Доклад на публичных слушаниях о результатах рассмотрения проекта закона области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов»
Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники публичных слушаний!
Контрольно – счетная палата в соответствии с положениями бюджетного законодательства в установленные сроки провела экспертизу проекта закона области «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Заключение на проект закона 1 ноября направлено в Законодательное Собрание и Правительство области, где по каждому разделу бюджета сделаны выводы и даны предложения.
При подготовке Заключения проанализирована работа департамента финансов области, субъектов бюджетного планирования по составлению прогнозных показателей проекта закона, проверено наличие и оценено состояние нормативной базы, регулирующей порядок формирования и расчетов основных показателей. Использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В Заключении представлен анализ показателей доходной и расходной части областного бюджета, источников внутреннего финансирования дефицита, государственного долга области.
Прогноз социально-экономического развития области на 2012 – 2014 годы разработан с учетом направлений развития экономики в текущем году и роста промышленного производства (роста внутреннего спроса и оживлением инвестиционной активности предприятий) в среднесрочной перспективе.
Общий объем доходов областного бюджета на 2012 год оценивается в сумме 34,6 млрд. рублей. По сравнению с назначениями текущего года доходы уменьшаются на 5,7 млрд. рублей – в основном за счет налога на прибыль (3,1 млрд. рублей) и безвозмездных поступлений (4,9 млрд. рублей).
В доходах областного бюджета в 2012 году значительную долю по-прежнему будут составлять доходы от уплаты налога на прибыль организаций – 30,3%, налога на доходы физических лиц – 28%.
Поступление доходов в плановом периоде 2013 и 2014 годов по сравнению с предыдущими годами планируется с ростом на 6,4 и 2,4 млрд. рублей соответственно.
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по отношению к валовому региональному продукту увеличится с 9,5% в 2012 году до 10,5% в 2014 году, при этом оставаясь ниже уровня 2008 года.
В результате изменения налогового и бюджетного законодательства дополнительные доходы областного бюджета в 2012 году оцениваются в 43 млн. рублей, в 2013 – 2014 годах потери областного бюджета составят 457 млн. рублей (дополнительные доходы – от отмены льгот по налогу на имущество организаций, акцизов в результате изменения налогового законодательства, мероприятий по реструктуризации задолженности и погашения недоимки прошлых лет; потери – в результате зачисления акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% в доход федерального бюджета в размере 60%, изменения норматива зачисления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, изменения бюджетного законодательства по акцизам на нефтепродукты, предоставления льгот по транспортному налогу).
Прогнозирование неналоговых доходов областного бюджета отдельными администраторами осуществляется с резервами, позволяющими в дальнейшем перевыполнять утвержденные показатели кассового плана областного бюджета.
Не учитывается обязательность проведения мероприятий по повышению неналоговых поступлений в областной бюджет, утвержденных Правительством области (сокращение просроченной кредиторской задолженности, организация и проведение аукционов по продаже областного имущества, земли) и влияющих на объективность оценки прогнозных показателей.
По результатам анализа расчетных показателей департамента земельных отношений области бюджетное задание по неналоговым доходам на 2012 год предложено увеличить на 12,8 млн. рублей.
Кроме того, проведенный анализ финансовой отчетности ряда государственных унитарных предприятий области за 2008 – 2011 годы показывает возможность получения ими чистой прибыли и как следствие увеличения прогнозных показателей (3,3 млн. рублей) по отчислениям части прибыли на 2012 год.
Объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов значительно сократится, особенно в части софинансирования расходных обязательств субъекта и муниципальных образований.
Вместе с тем в процессе исполнения закона о федеральном бюджете объем субсидий областному бюджету будет увеличен за счет дополнительного распределения нераспределенных видов субсидий.
Расходная часть бюджета на 2012 год прогнозируется в объеме 39 млрд. рублей. По сравнению с показателями текущего года расходы уменьшаются на 7,8 млрд. рублей.
По десяти разделам классификации расходов бюджетов в проекте закона на 2012 год планируется сократить расходы областного бюджета по сравнению с 2011 годом на 9,5 млрд. рублей, из них:
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 1,9 млрд. рублей, или в 4,4 раза;
- жилищно-коммунальное хозяйство – 1,8 млрд. рублей, или в 3,8 раза;
- физическая культура и спорт – 0,8 млрд. рублей, или в 2,1 раза;
Снижение расходов в 2012 году обусловлено следующими основными причинами:
финансовое обеспечение деятельности полиции будет осуществляться за счет средств федерального бюджета;
расходы за счет средств Государственной Корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и по отрасли сельское хозяйство за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в законопроекте пока не предусмотрены;
бюджетные инвестиции в объекты областной и муниципальной собственности, предусмотренные долгосрочными целевыми программами, сократились более чем в 3 раза;
По четырем разделам классификации расходов бюджетов на 2012 год планируется увеличить расходы по сравнению с 2011 годом на 1,7 млрд. рублей. Наибольшее увеличение ассигнований предусмотрено на здравоохранение – 0,9 млрд. рублей и образование – 0,7 млрд. рублей.
