органов муниципальных образований и их объединений по состоянию на 01.01.2020»;

- «Сбор и обобщение информации о штатной и фактической численности контрольно-счетных органов муниципальных образований, включая сведения об уровне квалификации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований по состоянию на 01.01.2020»;

- «Сбор и обобщение информации о деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований за 2019 год»;

- «Анализ практики организации и проведения совместных и параллельных мероприятий, участниками которых являются контрольно-счетные органы муниципальных образований, за период 2018 и 2019 годов»;

- «Анализ практики применения контрольно-счетными органами муниципальных образований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2019 год».

По результатам мероприятий сформированы итоговые материалы (аналитические записки), которые приняты на заседаниях Комиссии и представлены на рассмотрение Президиума Совета.

Кроме того, сформирован отчет о работе комиссии за 2020 год, проект плана работы Комиссии на 2021 год и предложения в план работы Совета на 2021 год. Названные документы рассмотрены и утверждены Президиумом Совета в декабре 2020 года.

5.1.3 Участие в мероприятиях Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов регионов

В течение года председатель и специалисты Палаты участвовали в мероприятиях (обучающих семинарах (совещаниях), круглых столах, рабочих встречах, международных семинарах по обмену опытом), проходивших на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в режиме видеоконференцсвязи:

- по различным аспектам и тематике осуществления государственного аудита (учета и отчетности администраторов бюджетных средств, проведения аудита эффективности, стратегического аудита, применения Классификатора нарушений, общих правил проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, производства по делам об административных правонарушениях, реализации положений Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», эффективности реализации государственных функций по контролю и надзору, аудита в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, осуществления мероприятий по мониторингу реализации национальных проектов, незавершенного строительства, реформирования системы ценообразования и сметного нормирования, контроля использования бюджетных средств, направляемых на составление и уточнение списков кандидатов в присяжные заседатели, на развитие региональных и местных авиаперевозок, жилищно-коммунального хозяйства и комфортной городской среды);

- по вопросам, связанным с прохождением государственной гражданской службы (в том числе профилактики коррупционных правонарушений, предотвращения и урегулирования конфликта интересов), а также по развитию человеческого капитала, включая современные требования и подходы к обучению и повышению компетенций гражданских служащих;

- по тематике применения в контрольной деятельности цифровых технологий и инструментов, баз данных (в том числе Единой информационной системы в сфере закупок, портала-агрегатора «Госрасходы» и иных сервисов Счетной палаты Российской Федерации), социальных сетей, а также по вопросу открытости в сфере государственного аудита и государственных структур.

В ходе видеоконференций рассматривались проблемы нормативного правового регулирования, аспекты методологии обсуждаемых вопросов, а также синхронизации деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля при выполнении ими возложенных полномочий.

Кроме того, председатель и аудиторы КСП области приняли участие в онлайн-мероприятиях научно-практической конференции Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, а также XIX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» (Форума стратегов).

В рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами регионов председатель КСП области И.В. Карнакова принимала участие:

Расширенное заседание Коллегии Счетной палаты Российской Федерации,
г.Москва, январь 2020 года

- в расширенном заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации под руководством председателя Алексея Кудрина. Торжественное мероприятие было посвящено 25-летнему юбилею ведомства (январь 2020 года);

- в заседании Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (в режиме видеоконференсвязи) по подведению итогов параллельного контрольного мероприятия «Проверка результативности мер государственной поддержки, направленной на осуществление и развитие региональных и местных авиаперевозок», одним из участников которого являлась КСП Вологодской области (ноябрь 2020 года);

в заседаниях Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (в режиме видеоконференцсвязи)

- по подведению предварительных итогов работы комиссий и отделений Совета за I полугодие 2020 года. С информацией о результатах работы комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне за I полугодие 2020 года выступила председатель комиссии, председатель КСП Вологодской области И.В. Карнакова (июль 2020 года);

- по итогам деятельности комиссий Совета, а также отделений Совета в федеральных округах за 2020 год. Председатель Комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, председатель отделения Совета в Северо-Западном федеральном округе, председатель КСП Вологодской области И.В. Карнакова доложила о работе Комиссии и Отделения за 2020 год. Президиумом Совета утвержден план работы Совета на 2021 год, планы работы отделений Совета в федеральных округах, а также планы работы комиссий Совета (декабрь 2020 года).

Также в декабре 2020 года председатель Палаты приняла участие в итоговом заседании Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, состоявшемся под руководством заместителя председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С. Изотовой в формате видеоконференцсвязи. Основными темами мероприятия стали цифровизация государственного аудита и контроль реализации национальных проектов. Галина Изотова определила основные направления совместной работы Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов регионов на 2021 год, отметив необходимость внедрения практик стратегического аудита, расширения возможностей цифровых технологий и повышения профессиональных компетенций сотрудников.

Участниками мероприятия рассмотрены вопросы автоматизации и информатизации деятельности контрольно-счетных органов, векторы развития цифровизации внешнего финансового аудита, в том числе применение цифровых инструментов визуализации при проведении мониторинга национальных проектов.

5.2 Взаимодействие КСП области с муниципальными органами внешнего финансового контроля, органами местного самоуправления

В 2020 году взаимодействие Палаты с контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области продолжилось на основании соглашений о сотрудничестве, заключенных со всеми 28 муниципальными органами внешнего финансового контроля.

В регионе под руководством Палаты функционирует Совет контрольно-счетных органов области (далее – Совет КСО области), объединяющий 28 КСО районов и городских округов.

Совет действует на основании Положения, утвержденного общим собранием его членов 22.10.2012 (в ред. от 22.01.2018), и строит свою работу в соответствии с годовыми планами работы. План работы на 2020 год утвержден общим собранием 24.12.2019.

В отчетном году Палатой продолжена работа в Совете КСО области с целью повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального внешнего финансового контроля Вологодской области, координации их деятельности и укрепления сотрудничества между ними.

В течение года состоялось два заседания президиума Совета КСО области в заочной форме и два заседания общего собрания членов Совета КСО области (одно из них – в заочной форме), в ходе которых рассмотрены актуальные вопросы деятельности органов внешнего финансового контроля муниципальных образований.

/images/o2020/21b.jpg

Заседание Совета контрольно-счетных органов Вологодской области,
г.Вологда, март 2020 года

20 марта под руководством И.В. Карнаковой – председателя Совета контрольно-счетных органов Вологодской области, председателя КСП области состоялось заседание Совета КСО области.

В мероприятии приняли участие: заместитель председателя Законодательного Собрания области, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам А.Г. Подволоцкий, заместитель Губернатора области, начальник Департамента финансов области В.Н. Артамонова, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области Н.В. Мерзлякова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области М.И. Пегов, аудиторы и специалисты КСП области, а также представители 20 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

И.В. Карнаковой озвучены итоги работы КСО муниципальных образований и Совета КСО области за 2019 год, определены основные направления дальнейшей деятельности с учетом взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации и работы комиссий Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации.

Выступление В.Н. Артамоновой было посвящено итогам исполнения бюджета области за 2019 год и задачам его исполнения в 2020 году, а также результатам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля за 2019 год.

         Н.В. Мерзлякова рассказала об изменениях законодательства в сфере закупок и часто встречающихся нарушениях Федерального закона о контрактной системе, выявляемых УФАС России по Вологодской области при осуществлении контроля в сфере закупок.

М.И. Пегов озвучил результаты межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и органов внешнего финансового контроля в сфере противодействия коррупции.

Аудиторы Контрольно-счетной палаты области раскрыли практические вопросы внешнего финансового контроля, в числе которых мониторинг национальных проектов, практика проведения совместных мероприятий. Выступление специалиста КСП области по правовым вопросам было посвящено последним изменениям бюджетного законодательства, касающихся деятельности контрольно-счетных органов, а также практике направления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

Представители контрольно-счетных органов муниципальных образований области обменялись мнениями, поделились опытом проведения мероприятий.

В 2020 году внешним финансовым контролем были охвачены все городские и сельские поселения области путем передачи контрольных полномочий на уровень районов.

В отчетном периоде осуществлялось сотрудничество с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации, а также с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Мероприятия, предусмотренные планом работы Совета на 2020 год, выполнены.

