Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области И.В. Карнаковой на расширенной коллегии Департамента финансов области, состоявшейся 25 марта 2016 года
Уважаемая Валентина Николаевна!
Сегодня миссия контрольно-счетных органов заключается в обязанности оценивать стратегические риски, связанные с текущим использованием ресурсов, с точки зрения соответствия этих расходов долгосрочным интересам общественного развития.
В этих условиях государственные программы как элемент системы стратегического прогнозирования и основной индикатор качества планирования экономики приобретают особое значение.
Счетная палата Российской Федерации по поручению Президента уделяет большое внимание государственным программам, на основе которых формируется бюджет. В очередной раз на расширенном заседании совета контрольно-счетных органов регионов, состоявшемся в СП в декабре прошлого года, Татьяна Алексеевна Голикова акцентировала внимание на аудит госпрограмм и оценку их эффективности.
Скажу сразу, что поставленные на федеральном уровне вопросы, возникают и у нас на территории области.
Контрольно-счетная палата области на протяжении последних лет уделяет пристальное внимание как контролю, так и анализу областных программных документов.
В 2015 году проведено 13 проверок расходования бюджетных средств, связанных с реализацией государственных, долгосрочных и ведомственных программ. Две государственные программы – это программы «Образование» и «Транспорт» были детально проанализированы. Если говорить в целом по аудиту программ, то можно констатировать, что пока не удалось установить четкую взаимосвязь между бюджетными ассигнованиями и результатами, которые получаются за эти бюджетные ассигнования, а также уйти от практики планирования расходов от «достигнутого».
Выявлен ряд недостатков, которые, связаны с:
-
соответствием целей, задач и показателей государственных программ документам стратегического планирования;
-
низким качеством планирования значений целевых индикаторов;
-
невыполнением и кратным перевыполнением части запланированных целевых показателей;
-
оценкой качества результатов государственных программ;
-
корректностью признания эффективной реализации государственных программ.
В 2014 году было предусмотрено 866 показателей госпрограмм, из них по фактическим данным исполнено 260 или 30%. При этом кассовое исполнение расходов составило 97,8%.
Понятно, невозможно отследить большое количество показателей, потому что данные Росстата такое количество не охватывают. В связи с этим мы полагали бы возможным рассмотреть вопрос по сокращению их количества. Во-первых, должны быть показатели, по которым есть официальная статистика. Во-вторых, эти показатели должны именно характеризовать деятельность соответствующей отрасли. Из-за большого количества показателей программы страдают перенасыщенностью мероприятий, подпрограмм, в связи с чем на наш взгляд необходимо провести структурирование программ. Наши проверки вскрыли противоречия действующей методики. В этой связи, работа Контрольно-счетной палаты области по оценке эффективности государственных программ строится во взаимодействии с Департаментом стратегического планирования. Уже дважды проведены рабочие встречи контрольно-счетной палаты и Департамента стратегического планирования, где обсуждался новый вариант порядка оценки эффективности реализации государственных программ. На мой взгляд, выстроилось конструктивное взаимодействие по данному вопросу.
Одним из основных направлений нашей деятельности является проведение контрольных мероприятий, в ходе которых обеспечивался внешний государственный финансовый контроль, направленный на предотвращение, выявление и устранение нарушений финансово-бюджетной дисциплины.
В 2015 году проверено 87 объектов с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности 28,6 млрд. рублей, выявлено 1750 фактов нарушений нормативных правовых актов с использованием бюджетных средств и имущества, а также недостатков на общую сумму свыше 2,2 млрд. рублей.
По суммовой оценке более 80% нарушений связаны с формированием и исполнением бюджетов у главных распорядителей средств и подведомственных им учреждениях, 8% - нарушения в области управления имуществом и 7% - в сфере закупок .
Что касается количественного учета, то здесь удельный вес нарушений при формировании и исполнении бюджетов составляет чуть менее 60%, на государственные закупки приходится пятая часть от всех нарушений. Замечания к бухгалтерскому учету и отчетности устанавливались в каждом седьмом случае.
По итогам проверок подготовлен ряд предложений по совершенствованию нормативной базы, по взысканию средств в бюджет, а также направленных на эффективное использование государственного имущества.
По результатам рассмотрения наших материалов проверок принято 7 законов области, 26 нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления. В целом по итогам контрольных мероприятий за 2015 год было направлено 56 представлений об устранении выявленных нарушений. В адрес проверенных объектов разработано 267 предложений, из которых 87% выполнено. К ряду должностных лиц проверенных организаций применены меры ответственности, в том числе возбуждено более 100 дел об административных правонарушениях. Не выполненные и выполненные не в полном объеме предложения остаются на контроле.
Почти три года назад российским законодательством было введено новое понятие – аудит в сфере закупок, а также определены полномочия контрольно-счетных органов по его проведению.
В конце декабря прошлого года в Москве прошла общероссийская конференция контрольно-счетных органов по развитию контрактной системы и аудита закупок, на которой отмечено, что полноценное внедрение в Российской Федерации контрактной системы в сфере закупок должно стать важнейшим инструментом эффективного и результативного расходования средств.
Счетная палата Российской Федерации по поручению Президента страны в течение всего года осуществляла мониторинг государственных и муниципальных закупок, в том числе на основании информации поступающей из регионов. Соответствующий доклад подготовлен главе государства.
Вопросы реализации и нарушения 44-го федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок» и 223 федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» характерны как на федеральном уровне, так и для Вологодской области. Весьма однозначно можно сказать, что нарушения, которые фиксируются, происходят на всех стадиях закупочного цикла. По итогам проверок мы выявили зоны риска, где нарушения, в том числе коррупционного характера, встречаются чаще всего.
Среди них, во-первых, можно выделить обоснование начальной цены контракта, включая получение коммерческих предложений от аффилированных лиц. Во-вторых, ограничение доступа к информации об объявляемых закупках с целью минимизации конкуренции.
Создание «дружественным» поставщикам преимущественных условий, незаконное внесение изменений в заключенный контракт – также потенциальные направления для контроля.
Помимо этого, приемка невыполненных работ, неприменение штрафных санкций и закупки с избыточными потребительскими свойствами очерчивают зону максимальной вероятности нахождения нарушений.
По данным Комитета государственного заказа области в 2015 году было объявлено более 12 тысяч закупок. Заключена 31 тысяча государственных и муниципальных контрактов. Стоимостная оценка контрактов – 21,2 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств в целом по региону составила 1,2 млрд. рублей.
Контрольно-счетной палатой области проверены государственные закупки почти на 2 млрд. рублей на 15 объектах. Выявлено 275 нарушений на 135 млн. рублей, направлены материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по 178 фактам нарушений законодательства о закупках и защите конкуренции.
Несколько слов о задачах на текущий год.
Во-первых, мы сконцентрируемся на анализе и проверке реализации государственных программ области, подготовке предложений по улучшению их результативности.
Во-вторых, серьезное внимание уделим вопросам эффективного использования государственного имущества.
В-третьих, продолжим оценивать итоги государственных закупок и проводить их внешний аудит.