Тезисы доклада председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области 27 ноября 2019 года на 39 сессии Законодательного Собрания области о результатах экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 го
Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза законопроекта, включающая оценку состояния правовой базы, проверку наличия и качества составления расчетов как по доходам, так и по расходам.
Законопроектом соблюдены требования и ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации по объему государственного долга и расходам на его обслуживание, условно утверждаемым расходам, по объему бюджетных ассигнований дорожного фонда, предельному размеру дефицита бюджета. Определены объемы межбюджетных трансфертов.
Параметры бюджета на среднесрочный период определил базовый вариант социально-экономического развития области, предполагающий сохранение поступательных темпов роста экономики и учитывающий ситуацию, складывающуюся в регионе в текущем году.
Проводя анализ прогнозируемых объемов доходов, Палатой подготовлены рекомендации по уточнению поступлений по 4 доходным источникам, которые учтены к первому чтению законопроекта.
Бюджет по расходам сформирован в программном формате и сохранит социальную направленность. Ресурсы сконцентрированы на выполнении всех долговременных социальных приоритетов, финансовом обеспечении мер государственной поддержки граждан.
В 2020 году основу расходной части законопроекта составят 23 госпрограммы, с 2021 года будет начата реализация новых 19-ти госпрограмм и продолжена реализация 2-х программ.
В числе основных особенностей формирования проекта бюджета необходимо выделить участие области в реализации национальных проектов в рамках поставленных Президентом России национальных целей развития до 2024 года. В рамках мероприятий 20-ти государственных программ предусмотрены ассигнования на реализацию национальных проектов.
Отдельное внимание стоит уделить финансовой составляющей межбюджетных отношений. По-прежнему значительная доля расходов направляется на поддержку муниципалитетов.
В среднесрочном периоде будет продолжена политика замены дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности дифференцированными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, а также стимулирования органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы.
Так, в 2020 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируется предоставить 19-ти муниципальным районам, в 2021 и 2022 годах – 17-ти и 14-ти районам соответственно.
Дефицит областного бюджета в 2020 году спроектирован в размере 4,8 млрд. рублей. В качестве источников финансирования дефицита предусмотрены остатки собственных средств на начало года. На 2021-2022 годы исполнение прогнозируется с профицитом.
Состояние и динамика госдолга области является сферой постоянного внимания Палаты. Трендом долговой политики трехлетнего периода является дальнейшее снижение государственного долга. Привлечение кредитов кредитных организаций и размещение ценных бумаг не планируется.
Экспертиза проекта бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов свидетельствует о его формировании в соответствии с требованиями законодательства, основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики и дает основание сделать вывод о возможности принятия законопроекта.