Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

17 ноября 2010 года состоялись публичные слушания по программе социально-экономического развития Вологодской области на среднесрочный период и проекту закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

17 ноября 2010 года состоялись публичные слушания по программе социально-экономического развития Вологодской области на среднесрочный период и проекту закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», в которых приняла участие и выступила с докладом заместитель председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Майорова Зоя Николаевна.

Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники публичных слушаний!

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона области «О бюджетном процессе в Вологодской области», а также нормативно – правовых актов по бюджетному и налоговому законодательству Контрольно – счетной палатой области проведена экспертиза проекта закона «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», а также документов и материалов, представленных одновременно с законопроектом.

Заключение Контрольно-счетной палаты, подготовленное на основе изучения полноты состава показателей, учтенных в законопроекте и в приложениях к нему, а так же документов и материалов, обосновывающих показатели бюджета, направлено председателю Законодательного Собрания области, в постоянный комитет по бюджету и налогам и Губернатору области. Заключение представлено и всем участникам публичных слушаний.

Отмечу, что заключение также утверждено коллегией палаты, в работе которой принимали участие специалисты департамента финансов области.

В документе представлен краткий анализ основных параметров прогноза социально – экономического развития Вологодской области и подробная характеристика показателей проекта областного бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в сравнении с текущим годом и исполнением 2009 года.

Палата считает, что при формировании, внесении законопроекта, а также документов и материалов, представленных одновременно с ним, в целом соблюдены требования действующего законодательства.

Правительство области при формировании областного бюджета, руководствуясь положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, определило для себя соответствующие основные направления в области налоговой и бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.

Бюджетная и налоговая политика области на 2011 - 2013 годы будет ориентирована на сдерживание дальнейшего роста государственного долга, о чем свидетельствует рассматриваемый законопроект, обеспечение устойчивого функционирования социальной сферы, сохранение объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры, безусловное обеспечение социальной защиты населения, включая меры по обеспечению и содействию занятости населения.

Характерными особенностями рассматриваемого проекта закона области являются: снижение расходов областного бюджета в 2011-2013 годах по отношению к показателям исполнения 2009 года и утвержденным назначениям 2010 года, формирование проекта областного бюджета на плановый период с профицитом и существенное увеличение объемов бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга области.

В целом с учетом запланированных безвозмездных поступлений из федерального бюджета доходы бюджета на 2011 год прогнозируется чуть менее 32 млрд. рублей. По сравнению с показателями текущего года доходы уменьшатся на 3 млрд. рублей и остаются практически на уровне 2009 года.

Увеличение доходов в плановом периоде 2012 и 2013 годов по сравнению с предыдущими годами планируется с ростом на 2,1 млрд. рублей.

Безвозмездные поступления в областной бюджет в 2011 году сократятся более чем в 2 раза по сравнению с 2010 годом. В 2012 и 2013 годах продолжится тенденция уменьшения поступлений из федерального бюджета. Одновременно следует отметить, что отдельные виды трансфертов будут распределяться между субъектами Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета. Таким образом, дополнительные средства должны поступить и в бюджет Вологодской области.

Впервые с 1997 года в следующем году и плановом периоде регион будет получать дотации федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Налоговые и неналоговые доходы на 2011 год спланированы в объеме 27,8 млрд. рублей, что несколько выше объема текущего года.

С целью получения дополнительных доходов областного бюджета с учетом проведенных контрольных мероприятий КСП области считает необходимым в 2011 году и плановом периоде активизировать работу главных администраторов по неналоговым доходам, в том числе получаемым в виде арендной платы, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в областной собственности.

При формировании проекта областного бюджета на 2011 год прослеживается тенденция значительного снижения размера дефицита, который в 2009 году составил почти 6,5 млрд. рублей, или 34,1 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. В текущем году дефицит утвержден в сумме более 7 млрд. рублей, или 27,6 процента, а в планируемом 2011 году – 4 млрд. рублей, или 14,4 процента

Следует отметить, что особенностью формирования областного бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов является его профицитность. Превышение доходов над расходами, спрогнозированное в большей степени за счет сокращения расходов областного бюджета, планируется направить на погашение ранее полученных кредитов.

В условиях умеренных темпов роста налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, уровня инфляции, значительное снижение заимствований в плановом периоде 2012 и 2013 годов без их замещения другими источниками доходов, предполагает значительное сокращение расходов, в том числе и на социальную сферу.