По состоянию на 1 января 2021 года на территории области контрольно-счетные органы функционируют во всех муниципальных районах, 2 городских округах. Статусом юридического лица обладают 11 КСО, 17 – действуют в структуре аппаратов представительных органов.

КСП области проведен мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области за 2020 год. Общая штатная численность специалистов муниципальных органов внешнего финансового контроля по состоянию на 01.01.2021 составила 81 единицу, фактическая – 73 специалиста, укомплектованность кадрами – 90,1%. По сравнению с 2019 годом штатная численность контролеров снизилась на 1,2%.

/images/o2020/22b.png

Устранение большей части нарушений и недостатков проверяемыми объектами указывает на качество и значимость подготовленных КСО предложений, а также свидетельствует о серьезном отношении органов местного самоуправления к принятию конкретных мер по устранению недочетов и недопущению их в дальнейшем.

В течение года КСП области осуществлялись консультации специалистов КСО муниципальных районов и городских округов области по вопросам муниципального контроля, применения бюджетного законодательства, административного производства, аудита закупок.

/images/o2020/23b.jpg   /images/o2020/24b.jpg

В январе 2020 года Палатой организовано обучение специалистов муниципальных контрольно-счетных органов региона в Северо-Западном институте (филиале) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Финансовый контроль в бюджетной сфере». В разработке программы принимали участие специалисты КСП области.

С приветственным словом к слушателям от имени председателя КСП области обратился аудитор Александр Валявин, который коротко остановился на аспектах правового регулирования организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в результате изменений законодательства, а также обозначил мероприятия в рамках деятельности Совета контрольно-счетных органов области на ближайшую перспективу и пожелал всем плодотворной работы.

В программу курсов включены актуальные вопросы изменения бюджетного законодательства, контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, аудита в сфере закупок, осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

В феврале 2020 года в рамках взаимодействия Палаты с органами местного самоуправления области аудитор КСП области Александр Валявин принял участие в заседании Правления Ассоциации «Совет муниципальных образований области».

Выступление А.Л. Валявина было посвящено проблемным аспектам использования субсидий и иных межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления области. Обращено внимание на систематически встречающиеся нарушения, выявляемые при проведении соответствующих проверок.

В частности, это факты несоблюдения требований Федерального закона о контрактной системе, такие как несвоевременность оплаты контрактов, необоснованное дробление сделок купли-продажи, непредъявление пеней поставщикам и подрядчикам при просрочке выполнения договорных обязательств.

Также имели место проблемы при освоении средств на реализацию проекта «Народный бюджет», в том числе обеспечении квалифицированного монтажа и сохранности приобретенного имущества.

5.3 Взаимодействие КСП области с Законодательным Собранием области

В отчетном году председатель Палаты принимала участие в сессиях Законодательного Собрания Вологодской области.

В течение года председатель и аудиторы КСП области участвовали в работе постоянных комитетов Законодательного Собрания Вологодской области, на которых рассматривались результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также меры, принимаемые для устранения выявленных нарушений и недостатков, в числе которых внесение изменений в законы и иные нормативные правовые акты области.

В октябре председатель и аудиторы Палаты принимали участие в «нулевых» чтениях проекта областного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, проходивших в рамках совместных заседаний постоянного комитета по бюджету и налогам Законодательного Собрания области с иными профильными комитетами областного парламента. В процессе «нулевых» чтений рассмотрено 15 государственных программ, на которых базируется более девяноста процентов бюджетных расходов.

При подготовке к «нулевым» чтениям КСП области в том числе исследовались вопросы обоснованности и полноты финансового обеспечения проектируемых мероприятий государственных программ.

5.4 Взаимодействие КСП области с органами исполнительной государственной власти области

В отчетном году Палата активно взаимодействовала с органами исполнительной государственной власти области, представители которых принимали участие в коллегиях КСП области.

Председатель Палаты И.В. Карнакова включена в состав Межведомственной рабочей группы по реализации национальных проектов на территории области под руководством первого заместителя Губернатора области, председателя Правительства области А.В. Кольцова (далее также – Межведомственная рабочая группа, группа), куда также входят представители органов исполнительной государственной власти области, руководители федеральных контрольных ведомств по Вологодской области, правоохранительных органов.

Названная группа осуществляет анализ информации о правонарушениях и разработку дополнительных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, выявляемых в ходе исполнения национальных проектов.

В 2020 году состоялось три заседания Межведомственной рабочей группы, в ходе которых председатель Палаты И.В. Карнакова выступила с информацией о результатах проведенных КСП области контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, касающихся реализации национальных проектов, а также принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков.

В рамках расширения сотрудничества и информационного обмена по аспектам исполнения областного бюджета сотрудники КСП области приняли участие в обучающем семинаре по работе в программном комплексе «Web-консолидация», проведенном Департаментом финансов Вологодской области совместно с ГКУ ВО «Областное казначейство» и представителями НПО «Криста». На семинаре продемонстрированы практические возможности использования программного комплекса «Web-консолидация» для проверки бюджетной отчетности, в том числе для анализа её отдельных форм, а также контроля своевременности поступления отчетности в КСП области.

5.5 Взаимодействие КСП области с правоохранительными органами, иными органами

12 марта председатель КСП области приняла участие в заседании региональной контрольной группы при главном федеральном инспекторе по Вологодской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, на котором рассмотрен вопрос об организации работы органов государственной власти и местного самоуправления по подготовке и проведению противопаводковых мероприятий 2020 года на территории области.

Для реализации задач, предусмотренных соглашениями о сотрудничестве, заключенными с правоохранительными органами, председатель и специалисты Палаты осуществляли деятельность во исполнение планов работы на 2020 год межведомственных рабочих групп:

- по противодействию преступлениям в сфере экономики;

- по противодействию коррупции;

- по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов.

Главный советник КСП области по правовым вопросам приняла участие в двух заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции, состоявшихся в прокуратуре области.

5.6 Организационные вопросы деятельности Палаты

Вопросы обеспечения деятельности и взаимодействия Палаты обозначены в третьем разделе плана работы КСП области на 2020 год, утвержденного решением коллегии от 27.12.2019 № 73.

Постановлением Законодательного Собрания области от 26.04.2017 №173 «О структуре и штатной численности Контрольно-счетной палаты Вологодской области» установлена штатная численность КСП области в количестве 26 единиц, из них должностей государственной гражданской службы – 24 единицы. По состоянию на 01.01.2021 штат Палаты полностью укомплектован.

Все работники, замещающие государственные должности и должности государственной гражданской службы имеют высшее профессиональное образование, соответствующее специфике выполняемой деятельности, 7 из них имеют 2 диплома о высшем образовании. В 2020 году аттестацию прошли 13 государственных гражданских служащих Палаты, пятерым государственным гражданским служащим присвоен очередной классный чин, 10 – прошли обучение по программам дополнительного образования:

- «Финансовый контроль в бюджетной сфере» в Северо-Западном институте (филиале) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) – 4 человека;

- «Совершенствование методологического обеспечения деятельности региональных КСО с учетом современных тенденций социально-экономического развития: методология и практика стратегического аудита и аудита эффективности» в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» – 2 человека;

- «Программа обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» в АНО «УМЦ ВОФП «Профэксперт» – 2 человека;

- «Актуальные вопросы в деятельности контрольно-счетных органов в 2020-2021 годах» в ЧУ ДПО «Учебный центр БДО» – 2 человека.

В отчетном периоде проводилась работа по созданию и принятию локальных правовых актов, осуществлялся постоянный мониторинг федерального и регионального законодательства по вопросам, входящим в компетенцию КСП области.

В 2020 году внесены изменения в Регламент КСП области – документ, определяющий порядок организации деятельности Палаты, а также порядок подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В целях актуализации методологического обеспечения деятельности КСП области и повышения системности и качества выполнения полномочий Палаты в 2020 году решениями коллегии КСП области утверждены стандарты внешнего государственного финансового контроля:

- «Осуществление контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области»;

- «Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Вологодской области».

Кроме того, в отчетном году разработан проект стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проведение финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ Вологодской области».

Специалисты КСП области в 2020 году приняли участие в 6 заседаниях судов общей юрисдикции и мировых судов. В отчетном периоде в Палату поступило 11 обращений граждан, которые рассмотрены в установленном законодательством порядке.

В течение года на рассмотрение в Палату поступили 23 проекта нормативных правовых актов области, 21 из которых согласован без замечаний, на 2 проекта подготовлены заключения.

В целях обеспечения гласности и доступности информации о деятельности КСП области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Палаты kspvo.ru и Портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ регулярно размещалась информация о контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности. В 2020 году размещено 232 информационных материала о деятельности органа внешнего государственного финансового контроля. Сайт КСП области посетили 12 тысяч пользователей сети Интернет. Посредством раздела «Обращения граждан» сайта обеспечивается оперативная обратная связь с гражданами, которые могут направлять свои вопросы и предложения в адрес Палаты в электронном виде.

В 2020 году комиссией по этике Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ проведен анализ реализации принципа гласности в деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации путем мониторинга официальных сайтов КСО в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По результатам указанного мероприятия сайт КСП рекомендован к рассмотрению как одна из лучших практик наполнения новостной ленты (насыщенность событиями, возможность использования ссылок при обращении к материалам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, текстам выступлений).

В 2020 году продолжена реализация плана мероприятий по устранению замечаний по результатам проведенной в 2018 году Счетной палатой Российской Федерации оценки (анализа) деятельности КСП области. Постоянно актуализируется методологическое обеспечение Палаты; Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного финансового контроля, используется с учетом региональной (местной) специфики.

В целях повышения эффективности и качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП области проведена работа по сопровождению и обновлению имеющихся программных продуктов, частичная замена компьютерного оборудования и организационной техники. Аппарат Палаты обеспечен средствами вычислительной техники и связи. Организована работа с ресурсами информационной сети Интернет, электронной почтой и по обеспечению безопасности информационных ресурсов локально-вычислительной сети, использовались информационно-аналитические системы комплекса средств автоматизации контрольно-счетных органов РФ и мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Работа по поддержанию информационных технологий в Палате на должном уровне позволила в отчетном году:

- осуществлять эффективное информационное взаимодействие с Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области, органами исполнительной и законодательной государственной власти области;

- в полном объеме реализовать полномочия по выполнению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе в условиях дистанционной работы, а также проводить коллегии и совещания КСП области в режиме видеоконференцсвязи.

В ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий на постоянной основе использовались следующие информационные ресурсы:

- государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (budget.gov.ru);

- Единая информационная система в сфере закупок (zakupki.gov.ru);

- Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) (fedstat.ru);

- веб-сервис быстрой проверки контрагентов «Контур. Фокус» (focus.kontur.ru);

- официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации (ach.gov.ru);

- Портал Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации (portalkso.ru);

- портал-агрегатор «Госрасходы» (spending.gov.ru);

- официальный сайт Управления Федерального казначейства по Вологодской области (vologodskaya.roskazna.gov.ru);

- официальные сайты федеральных отраслевых министерств и ведомств;

- официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru);

- официальный портал Правительства Вологодской области (vologda-oblast.ru), официальные сайты органов исполнительной государственной власти Вологодской области.

В отчетном году информация о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и о принятых мерах по итогам контрольных мероприятий размещалась Палатой в Государственной информационно-аналитической системе контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) - системе сбора, хранения, обработки и представления информации для обеспечения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности КСО в ходе планирования, выполнения, контроля и анализа исполнения бюджетов на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники и автоматизации, а также создания, развития и интеграции информационных ресурсов всех участников бюджетного процесса.

Палатой проводилась и будет продолжена работа по повышению эффективности внешнего государственного финансового контроля, предполагающая не только критическую оценку бюджетных процессов, но и совместную с органами законодательной и исполнительной власти выработку мер и механизмов по повышению результативности использования бюджетных средств.

6.  Задачи Палаты на 2021 год

План работы 2021 года сформирован на основе поручений Законодательного Собрания области, а также предложений Губернатора области.

В 2021 году стратегической целью деятельности Палаты будут проверки и мониторинг национальных проектов, реализуемых на территории области.

