Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

Доклад к выступлению на публичных слушаниях по теме: «О финансовой политике Вологодской области в 2011 году и мерах, принимаемых Правительством области в 2012 году по обеспечению сбалансированности областного бюджета и повышению эффективности бюджетных расходов»

Уважаемый Георгий Егорович!

Уважаемые участники публичных слушаний!

Контрольно-счетная палата Вологодской области, как постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля, является участником бюджетного процесса и в соответствии с планами работ проводит предварительный, оперативный и последующий контроль за формированием и исполнением областного бюджета.

Одним из главных компонентов финансовой политики области является бюджетная политика – целенаправленные действия Правительства области, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

При подготовке проекта областного бюджета и определения взаимоотношений с бюджетами муниципальных образований на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов основными задачами бюджетной политики являлись:

  • в области доходов:

– реалистичность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования,

– изыскание и использование имеющихся резервов роста доходной базы,

– совершенствование управления государственной собственностью, ее эффективное использование.

  • в области расходов:

– обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения,

– совершенствование программно-целевого принципа планирования,

– жесткая экономия бюджетных средств, предполагающая достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля,

– ограничение и последовательное снижение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения макроэкономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в последующие годы.

Главной задачей долговой политики области предусматривалось сдерживание дальнейшего роста государственного долга области при обеспечении выполнения принятых обязательств и поддержании сохранения на экономически безопасном уровне государственного долга.

В первоначальной редакции закона области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены основные характеристики областного бюджета на 2011 год:

  • доходы – 32048 млн. рублей
  • расходы – 36039 млн. рублей
  • дефицит – 3990 млн. рублей

Был установлен верхний предел государственного внутреннего долга области по состоянию на 1 января 2012 года в сумме 21487 млн. рублей, общая сумма предоставляемых государственных областных гарантий на 2011 год – 359 млн. рублей.

В 2011 году доля программного финансирования в общем объеме расходов областного бюджета составляла всего 17,3%.

В январе 2011 года в закон области об областном бюджете вносятся первые изменения. Всего изменения в закон области об областном бюджете вносились 11 раз, и все они были связаны с изменениями основных характеристик областного бюджета или перераспределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов.

Внесение многочисленных изменений в закон области об областном бюджете не в полной мере отвечало основным задачам бюджетной политики в области доходов и в определенной степени влияло на качество исполнения областного бюджета в 2011 году.

В течение года:

  • доходы областного бюджета увеличились на 7529 млн. рублей, или 23,5% к первоначально утвержденным назначениям. В тоже время расходы увеличились на 11605 млн. рублей, или 32,2%, дефицит областного бюджета возрос до уровня 8067 млн. рублей, или в 2 раза;
  • верхний предел государственного внутреннего долга области на 1 января 2012 года увеличился на 5434 млн. рублей, или 25,3%, общая сумма предоставляемых государственных областных гарантий на 2011 год возросла в 11,7 раза.

В результате принимаемые в 2011 году меры не способствовали выполнению задач, связанных с ограничением и последовательным снижением размера бюджетного дефицита, сдерживанием дальнейшего роста государственного долга области.

В течение 2011 года областной бюджет исполнялся неравномерно, так в декабре бюджетополучателям перечислено 15% расходов областного бюджета (7182 млн. рублей).

По мнению Контрольно-счетной палаты, это создало определенные предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств. И такие случаи уже устанавливаются при проведении контрольных мероприятий в 2012 году.

В условиях дефицита бюджетных средств в законе об областном бюджете на 2011 год были предусмотрены бюджетные инвестиции в целях приобретения в собственность области акций 4 открытых акционерных обществ и долей 2 обществ с ограниченной ответственностью. При этом, если в начале 2011 года бюджетные инвестиции составляли 442,1 млн. рублей, то к декабрю они возросли в 2 раза.

Расходы на бюджетные инвестиции в 2011 году составили 900,4 млн. рублей, или 2% от общих расходов областного бюджета. В сравнении с 2009 годом ассигнования на бюджетные инвестиции возросли в 8,5 раза, а к уровню 2010 года в 1,4 раза.

В течение 2009 – 2011 годов наибольшие бюджетные инвестиции направлены для приобретения в собственность области акций и долей:

  • "Вологодский текстиль" – 665,1 млн. рублей;
  • "Вологодский центр птицеводства" – 400,0 млн. рублей;
  • "Северный кредит" – 300,0 млн. рублей.

Цели управления акциями (долями), находящимися в собственности области, должны ежегодно определяться Правительством области при разработке плана развития государственного сектора экономики области на очередной финансовый год.

По данным Реестра на 01.01.2012 в собственности области числилось 56 хозяйственных обществ, имеющих в уставных капиталах долю области от 1 акции до 100 процентов, в том числе:

  • свыше 50% – 9 обществ с номинальной стоимостью пакетов акций 1724,4 млн. рублей (наибольшие пакеты: "Вологодский текстиль" – 1056,8 млн. рублей (в уставном капитале – 65,4%, "Вологодский центр птицеводства" – 400,0 млн. рублей (доля – 76,9%), "Строительная корпорация Вологодской области" – 200,0 млн. рублей (в УК – 99,9%);
  • от 25 до 50% – 10 обществ с номинальной стоимостью пакетов акций 181,6 млн. рублей (наибольшие пакеты: "Северный кредит" – 97,3 млн. рублей (в УК – 37,9%), "Птицефабрика Ермаково" – 58,4 млн. рублей (в УК – 49%);
  • от 1 акции до 25% – 37 обществ с номинальной стоимостью пакетов акций 0,4 млн. рублей.

При проведении контрольного мероприятия в департаменте имущественных отношений области в 2009 году Контрольно-счетная палата области отмечала, что приобретение в собственность области пакетов акций менее 50 процентов плюс 1 акция в дальнейшем не позволяет принимать директивные решения в пользу эффективного и рационального использования собственности области и достигать предусмотренные цели управления акциями. Снижается ответственность отраслевых органов, представляющих технико-экономическое обоснование необходимости создания таких обществ с участием области. Прекращение их деятельности (неплатежеспособность, неликвидность, банкротство) влечет потерю вложенных бюджетных средств в уставный капитал.

Контрольно-счетной палатой в текущем году будет оценена эффективность государственной поддержки в форме приобретения акций и долей "Вологодский текстиль", ОАО "Строительная корпорация Вологодской области" и "Вологодский центр птицеводства" при проведении проверок целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию долгосрочных целевых программ "Развитие льняного комплекса Вологодской области на период 2009 - 2012 годы", "Доступное жилье в Вологодской области на 2009 - 2013 годы" и "Развитие яичного птицеводства Вологодской области на период 2010-2012 годов".

Объем государственного долга области в законе об областном бюджете на 2011 год не превышал предельных значений, установленных бюджетным законодательством. Вместе с тем его отношение к общему объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (93%) было предусмотрено с критическим уровнем.

В 2009 – 2011 годах темпы роста расходов опережали темпы роста доходов, и как следствие областной бюджет исполнялся с дефицитами 34, 27 и 24 процентов соответственно от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.

Для погашения дефицита областного бюджета осуществлялись областные заимствования. В результате в основном по этой причине государственный долг области возрос с 2649 млн. рублей на 01.01.2009 года до 25777 млн. рублей на 01.01.2012 года, или в 9,7 раза.

Структура государственного долга состоит из:

  • государственных ценных бумаг области - 2510,0 млн. рублей (9,7%);
  • банковских кредитов – 9423,4 млн. рублей (36,5%);
  • бюджетных кредитов – 7335,8 млн. рублей (28,5%);
  • государственных областных гарантий – 6508,2 млн. рублей (25,3%).

В последнее время государственный долг обсуждается на различных уровнях, так как является тяжелым бременем для области. Но очевиден тот факт, что Вологодская область, оказавшись в числе регионов, наиболее пострадавших от кризиса, в 2009 – 2011 годах в основном за счет заимствований сохранила социальную стабильность.

