Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Краткая информация


Заключение Контрольно-счетной палаты Вологодской области на отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год


Заключение Контрольно-счетной палаты Вологодской области на отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области», закона области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», рассмотрено и утверждено коллегией Контрольно-счетной палаты Вологодской области.

В соответствии с законом области «О бюджетном процессе в Вологодской области» отчет об исполнении областного бюджета за 2011 год составлен Правительством области в соответствии со структурой закона области об областном бюджете, бюджетной классификацией, применяемой в отчетном финансовом году, и представлен в установленные сроки.

Внешняя проверка отчета об исполнении областного бюджета, бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета, проведенная КСП области, показала, что основные параметры областного бюджета за 2011 год выполнены в следующих значениях:

- поступило доходов в объеме 39342,3 млн. рублей, или 99,4% к утвержденным назначениям в сумме 39577,1 млн. рублей;

- осуществлены расходы в объеме 46519,4 млн. рублей, или 97,6% к утвержденным назначениям в сумме 47644,4 млн. рублей;

- дефицит областного бюджета составил 7177,0 млн. рублей, что на 890,2 млн. рублей, или на 11%, меньше законодательно установленной суммы.

В течение 2011 года поправки в закон о бюджете вносились одиннадцать раз. Объем доходов областного бюджета увеличился на 7528,4 млн. рублей (23,5%), в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов на 1135,7 млн. рублей и безвозмездных поступлений на 6392,7 млн. рублей, расходы областного бюджета – на 11604,8 млн. рублей (32,2%), дефицит областного бюджета – на 4076,4 млн. рублей (в 2 раза).

Налоговые и неналоговые доходы исполнены в сумме 28755,8 млн. рублей, или 99,3% к плановым назначениям в сумме 28949,58 млн. рублей. Удельный вес налоговых доходов в доходах областного бюджета в 2011 году составил 71,2%.

Общая сумма безвозмездных поступлений за 2011 год составила 10586,5 млн. рублей (99,6% к утвержденным назначениям), в том числе из федерального бюджета – 10029,4 млн. рублей. Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах областного бюджета в 2011 году составил 26,9%.

Областной бюджет за 2011 год исполнен с дефицитом 7177,0 млн. рублей, или 25% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Заемные средства (кредиты кредитных организаций, бюджетные кредиты и размещение государственных ценных бумаг области) в общей сумме 6729,4 млн. рублей занимали 93,8% в общем объеме источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета в 2011 году.

В процессе исполнения областного бюджета дефицит увеличен на 4076,4 млн. рублей, или в 2 раза к первоначальным назначениям. Тем самым не реализованы основные направления бюджетной политики Вологодской области в части ограничения и последовательного снижения размеров бюджетного дефицита. Увеличение дефицита областного бюджета не соответствует положениям статьи 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которой установлено, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

В декабре 2011 года внесены предложения по увеличению дефицита областного бюджета на 1495,5 млн. рублей, или 22,7%, которые приняты законом области от 22.12.2012 № 2688-ОЗ. Вместе с тем были основания для определения размера дефицита в меньших значениях, что подтвердилось исполнением областного бюджета за 2011 год, когда за счет сокращения расходов дефицит областного бюджета уменьшен на 890,3 млн. рублей.

В нарушение статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом исключения разницы между полученными и погашенными Вологодской областью бюджетными кредитами в сумме 1380,0 млн. рублей и снижения остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета в сумме 280,7 млн. рублей), областной бюджет за 2011 год исполнен с дефицитом 19,2% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений, или с превышением установленных ограничений на 4,2% (1206,6 млн. рублей).

Исполнение по бюджетным кредитам за 2011 год составило 166,9 млн. рублей, или 90,7% к утвержденным назначениям, в том числе предоставление бюджетных кредитов – 215,8 млн. рублей, возврат – 382,7 млн. рублей.

Задолженность муниципальных образований области по бюджетным кредитам перед областным бюджетом на 1 января 2012 года уменьшилась на 64,2 млн. рублей (36,1%) в сравнении с началом отчетного периода и составила 114,0 млн. рублей.

План по возврату бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам на закупку зерна и продуктов его переработки, выполнен в сумме 102,7 млн. рублей, или на 85,7% к утвержденным назначениям в сумме 119,8 млн. рублей и на 46,5% к первоначальным назначениям в сумме 221,0 млн. рублей. В результате по состоянию на 01.01.2012 года просроченная задолженность по бюджетным кредитам составила 152,8 млн. рублей.

Расходы областного бюджета исполнены в сумме 46519,3 млн. рублей, или 129,1% к первоначальному плану и 97,6% к уточненному плану. В 2011 году расходы областного бюджета на 3413,2 млн. рублей, или 7,9% больше, чем в 2010 году.

В 2011 году обеспечена социальная направленность в расходовании средств областного бюджета. Доля социальных расходов с учетом межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов составила 58,5%.

Расходы на социальную политику составили 23,4% расходов областного бюджета. Расходы на меры социальной поддержки профинансированы исходя из количества обратившихся граждан и фактических расходов организаций, предоставляющих услуги льготным категориям граждан. В результате анализа расходов на социальную политику за 2011 год установлены отдельные нарушения норм Бюджетного кодекса РФ, закона области от 14.12.2010 № 2433-ОЗ, положения Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, изложенные в соответствующем разделе.