Восемь контрольных мероприятий коснутся исполнения 7-ми национальных проектов:

- «Образование» (региональный проект «Современная школа»);

- «Демография» (региональные проекты «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет»);

- «Культура» (региональные проекты «Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура»);

- «Здравоохранение» (региональный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями»);

- «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»);

- «Жилье и городская среда» (региональный проект «Формирование комфортной городской среды»);

- «Экология» (региональный проект «Чистая вода»).

Кроме того, мониторинг реализации охватит все 11 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, осуществляемые в регионе. Его основной задачей станет выявление системных проблем, возникающих при исполнении проектов, и формирование рекомендаций, которые позволят нивелировать эти проблемы.

Помимо традиционно затрагиваемых в проверочной деятельности тем образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, агропромышленного комплекса, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, в ходе контрольных мероприятий будут рассмотрены вопросы расходования бюджетных средств, направляемых на организацию бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов, а также питания школьников с ограниченными возможностями здоровья, на мероприятия по содействию занятости населения, на сохранение и развитие сети муниципальных загородных оздоровительных лагерей, на реализацию инициатив о преобразовании поселений путем их объединения, на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры (очистных сооружений, объектов газоснабжения, инфраструктуры туристских кластеров).

Кроме того, отдельное внимание будет посвящено проблеме обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Данный аспект находится на особом контроле Счетной палаты Российской Федерации.

Значительная часть контрольных мероприятий 2021 года пройдет в муниципальных образованиях области, три из них охватят аспекты использования всего комплекса межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета муниципальным образованиям.

Оценка итогов государственных и муниципальных закупок и проведение их внешнего аудита по-прежнему останутся в зоне внимания Палаты.

Экспертно-аналитическая деятельность будет осуществляться посредством проведения экспертизы проектов законов об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования области, отчетов об их исполнении, а также иных проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области в части расходных обязательств региона, а также проектов законов области, регулирующих бюджетные и налоговые правоотношения.

В 2021 году в рамках повышения уровня цифровизации внешнего финансового аудита при исполнении полномочий Палаты продолжится применение информационных сервисов и систем, в том числе будут использоваться подсистема информационно-аналитического обеспечения и подсистема учета и отчетности ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет», доступ к которым получен КСП области в декабре 2020 года.

Использование современных методов сбора, обработки и анализа данных позволит иметь целостную картину формирования и исполнения областного бюджета и бюджета ТФОМС области на всех этапах бюджетного процесса, а также эффективно взаимодействовать с органами исполнительной государственной власти области и иными объектами государственного аудита.

КСП области продолжит деятельность в отделении Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, а также в комиссии по совершенствованию внешнего финансового контроля на муниципальном уровне, направленную на выполнение их планов работы на 2021 год.

Функционирование Отделения в 2021 году направляется на выполнение задач Совета на территории Северо-Западного федерального округа, в том числе по обмену опытом реализации полномочий в области осуществления внешнего государственного и муниципального финансового аудита (контроля) между контрольно-счетными органами, а также на взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

В рамках компетенций по совершенствованию и повышению результативности работы контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов Российской Федерации и с учетом проведенных мониторингов и анализов Комиссия в 2021 году продолжит работу по сбору, обобщению и анализу информации о деятельности контрольно-счетных органов, включая сведения об их создании, штатной и фактической численности. Одно из мероприятий будет касаться результатов мониторинга реализации национальных проектов на территориях муниципальных образований.

С целью дальнейшего развития взаимодействия с контрольно-счетными органами муниципальных образований Вологодской области, повышения качества проводимых мероприятий, обеспечения соблюдения действующего законодательства, оказания организационной, правовой, информационной и методической помощи Палата продолжит практику сотрудничества с муниципальными органами внешнего финансового контроля, в том числе в форме обмена опытом по разработке и применению стандартов внешнего муниципального финансового контроля.

КСП области является универсальным институтом региональной системы государственного финансового контроля, который полноценно участвует в выработке и реализации решений на всех этапах бюджетного процесса.

В настоящее время социально-экономическая ситуация как никогда диктует безусловное соблюдение принципа эффективности использования государственных средств, а также оптимизации расходов. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность Палаты в совокупности нацелена на содействие органам государственной власти в повышении эффективности управления бюджетными ресурсами.


Дата размещения отчета – 18.05.2021