Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н.Немцовой о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год

Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники публичных слушаний!

Контрольно–счетная палата в соответствии с положениями бюджетного законодательства в установленные сроки провела внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год. Заключение на отчет 13 мая направлено в Законодательное Собрание и Правительство области.

При подготовке заключения на годовой отчет использованы результаты внешней проверки бюджетной отчетности 41 главного администратора средств областного бюджета, а также контрольно – ревизионных и экспертно – аналитических мероприятий по исполнению областного бюджета за 2010 год.

В заключении представлен анализ исполнения основных характеристик областного бюджета, государственного долга области. В приложениях, таблицах и диаграммах приведены данные по планированию и исполнению:

- доходов в разрезе доходных источников;

- расходов по разделам, подразделам классификации и в ведомственной структуре расходов;

- долгосрочных и ведомственных целевых программ;

- бюджетных кредитов;

- областных государственных гарантий.

Исполнение областного бюджета за 2010 год в целом характеризовалось позитивными тенденциями, позволяющими в отчетном периоде скорректировать в сторону увеличения доходы на 11,1 млрд. рублей, или 43,5 % к первоначально утвержденным назначениям, расходы – на 13,1 млрд. рублей, или 41,7 %.

План по доходам исполнен в сумме 36,1 млрд. рублей (98,9 % к утвержденным назначениям), в том числе налоговые и неналоговые доходы составили – 25,9 млрд. рублей, безвозмездные поступления – 10,2 млрд. рублей.

Следует отметить, как положительный факт увеличение налоговых поступлений областного бюджета в 2010 году на 7,3 млрд. рублей, или 39,7 % к уровню 2009 года.

В 2010 году основными источниками налоговых доходов областного бюджета являлись налог на прибыль организаций – 10,8 млрд. рублей и налог на доходы физических лиц – 7,9 млрд. рублей.

Объем поступлений налога на прибыль в 2010 году увеличился в 2,2 раза, а доля возросла почти до 30 процентов в общем объеме налоговых доходов областного бюджета.

Наибольшее увеличение поступлений налога на прибыль в 2010 году произошло в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий – 3,9 млрд. рублей и химическом производстве – 0,9 млрд. рублей.

В связи со снижением в 5 раз объемов дотаций удельный вес безвозмездных поступлений в доходах областного бюджета в 2010 году уменьшился на 2,0 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом и составил 28,3 %.

Одним из резервов пополнения доходной части областного бюджета является недоимка по налоговым платежам, которая по состоянию на 1 января 2011 года составила более полумиллиарда рублей.

Мы полагаем, что темпы роста налоговых доходов областного бюджета сохранятся и в текущем периоде, безвозмездные поступления также будут увеличиваться.

Вместе с тем, в целях выполнения принимаемых социальных обязательств должна быть продолжена работа, направленная на создание условий для восстановления достаточного уровня доходов областного бюджета, изыскания и использования имеющихся резервов роста доходной базы.

Исполнение областного бюджета за 2010 год по расходам составило 43,1 млрд. рублей, или 96,9 % к утвержденным назначениям, к уровню 2009 года больше на 5,4 млрд. рублей, или 14,2 %.

В отчетном году в ходе корректировок бюджетных назначений увеличен объем финансирования по всем разделам классификации расходов, в том числе по разделу «Межбюджетные трансферты» на 6,7 млрд. рублей (45,6 %), «Национальная экономика» – 3,6 млрд. рублей (в 2,4 раза):

Наибольший удельный вес в объеме расходов областного бюджета, как и в предыдущие годы, занимают расходы по разделу «Межбюджетные трансферты» – 20,5 млрд. рублей (47,6 %), расходы на социальную сферу составили – 11,1 млрд. рублей (25,8 %).

В структуре расходов на социальную сферу доля расходов, произведенных по разделу «Социальная политика», занимает более 46 %. Система социальной защиты населения позволила охватить различными мерами социальной поддержки и социальным обслуживанием более 500 тысяч человек; выплачиваются более 90 различных видов выплат, пособий, компенсаций; организованными формами отдыха и оздоровления охвачено более 79 тысяч детей. Своевременно и в полном объеме обеспечены расходы на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, прочим категориям граждан.