Нормативный правовой акт Правительства области, предусмотренный частью 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в отношении субсидии (часть 2 статьи 9 закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» в редакции, действующей до 22.12.2011 года) не принят. На протяжении 11 месяцев 2011 года возможность использования бюджетных ассигнований, предусмотренных частью 2 статьи 9 закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», в сумме 224,7 млн. рублей отсутствовала, расходы не производились.

Законом области от 22.12.2011 № 2688-ОЗ «О внесении изменений в закон области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» часть 2 статьи 9 исключена. Пункты 1.2, 1.3 Соглашения от 17.12.2001 № 01-01-06/06-1747 (в редакции дополнительного соглашения от 20.12.2010 № 1), заключенного Правительством области с Министерством финансов Российской Федерации не исполнены.

Дотации муниципальным образованиям области составили 9,1% от расходов областного бюджета. В 2011 году дотационными являлись все муниципальные районы и 273 поселения области. Дотации из областного бюджета позволили обеспечить расходы по заработной плате работников бюджетных учреждений и органов местного самоуправления, по оплате за энергоресурсы и неотложным нуждам муниципальных образований области. В результате анализа расходов на межбюджетные трансферты общего характера за 2011 год установлены отдельные нарушения норм Бюджетного кодекса РФ, положений Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, постановления Правительства от 28.12.2011 № 1368, изложенные в соответствующем разделе. На указанные нарушения КСП области и ранее обращала внимание при подготовке заключений на проекты законов области об областном бюджете.

В 2011 году объем бюджетных инвестиций областного бюджета увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза и составил 5228,7 млн. рублей. В значительной степени рост обусловлен увеличением на 45%, или 277,9 млн. рублей инвестиционных финансовых вложений в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также увеличением на 32%, или 190,5 млн. рублей объема инвестиционных расходов за счет федеральных трансфертов.

Вместе с тем, опережающий рост инвестиционных вложений сопровождался увеличением на 1521,8 млн. рублей, или на 42% объема незавершенного строительства, составившего на 1 января 2012 года по балансу департамента развития муниципальных образований области 5161,9 млн. рублей.

Значительный объем кредиторской задолженности по объектам областной собственности и мосту через р. Ягорбу в г. Череповце, составивший на начало 2012 года 3551,03 млн. рублей, с одной стороны, позволяет в условиях бюджетной недостаточности ускорить реализацию важных инвестиционных проектов, с другой стороны, потребует в 2012 и последующих годах мобилизации бюджетных ресурсов для своевременных расчетов по принятым обязательствам.

Данные об объемах незавершенного строительства и кредиторской задолженности свидетельствуют о необходимости принятия мер в области капитального строительства, предусмотренных основными направлениями налоговой и бюджетной политики Вологодской области на 2011 и 2012 год, утвержденными постановлениями Правительства области от 27.09.2010 № 1101 и от 02.09.2011 № 1076: в условиях жесткой экономии бюджетных средств, в первую очередь, обеспечение финансированием объектов, строительство которых ведется с привлечением кредитных ресурсов под государственные областные гарантии; проведение инвентаризации незавершенного строительства для принятия решений о дальнейшем его использовании, в том числе консервации или привлечении коммерческого инвестора.

Объем государственного долга области на 1 января 2012 года увеличился на 7279,4 млн. рублей (39,4%) в сравнении с началом отчетного периода и составил 25777,5 млн. рублей.

Увеличение государственного долга области в отчетном периоде в большей степени связано с опережающим ростом расходов областного бюджета (32,2%) к росту доходов областного бюджета (23,5%).

Отношение объема государственного долга области к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений находится на критическом уровне – 89,6%.

Главная цель долговой политики области по сдерживанию дальнейшего роста государственного долга области в 2011 году не достигнута.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга области за 2011 год исполнены в сумме 789,1 млн. рублей. В общем объеме расходов на обслуживание государственного долга области расходы по банковским кредитам составили 608,5 млн. рублей (77,1%) , по бюджетным кредитам – 180,6 млн. рублей (22,9%). К уровню 2010 года расходы увеличились в 1,6 раза.

Долговые обязательства области по государственным областным гарантиям на 1 января 2012 года увеличились на 550,0 млн. рублей, или 9,2% в сравнении с началом отчетного периода и составили 6508,2 млн. рублей.

Предоставление государственных областных гарантий за 2011 год составило 3140,8 млн. рублей, или с увеличением в 8,7 раза к уровню первоначально утвержденных назначений.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в части концентрации мер поддержки на развитие инноваций и модернизацию существующего производства не реализованы в полном объеме, т.к. на приобретение кормов и закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки предоставлено государственных областных гарантий в сумме 1603,9 млн. рублей, или 51,1% от их общего объема.

Внешней проверкой бюджетной отчетности 40 главных администраторов бюджетных средств за 2011 год установлены нарушения на общую сумму 110,7 млн. рублей.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия департаменту финансов области предложено при исполнении областного бюджета в текущем году и формировании бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов учесть нарушения и недостатки, выявленные в результате внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год, а также усилить контроль целевого и эффективного расходования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств.



Назад в раздел