Кроме того, при общем снижении ассигнований по разделу «Национальная экономика» на 0,6 млрд. рублей, предусмотрено увеличение расходов по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» в 2012 году на 2 млрд. рублей, или в 2,3 раза.
В 2013 году прогнозируется снижение расходов по сравнению с 2012 годом на 2,8 млрд. рублей, а в 2014 году увеличение к предыдущему году на 2,3 млрд. рублей.
В 2012 – 2014 годах сокращение расходов обусловлено снижением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, иных безвозмездных поступлений, а также необходимостью направления части собственных доходов на обеспечение возврата заемных средств, привлеченных для покрытия дефицита областного бюджета в предыдущие годы.
Областной бюджет сформирован с учетом новых форм финансового обеспечения государственных услуг, оказываемых государственными бюджетными и автономными учреждениями
В 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов сохраняется социальная направленность бюджета, что соответствует основным задачам бюджетной политики на трехлетний период.
В настоящее время в области разрабатывается программа повышения эффективности бюджетных расходов на 2012 – 2013 годы.
В представленном законопроекте в недостаточной степени, по нашему мнению, реализована задача по совершенствованию программно-целевого принципа планирования. Доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета снижается с 21,4% – в 2011 году до 15,8% – в 2014 году.
Для укрепления доходной части местных бюджетов, снижения их уровня дотационности в законопроекте осуществлена передача доходных источников муниципальным образованиям по единым нормативам (с 1 января 2012 года муниципальным районам установлен единый норматив отчислений от налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в размере 25%, поселениям – единый норматив отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 25%).
Особенностью формирования дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и поселений области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов является полная, либо частичная их замена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. 12 муниципальных районов (городских округов) и 40 сельских и городских поселений должны быть бездотационными (по сравнению с 2011 годом количество бездотационных бюджетов муниципальных районов (городских округов) увеличится в 6 раз (с 2 до 12), поселений в 20 раз (с 2 до 40).
Бюджетные ассигнования 2012 года на субсидии бюджетам муниципальных образований области сокращаются в 2,4 раза к 2011 году из-за значительного снижения поступлений из федерального бюджета, завершением ряда целевых программ и мероприятий, а также оптимизацией расходов областного бюджета и их концентрации на приоритетных направлениях софинансирования. В процессе исполнения областного бюджета ожидается увеличение количества субсидий.
Областной бюджет в 2012 году вновь прогнозируется с дефицитом в объеме 4,4 млрд. рублей в отличие от показателей областного бюджета текущего трехлетнего периода, где 2012 год был запланирован с превышением доходов над расходами в сумме 2,3 млрд. рублей.
На формирование областного бюджета с дефицитом оказало влияние уменьшение прогноза поступлений налога на прибыль и безвозмездных поступлений в 2012 году.
Для выполнения задач по формированию областного бюджета в 2013 и 2014 годах с профицитом должны быть реализованы комплексные меры, направленные на увеличение доходов и оптимизацию расходов областного бюджета.
Ожидаемая величина государственного внутреннего долга области на 1 января 2013 года составит 26,6 млрд. рублей, или 88,4% к общему объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.
На 1 января 2015 года прогнозируется снизить величину государственного долга на 10,1 млрд. рублей. Объем государственного долга области не превышает законодательно установленных предельных значений.
В результате размещения государственных облигаций области в 2011 – 2012 годах на 6,5 млрд. рублей снижается объем заимствований в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета и кредитов коммерческих банков.
Предоставление государственных областных гарантий в 2012 – 2014 годах проектом закона области не предусматривается, в тоже время, в процессе исполнения областного бюджета возможность их выдачи не исключается, как это произошло в текущем году.
В условиях недостаточности доходной базы и необходимости сохранения социальной направленности бюджетов области следует уделить особое внимание повышению качества управления бюджетным процессом на областном и муниципальном уровнях. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
По мнению Контрольно-счетной палаты, финансовый контроль на каждом уровне должен стать еще более действенным и ориентированным на предупреждение финансовых нарушений. Тем более, что в следующем году ряд муниципальных образований будут бездотационными.
С 1 октября текущего года вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Финансирование деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования должно осуществляться за счет средств местного бюджета в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на него полномочий.
В целях реализации положений Федерального закона и для создания полноценных органов внешнего муниципального финансового контроля необходимо на наш взгляд рассмотреть вопросы формирования расходов в органах местного самоуправления области – это может быть изменение нормативов на областном уровне или оптимизация расходов на указанные цели органами местного самоуправления.
В заключение хочу сказать, что областной бюджет на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов сбалансирован и в целом отвечает основным направлениям бюджетной политики, определенной Правительством области.
С учетом высказанных предложений, в том числе по увеличению прогнозных показателей по неналоговым доходам на 2012 год, Контрольно-счетная палата поддерживает рассмотрение данного законопроекта в первом чтении.
Благодарю за внимание.