В 2010 году объем бюджетных инвестиций и других расходов инвестиционного характера увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,6 раза и составил 8,7 млрд. рублей. Рост инвестиционных расходов на 86 % обеспечен за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета и от государственных организаций. Доля инвестиционных вложений в общих расходах областного бюджета возросла до 20,2 %.

Вместе с тем, опережающий рост инвестиционных расходов сопровождался увеличением объемов незавершенного строительства на 1,0 млрд. рублей (17,5 %). В сложившихся условиях обращаем внимание на необходимость принятия мер в области капитального строительства, предусмотренных основными направлениями налоговой и бюджетной политики области на 2010 и 2011 год, включая проведение инвентаризации незавершенного строительства для решения вопросов о дальнейшем его использовании.

Расходы на межбюджетные трансферты в 2010 году исполнены в сумме 20,5 млрд. рублей, что составляет 96,3 % от плана. Объем исполненных средств по сравнению с 2009 годом увеличился на 28,2 %.

По результатам исполнения областного бюджета в 2010 году увеличились перечисления муниципальным образованиям области в форме дотаций на 2,5 %, субвенций – на 33,9 %. В целом структура межбюджетных трансфертов в 2010 году была более ориентирована на предоставление финансовой помощи муниципальным образованиям области, на софинансирование расходных обязательств муниципалитетов.

Годовые назначения по дотациям бюджетам муниципальных образований области на выравнивание бюджетной обеспеченности исполнены в сумме 3,6 млрд. рублей (99,9 %), по региональному фонду софинансирования расходов – 4,2 млрд. рублей (85,8 %), по региональному фонду компенсаций – 9,9 млрд. рублей (99,4 %).

Анализ периодичности перечислений межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям области выявил их неравномерность в течение отчетного года. Перечисление значительных сумм дотаций в четвертом квартале и, особенно, в декабре 2010 года снижает их эффективное использование муниципальными образованиями в отчетном финансовом году.

Расходы бюджетов муниципальных образований в 2010 году составили 28 млрд. рублей, что почти на 23 % выше уровня предыдущего года. Сохранение доли расходов муниципалитетов, осуществляемой за счет финансовой помощи из областного бюджета примерно на уровне 2009 года – 37,1 % позволяет сделать вывод, в основном, о стабилизации финансовых ресурсов муниципальных образований области.

В отчетном году областной бюджет исполнен с дефицитом в объеме 7 млрд. рублей (27,3 %), что вписывается в ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации. Источниками финансирования дефицита областного бюджета на 97 % являлись заемные средства от коммерческих банков и бюджетные кредиты от федерального бюджета.

Объем государственного долга области на конец отчетного периода увеличился на 78,3 % в сравнении с началом отчетного периода и составил 18,5 млрд. рублей.

Расходы областного бюджета по обслуживанию долговых обязательств перед кредитными организациями и по бюджетным кредитам в 2010 году исполнены почти на полмиллиарда рублей с увеличением к уровню 2009 года в 3 раза.

Снижение объема поступлений в доходную часть областного бюджета в 2009 – 2010 годах к уровню 2008 года повлияло на объем заимствований и как следствие привело к увеличению расходов областного бюджета по обслуживанию долговых обязательств.

В настоящее время рассматривается вопрос выпуска государственного облигационного займа области на 2,5 млрд. рублей с целью рефинансирования текущих кредитных обязательств области со сроками погашения 2 – 3 года. Путем привлечения финансовых ресурсов облигационного займа на более длительный срок – 5 лет планируется снизить стоимость заимствований.

В заключении хочу сказать, что исполнение областного бюджета в 2010 году осуществлялось в соответствии с действующим законодательством, достоверность представленной бюджетной отчетности подтверждается.

Вместе с тем результаты внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год, проведенных контрольно-ревизионных и экспертно – аналитических мероприятий в течение отчетного года, свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение качества управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, усиления контроля за эффективным использованием бюджетных средств.

В свою очередь Контрольно-счетная палата в 2011 году продолжит работу по совершенствованию контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и сосредоточит своё внимание на наиболее актуальных проблемах исполнения областного бюджета.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку