Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Общие методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы государственных программ

УТВЕРЖДЕНЫ
решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 11 апреля 2014 года №20

Общие методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы государственных программ


РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Общие методические рекомендации по проведению финансово-экономической экспертизы государственных программ разработаны в соответствии с законом области «О Контрольно- счетной палате Вологодской области» и устанавливают организационные и методологические основы ее проведения.

1.2. Основанием проведения финансово-экономической экспертизы государственных программ (далее - экспертиза) является план работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области.

1.3. Целью проведения экспертизы является соответствие государственной программы основным направлениям государственной политики, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Вологодской области в соответствующей сфере обеспечения жизнедеятельности области, а также достаточность запланированных мероприятий и реалистичность ресурсов для достижения целей и ожидаемых результатов государственной программы.

1.4. Основными задачами экспертизы являются:

  • проверка соответствия государственной программы нормативным правовым актам и документам стратегического характера;
  • анализ структуры государственной программы;
  • анализ системы финансирования, оценки эффективности и контроля государственной программы.

1.5. Предметом экспертизы является государственная программа, а также расчеты финансовых ресурсов и обоснования программных мероприятий.

1.6. Объектом экспертизы являются органы исполнительной государственной власти области, определенные Правительством области в качестве ответственного исполнителя государственной программы совместно с заинтересованными органами исполнительной государственной власти области - соисполнителями государственной программы.

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

2.1. Подготовка к проведению экспертизы.

2.1.1. Экспертиза осуществляется в сроки, установленные планом работы Контрольно-счетной палаты Вологодской области.

2.1.2. Подготовка к проведению экспертизы осуществляется путем предварительного изучения предмета и объектов экспертизы, сбора информации в необходимом и достаточном объеме для проведения экспертизы.

2.1.3. При подготовке к проведению экспертизы используются отчёты об исполнении областного бюджета, годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы, информации об обоснованности программных мероприятий и ресурсов на их реализацию. Осуществляется анализ материалов контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой Вологодской области, статистических и иных данных.

2.1.4. Получение информации о предмете и объектах экспертизы для их предварительного изучения может осуществляться путем направления запросов в соответствии со статьей 19 закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».

2.2. Порядок проведения экспертизы.

2.2.1. Положения государственной программы проверяются на соответствие нормативным правовым актам.

Проведение экспертизы начинается с анализа структуры государственной программы и её соответствия действующему порядку разработки, а именно:

  • наличия и надлежащего оформления паспорта государственной программы;
  • характеристики сферы действия государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и перспектив её развития; 
  • цели, задач и сроков реализации государственной программы; 
  • ресурсного обеспечения государственной программы за счет всех источников; 
  • обоснования выделения и включения в государственную программу подпрограмм; 
  • перечня программных мероприятий с указанием сроков их исполнения, исполнителей, стоимости по каждому мероприятию на весь период государственной программы (в том числе по годам), структуры источников финансирования;
  • технико-экономического обоснования;
  • прогноза конечных результатов реализации государственной программы; 
  • оценки эффективности государственной программы (критерии социальной и экономической эффективности);
  • форм и методов контроля реализации государственной программы.

2.2.2. Оценивается соответствие целей и задач государственной программы основным приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы.

Анализ указанных в п. 2.2.1 структурных единиц государственной программы осуществляется с учетом приоритетов послания Губернатора области, стратегии социально-экономического развития области на долгосрочный период, стратегий развития отдельных отраслей экономики и социальной сферы области, программ социально-экономического развития области на среднесрочный период. Проводится анализ количественных показателей и их динамики, исходя из установленных целей и задач стратегических и программных документов с учетом инфляционных процессов и прогнозов социально-экономического развития области. Кроме того, осуществляется анализ соответствия программных мероприятий целям и задачам государственной программы.

2.2.3. Обозначается наличие целевых показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач государственной программы, прогноза конечных результатов реализации государственной программы и их соответствие целям и задачам государственной программы. Проводится анализ необходимости, достаточности и адекватности критериев, показателей и индикаторов для оценки выполнения программных мероприятий. Дается качественная и количественная их оценка.

2.2.4. Анализируется обоснованность и достоверность (реалистичность) объёма ресурсного обеспечения государственной программы, использование возможностей привлечения средств иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации помимо областного бюджета, а также средств иных источников финансирования для реализации государственной программы.

Даётся оценка соответствия структуры расходов на государственную программу, форм их осуществления, планируемой динамики расходов. Предусмотренные (запланированные) расходы по государственной программе оцениваются на соответствие требованиям утверждённой бюджетной классификации расходов бюджетов субъектов РФ и иным требованиям бюджетного законодательства.

Осуществляется анализ обоснованности расходов, направляемых на финансирование программных мероприятий, использования нормативов финансовых затрат на предоставление отдельных видов государственных услуг, соответствия действующему законодательству норм и нормативов, заложенных при расчётах бюджетных расходов.

Проверяется соответствие утвержденных расходов областного бюджета в государственной программе расходам, предусмотренным законами области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проводится анализ изменений запланированного объема финансирования государственной программы и их причин.

2.2.5. Проводится анализ отчетов ответственного исполнителя об исполнении государственной программы. Дается оценка рисков реализации государственной программы и достижения запланированных результатов.

2.2.6. Проверяется наличие системы управления и контроля реализации государственной программы, разграничения полномочий и ответственности исполнителей (соисполнителей) программных мероприятий. Анализируется выполнение полномочий ответственным исполнителем (соисполнителями) при разработке и реализации государственной программы. Дается оценка предлагаемой системе контроля государственной программы.

2.2.7. Готовятся предложения по устранению имеющихся замечаний, совершенствованию (улучшению) содержания государственной программы, в том числе деятельности государственных органов в сфере её реализации с учетом проведенных ранее контрольных мероприятий и экспертно-аналитических мероприятий.

2.3. Оформление и содержание заключения по результатам экспертизы.

Заключение по результатам экспертизы должно содержать:

  • основание проведения экспертизы;
  • цель и задачи экспертизы;
  • перечень используемых источников информации;
  • результаты экспертизы;
  • выводы по результатам экспертизы;
  • рекомендации, предложения о мерах по устранению выявленных недостатков и совершенствованию предмета экспертизы;
  • предложения по повышению эффективности использования бюджетных средств на реализацию государственной программ.

В результатах экспертизы отражаются наиболее существенные особенности, выявленные в отношении нормативного регулирования вопросов государственной программы, структурного анализа государственной программы, системы финансирования, оценки эффективности и контроля государственной программы.

Все выводы и оценки, отраженные в заключении, должны подтверждаться ссылками на изученные или обследованные документы, положения государственной программы, нормативные правовые акты.

Заключение по результатам экспертизы подписывается аудитором и направляется на рассмотрение коллегии Контрольно-счетной палаты области. После утверждения заключения по результатам экспертизы направляется Губернатору области и в Законодательное Собрание области.