Коллегия Контрольно-счетной палаты области утвердила результаты мониторинга и анализа работы органов внешнего финансового контроля муниципальных образований области за 2012 год
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты области на 2013 год и в рамках реализации Плана работы Совета контрольно-счетных органов Вологодской области на 2013 год проведен мониторинг и анализ деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области.
В настоящее время во всех муниципальных районах и городских округах области созданы контрольно-счетные органы, из них 10 имеют статус юридического лица, 18 - являются структурными подразделениями аппаратов представительных органов. В течение текущего года образованы контрольно-счетные органы в 9 муниципальных районах.
Общая штатная численность специалистов муниципальных органов внешнего финансового контроля составляет 82 человека, фактическая – 60 человек (рост на 30% к 2011 году). Численность сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных районов не превышает 3 человек за исключением Шекснинского района (4 человека), а в 11 районах области включает только одного специалиста. Укомплектованность кадрами составляет 73%. При этом средняя эффективность работы контрольно-счетных органов муниципальных образований при проведении проверок составила 10 рублей на 1 рубль расходов по их содержанию.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы должны обеспечить доступ к информации о своей деятельности. Однако, указанная норма выполняется не всеми контрольно-счетными органами муниципальных образований области. Так, только 17 органов имеют свою страницу на интернет-сайте муниципального образования. Собственный интернет-сайт имеет КСП г. Вологды. Информационная открытость контрольно-счетных органов муниципальных образований находится на низком уровне.
За 2012 год только 9 КСО имели публикации в средствах массовой информации, отражающие результаты их деятельности. При этом имеют место факты отказа в размещении информации на официальном сайте муниципального района при отсутствии самостоятельного интернет - ресурса как у контрольно-счетного, так и у представительного органа.
Контрольно-счетными органами муниципалитетов в 2012 году проведено 291 контрольное мероприятие (рост на 60% к 2011 году), проверено бюджетных средств 9,4 млрд. рублей. Финансовых нарушений выявлено на сумму 345 млн. рублей (3,7% от суммы проверенных средств). Устранено финансовых нарушений на сумму 68 млн. рублей. За 2012 год направлено 144 представлений и предписаний об устранении выявленных нарушений. В адрес проверенных объектов разработано 1017 предложений, из которых 711 выполнено (70%).
По сравнению с 2011 годом несколько изменилась структура нарушений, выявленных муниципальными КСО. И хотя по-прежнему основными видами нарушений являются нарушения при формировании и исполнении местных бюджетов, ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, доля которых составила 52,2%, существенно увеличилось неэффективное и неправомерное использование средств. Доля указанных нарушений составила 29,4%, годом ранее – 6,5%.
По итогам экспертизы и анализа КСО подготовили 582 заключения. Установлены нарушения на сумму 2 млрд. рублей, разработано 517 рекомендаций органам местного самоуправления.
Контрольно-счетные органы на уровне поселений на территории области в соответствие с Федеральным законом № 6-ФЗ не созданы. Формирование их как с экономической, так и с кадровой точек зрения представляется нецелесообразным. По информации КСО Белозерского муниципального района на уровне поселения создана контрольно-счетная палата муниципального образования «город Белозерск» со статусом юридического лица.
Передача контрольно-счетным органам районов полномочий по внешнему финансовому контролю осуществлена в 227 поселениях, расположенными в 23 муниципальных районах. Всеми поселениями переданы полномочия в 18 муниципальных районах. Не полностью были переданы полномочия на конец 2012 года в 5 районах. Таким образом, внешним финансовым контролем в соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ охвачено 82,8% городских и сельских поселений. При этом имеют место случаи одновременного отказа от заключения соглашений о передаче полномочий и от создания контрольно-счетного органа в поселении.
В ряде муниципальных образований имеют место факты неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений (предписаний), неисполнения законных требований и запросов должностных лиц КСО. Следует отметить, что Кодексом об административных правонарушениях РФ ответственность за неисполнение представлений (предписаний) органа муниципального финансового контроля до настоящего времени не предусмотрена. Инициирование и принятие соответствующих изменений позволят существенно повысить ответственность проверяемых объектов за исполнение представлений контрольно-счетных органов муниципальных образований.