В результате значительного объема внутренних заимствований в 2009 – 2011 годах в законопроекте предусмотрено существенное увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга области, которые составят по прогнозу за 2001-2013 годы более 3млрд. 300 млн. рублей.

В 2012 году расходы на обслуживание государственного долга достигнут максимального объема 1млрд. 347 млн. рублей, что будет больше, к примеру, расходов на общегосударственные вопросы или дорожное хозяйство, а также расходов на культуру, физическую культуру и спорт, средства массовой информации вместе взятых.

Обеспечение дефицита в 2011 году, так же как и в 2010 году будет осуществляться за счет привлечения кредитов кредитных организаций и бюджетных кредитов от федерального бюджета.

Проектом закона области предусматривается в 2011 году привлечение средств на общую сумму 7,2 млрд. рублей, из которых кредитные ресурсы коммерческих банков составят большую их часть – 6,2 млрд. рублей. В плановом периоде заимствования прогнозируется производить только в кредитных организациях: 2012 год – 4,0 млрд. рублей, 2013 год – 2,0 млрд. рублей.

Прогнозные показатели по объему расходов на обслуживание кредитов кредитных организаций в 2011-2013 годах в сумме 3,1 млрд. рублей превышают объем расходов на обслуживание бюджетных кредитов в сумме 247,4 млн. рублей в 12,6 раза. Обслуживание бюджетных кредитов для областного бюджета значительно дешевле обслуживания банковских кредитов.

Вместе с тем, проектом закона о федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (статья 13) предусмотрено предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ на срок до трех лет, в том числе и на покрытие дефицита с уплатой процентов в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сумме более 113 млрд. рублей.

В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга области необходимо активизировать работу с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению кредитов федерального бюджета для частичного покрытия дефицита и временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, взамен запланированных заимствований в кредитных организациях.

По состоянию на 1 января 2012 года ожидаемая величина государственного внутреннего долга области прогнозируется в размере 20,7 млрд. рублей с ростом на 8,8 процента к соответствующему периоду текущего года и приближается к предельному объему, установленному законодательством.

Предоставление государственных областных гарантий в 2011 году планируется в сумме 359,7 млн. рублей в 13,5 раз по объему меньше 2010 года. Следует отметить, что при утверждении областного бюджета на текущий год объем государственных гарантий был утвержден также в размерах, значительно меньших, чем имеется на настоящий момент.

Вместе с тем увеличивается объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение государственных областных гарантий по возможным гарантийным случаям в 2011 году с ростом в 3,2 раза к уровню текущего года.

Расходная часть бюджета на 2011 год прогнозируется в объеме почти 36 млрд. рублей, на 2012 год – 32 млрд. рублей, на 2013 год – почти 33 млрд. рублей. На 2011 году по сравнению с бюджетными назначениями 2010 года расходы спрогнозированы с сокращением на 6,2 млрд. рублей.

На 2012 год планируется дальнейшее снижение расходов: в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,2 млрд. рублей.

Как уже говорилось здесь, снижение расходов необходимо по причине погашения долгов по ранее привлеченным кредитам.

Часть расходов сокращается в связи с передачей с 2012 года полномочий по содержанию милиции общественной безопасности на уровень федерального бюджета. В связи с этим по сравнению с 2011 годом значительно сократятся расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – на 2 млрд. рублей.

Сокращение расходов в объеме 2,2 млрд. рублей планируется осуществить за счет оптимизации расходов. Следует учесть, что при поступлении межбюджетных трансфертов в процессе исполнения федерального бюджета указанная сумма может существенно сократиться.

Нельзя не отметить, что инвестиционная составляющая проекта бюджета незначительная в сравнении с 2008 годом. Крайне недостаточно средств на дорожное хозяйство.

Доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета - 17,3 процента. На 2011 год запланировано финансовое обеспечение новых по сравнению с 2010 годом видов бюджетных обязательств на общую сумму 484,9 млн. рублей, что составляет 1,3 процента общего объема расходов.

В качестве одной из приоритетных задач бюджетной политики области в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов будет повышение эффективности межбюджетных отношений, направленных на обеспечение необходимых гарантий бюджетам муниципальных образований области в исполнении их расходных обязательств.

Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями области формировались с учетом требований Бюджетного кодекса РФ и закона области «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области». В соответствие с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах рекомендуется организовать работу по переходу к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций муниципальным образованиям области, укрупнению субсидий, обеспечению расширения финансовой самостоятельности муниципалитетов и возможностей их влияния на укрепление доходной базы.

При формировании проекта областного бюджета за основу принято законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

В соответствии с законом области «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области» объемы бюджетных ассигнований в 2011 году на межбюджетные трансферты в значительной части сформированы в составе региональных фондов:

фонд финансовой поддержки муниципальных районов – 2,4 млрд. рублей (в 2012 - 2013 годах также 2,4 млрд. рублей);

фонд финансовой поддержки поселений – 1,1 млрд. рублей (в 2012 году – 958,8 млн. рублей, в 2013 году – 920,7 млн. рублей);

фонд софинансирования расходов – 2,4 мрд. рублей (в 2012 году – 1,8 млрд. рублей, в 2013 году – 1,3 млрд. рублей);

фонд компенсаций – 7,3 млрд. рублей (в 2012 – 2013 годах – 6,7 млрд. рублей).

Отличительной особенностью законопроекта является отражение основной части межбюджетных трансфертов на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов в функциональных разделах классификации расходов.

Структура межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований, несколько изменится. Будут увеличиваться доли дотаций и субвенций за счет сокращения доли субсидий, что связано с уменьшением объемов ассигнований на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области.

В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 году все 26 муниципальных районов будут получать дотации. По-прежнему бездотационными будут только городские округа г.Вологда и г. Череповец.

Бюджеты городских и сельских поселений в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов будут дотационными на 99,3 процента. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут предоставлены 272 из 274 поселений. По сравнению с 2010 годом количество бездотационных бюджетов поселений уменьшится на 3 (с 5 до 2). Бездотационные бюджеты будут иметь сельские поселения Нелазское Череповецкого муниципального района и Угольское Шекснинского муниципального района.

Как и в предыдущие годы, зависимость местных бюджетов от областного бюджета очень значительна, что так же влияет и на развитие собственной доходной базы местных бюджетов.

При определении фондов финансовой поддержки муниципалитетов нормативы расходных потребностей муниципальных образований области рассчитаны по новым методикам. Соответствующий проект закона области «О нормативах расходных потребностей» до настоящего времени не внесен в Законодательное Собрание области.

Кроме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам поселений области в 2011 году планируется предоставить дотации на сбалансированность в сумме 60,3 млн. рублей. Дотации на сбалансированность будут предоставлены 223 из 274 поселений. В целях оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям на реализацию закрепленных за ними расходных обязательств, в проекте закона области сформирован региональный фонд софинансирования расходов. Количество субсидий муниципальным образованиям области сокращается, что отвечает положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации в части укрупнения субсидий.

Правительством области определены приоритетные расходные обязательства муниципальных образований области, софинансируемые за счет средств областного бюджета. Среди них: бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципальных образований области, разработка генеральных планов поселений и схем территориального планирования муниципальных районов области, обеспечение условий для развития на территории муниципальных образований области физической культуры и спорта, природоохранные мероприятия. Помимо этого, предусматривается финансовая помощь в форме субсидий муниципальным образованиям области, участвующим в реализации долгосрочных целевых программ.

В законопроекте сформирован региональный фонд компенсаций, являющийся финансовым обеспечением областных и федеральных полномочий, делегируемых для исполнения органам местного самоуправления. За счет средств указанного фонда муниципальным образованиям области будут предоставлены субвенции на реализацию переданных государственных полномочий. В связи с чем, статьей 21 законопроекта предлагается ввести в действие с 1 января 2011 года 12 законов области, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в различных сферах государственного управления. Перечень вводимых в действие законов области по сравнению с 2010 годом не изменился.

В целях соблюдения норм действующего законодательства области и объективной оценки планируемых расходных обязательств муниципальных образований области при расчете сумм дотаций представляется необходимым внести изменения в законодательство области в части нормативов расходных потребностей, являющиеся основой для формирования взаимоотношений областного бюджета с местными бюджетами, рассматривать их в Законодательном Собрании области до рассмотрения проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В заключение хочу сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в июне текущего года утверждена Программа эффективности бюджетных расходов и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано разработать и реализовать аналогичные региональные и муниципальные программы по повышению эффективности расходов бюджетов. В настоящее время в Вологодской области программа по повышению эффективности бюджетных расходов не разработана.

Областной бюджет на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов сбалансирован и в целом отвечает основным направлениям бюджетной политики, определенной Правительством области.

С учетом поправок Контрольно-счетная палата области считает возможным принять законопроект в первом чтении и продолжить дальнейшую работу над бюджетом и уже более детально рассматривать расходы областного бюджета в рамках второго чтения.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку