30 июня 2010 года на 205 сессии Законодательного Собрания Вологодской области принят закон области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»
30 июня 2010 года на 205 сессии Законодательного Собрания Вологодской области принят закон области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год». В соответствии со статьей 34 закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области» с докладом о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год выступила заместитель председателя Контрольно-счетной палаты области Майорова Зоя Николаевна.
Доклад о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год
Уважаемые депутаты!
Контрольно – счетная палата Вологодской области в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области» провела внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год, представленного Правительством области. Заключение на отчет направлено в Законодательное Собрание области и Губернатору области.
При подготовке заключения на отчет об исполнении областного бюджета использованы результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности 43 главных администраторов средств областного бюджета и результаты контрольно – ревизионных и экспертно – аналитических мероприятий по исполнению областного бюджета. Также была проведена проверка по вопросам исполнения бюджета в департаменте финансов области.
В заключении на отчет представлен подробный анализ исполнения основных характеристик областного бюджета: доходной и расходной базы, источников внутреннего финансирования дефицита, государственного долга области. Вниманию депутатов представлены аналитические таблицы, диаграммы по планированию и исполнению:
- доходов в разрезе доходных источников;
- расходов по разделам, подразделам классификации и в ведомственной структуре расходов;
- долгосрочных и ведомственных целевых программ;
- бюджетных кредитов;
- областных государственных гарантий.
В заключении также представлен подробный анализ исполнения расходов по межбюджетным трансфертам, поскольку они, как и прежде, занимают наибольшую долю в общих расходах областного бюджета.
По итогам экспертизы бюджетной отчетности исполнение областного бюджета по доходам составило 31 млрд. рублей, или 101 процент от утвержденных назначений.
В результате внесенных изменений в течение года доходы уменьшены на 12 млрд. рублей, или на 27 процентов от первоначально утвержденных назначений. По сравнению с 2008 годом в целом доходы бюджета уменьшились на 8 млрд. рублей, а собственные - более чем на 15 млрд. рублей.
Удельный вес безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах областного бюджета составил 39 процентов, что существенно выше, чем в 2008 году. Впервые за последние несколько лет была получена из федерального бюджета дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов области в сумме 3,2 млрд. рублей.
В 2009 году основными источниками доходов областного бюджета в общем объеме налоговых доходов являлись налог на доходы физических лиц – 7,3 млрд. рублей и, не смотря на существенное сокращение, - налог на прибыль организаций – 4,8 млрд. рублей.
Неналоговые доходы областного бюджета исполнены на 89 процентов от утвержденных показателей в сумме 758 млн. рублей. В сравнении с 2008 годом поступление неналоговых доходов уменьшилось почти на 132 млн. рублей.
В 2008 году средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с изменившимся законодательством выведены из состава областного бюджета. Вместе с тем по данным бюджетной отчетности главных администраторов средств областного бюджета доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности за 2009 год получены в объеме 2 млрд. 960 млн. рублей, что составляет 9,5 процента к общим доходам областного бюджета, а к налоговым и неналоговым доходам – 15,6 процента.
По данным отчета исполнение областного бюджета за 2009 год по расходам составило 39 млрд. рублей, или 97 процентов от утвержденных назначений, в сравнении с 2008 годом меньше на 1,3 млрд. рублей, или на 3 процента.
Расходы на социальную сферу в 2009 году составили 10 млрд. рублей, или 28 процентов, а с учетом межбюджетных трансфертов доля социальных расходов значительно выше.
В структуре расходов на социальную сферу наибольший удельный вес занимают расходы, произведенные по разделу «Социальная политика» – более 37 процентов. В полном объеме профинансированы расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, а также отдельным категориям граждан.
Доля межбюджетных трансфертов в целом в расходах областного бюджета 42 процента, что соответствует 16 млрд. рублей, из них бюджету территориального Фонда ОМС – 2,3 млрд. рублей.
Значительный объем средств был перечислен местным бюджетам – почти 14 млрд. рублей, из которых более 50 процентов - 7,4 млрд. рублей – субвенции на обеспечение реализации переданных государственных полномочий.
В течение года изменения в бюджетные назначения по разделу «Межбюджетные трансферты» вносились 8 раз, в результате их объем сократился с 19,7 до 16,5 млрд. рублей. Сокращение произведено в большей мере за счет Регионального фонда софинансирования, который был уменьшен на 56,4 процента. В основном, за счет сокращения капитальных вложений.
В отчетном году областной бюджет исполнен с дефицитом. Расходов осуществлено на 6,5 млрд. рублей больше, чем получено доходов.
В целях обеспечения расходных обязательств и сбалансированности бюджета привлечены заемные средства от коммерческих банков и кредиты от федерального бюджета в общей сумме более 5 с половиной млрд. рублей, а также задействованы остатки средств на счете областного бюджета, сложившиеся по состоянию на 1 января 2009 года.
Расходы областного бюджета по обслуживанию долговых обязательств перед кредитными организациями и по бюджетным кредитам в 2009 году составили 161 млн. рублей.
Проверками установлена просроченная задолженность по возврату бюджетных кредитов на 1 января 2010 года в сумме 11 млн. рублей.
Объем государственного долга области на конец отчетного периода увеличился почти в 6 (5,9) раза в сравнении с началом отчетного периода и составил 10,4 млрд. рублей, что соответствует 76 процентам к утвержденному законом «Об областном бюджете на 2009 год» верхнему пределу государственного долга.
В целом основные параметры областного бюджета в 2009 году исполнены и с учетом экспертизы отчетности главных администраторов средств областного бюджета и годового отчета, представленного Правительством области Контрольно – счетная палата подтверждает достоверность представленной бюджетной отчетности.
Благодарю за внимание.