В 2011 году Правительство области стало искать другие формы заимствований, в результате размещен государственный облигационный заем на 2510,0 млн. рублей. В источниках финансирования дефицита областного бюджета текущего года запланировано размещение государственных ценных бумаг еще на 4600,0 млн. рублей. В тоже время необходимо помнить, что уже через 2 года наступит время погашения части номинальной стоимости облигаций и это вновь, в случае дефицита бюджетных средств, может стать серьезным испытанием для областного бюджета.

Особенностью заимствований является плата за пользование заемными средствами. Расходы на обслуживание государственного долга из года в год возрастают и характеризуются следующими данными:

  • 2009 год – 161,0 млн. рублей;
  • 2010 год – 488,8 млн. рублей;
  • 2011 год – 791,9 млн. рублей.

По мнению Контрольно-счетной палаты, да, наверное, и большинства здесь присутствующих, сдерживание роста государственного долга области и дальнейшее его сокращение возможно при условии:

  • наращивания экономического потенциала и собственной доходной базы;
  • оптимизации бюджетных расходов, государственной собственности и эффективности их использования.

В 2011 году Контрольно-счетной палатой проведено 28 контрольных мероприятий. Проверками охвачено 116 объектов с объемом бюджетных средств и стоимости имущества государственной собственности 15900,2 млн. рублей. Выявлено финансовых нарушений на общую сумму 1103,0 млн. рублей.

Проверкой реализации долгосрочной целевой программы «Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости в Вологодской области на 2009 - 2014 годы» установлены нарушения федерального и областного законодательства на сумму 9,5 млн. рублей. Программой предусматривалось введение в эксплуатацию 6 детских загородных лагерей после их реконструкции и ремонта с соответствующим увеличением до 20,3 тыс. мест для отдыха и оздоровления детей. Исходя, из неполной наполняемости действующих лагерей проверяющими сделан вывод о необходимости проведения мониторинга потребности и финансовых возможностей реализации пропускной способности детских лагерей, а также мониторинга развития сети детских оздоровительных учреждений.

По предложениям Контрольно-счетной палаты Департаментом социальной защиты населения области из перечня мероприятий по укреплению материально-технической базы и капитальному ремонту имущества исключены 2 недействующих детских оздоровительных лагеря в связи с нецелесообразностью их восстановления и ликвидацией их как юридических лиц. Планируемые расходы в сумме 114,2 млн. рублей перераспределены на другие оздоровительные лагеря, то есть фактически проверочные мероприятия и последующие предложения по анализу и мониторингу развития сети детских оздоровительных лагерей позволили предотвратить неэффективные расходы областного бюджета.

Проверка расходования средств областного бюджета, выделенных в 2010 году в виде субсидий на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам показала, что в результате представления ООО «Зазеркалье» в управление социально-экономического развития села Администрации Грязовецкого муниципального района в составе пакета документов, подтверждающих целевое использование кредита, копий документов не соответствующих оригиналам, сумма ущерба бюджету по субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту составила 1,0 млн. рублей.

Кредитные ресурсы ООО «Зазеркалье» в сумме 21,3 млн. рублей приняты к субсидированию с нарушением действующего законодательства. В соответствии со статьей 13 областных Правил субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по данному кредиту в сумме 4,5 млн. рублей подлежат возврату в бюджет.

ЗАО «Агрофирма «Северная ферма» приобретены материальные ресурсы (30 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования и 176 голов племенного скота) с привлечением кредитных средств, субсидируемых из федерального и областного бюджетов, которые не используются для производственных нужд хозяйства. Указанные материальные ресурсы по договорам аренды с правом выкупа в 2010 году переданы другим хозяйствам без получения арендной платы, что привело к минимизации доходной базы и недополучению налогов в бюджет.

Проверкой эффективного использования средств областного бюджета на проектирование и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры зоосада на территории вотчины Деда Мороза в г. Великом Устюге за 2009-2010 годы установлено, что отсутствие у заказчика-застройщика (ГУП «Вологдаоблстройзаказчик») правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых осуществлено строительство объектов, является препятствием в получении разрешения на ввод ряда объектов в эксплуатацию. В результате капитальные вложения в объекты инфраструктуры зоосада в сумме 22 млн. рублей не соответствуют принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Часть бюджетных инвестиций в сумме 46 млн. рублей, осуществленных в рамках государственных контрактов, не привели к созданию объектов государственной собственности области.

В нарушение 94-ФЗ заказчиком-застройщиком и подрядчиком произведено сверхнормативное увеличение цены контракта на 2 млн. рублей. Проверкой установлено завышение стоимости принятых работ почти на 2 млн. рублей.

Контрольное мероприятие по вопросу осуществления департаментом имущественных отношений области полномочий учредителя и собственника имущества государственных унитарных предприятий области и соблюдения ими целей и видов деятельности показало наличие проблем в управлении государственным сектором экономики Вологодской области.

Государственные предприятия «Вытегорская ЭТС», «Белозерская ЭТС» и «Сокольское ПАТП» находятся в стадии конкурсного производства. Общая стоимость неэффективно используемого имущества государственной собственности области составила 307 млн. рублей.

Имущество стоимостью 4 млн. рублей обанкротившегося по решению Арбитражного суда области ГП ВО «Сокольская автоколонна № 1899» для области уже утрачено.

В государственном предприятии «Агропродагентство» на момент проверки числилась просроченная задолженность по бюджетным кредитам в сумме 46 млн. рублей, которая после проверки по предложению Контрольно-счетной палаты в течение 2 месяцев погашена. Неэффективные расходы, выразившиеся в уплате пени за несвоевременное перечисление задолженности по бюджетным кредитам, составили почти 1 млн. рублей.

Проверкой расходования средств областного бюджета на строительство (ремонт) автодороги Ферапонтово-Цыпино установлена возможная экономия сметной стоимости объекта в сумме 0,3 млн. рублей за счет обоснованного расчета стоимости работ по уплотнению грунта, устройству водопропускных труб, сокращения расстояния возки песка.

Подрядчиком при строительстве автодороги в районе деревни Цыпино нарушен установленный режим охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территории национального парка «Русский Север», выразившийся в вырубке 74 деревьев. Детальная проектная проработка, согласование с охранными организациями и контроль за выполнением плана необходимой рубки деревьев в полосе отвода автодороги позволило бы избежать дополнительных расходов почти на 1 млн. рублей.

Более подробно о результатах исполнения областного бюджета и контрольной деятельности в 2011 году Контрольно-счетная палата изложит в заключении на проект закона области об исполнении областного бюджета.

Основные задачи бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов фактически не изменились.

Как и в предыдущем периоде предусмотрено:

  • повышать доходный потенциал консолидированного бюджета области;
  • ограничивать и последовательно снижать размер бюджетного дефицита;
  • сохранить на экономически безопасном уровне государственный долг.

Областной бюджет на 2012 год с учетом внесенных изменений утвержден по доходам в сумме 36046 млн. рублей, расходам – 40476 млн. рублей с дефицитом 4429 млн. рублей.

В заключении на проект закона об областном бюджете Контрольно-счетная палата отмечала, что бюджет на 2012 год вновь утвержден с дефицитом, тогда как годом ранее планировалось начать текущий бюджетный год с превышением доходов над расходами в сумме 2338 млн. рублей.

Принимаемые меры не способствовали выполнению задач, связанных с преемственностью и предсказуемостью бюджетной политики в трехлетнем финансовом периоде.

В декабре 2011 года постановлением Правительства области утверждена Программа "Повышение эффективности бюджетных расходов в Вологодской области на 2012 - 2013 годы", целью которой является повышение эффективности бюджетных расходов и деятельности органов исполнительной государственной власти области путем создания соответствующих условий и механизмов, реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития области.

В Программе на 2012 - 2013 годы обозначены проблемы, на решение которых она направлена и разработаны мероприятия по ее реализации.

В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы, создания возможностей для гибкого реагирования на циклические колебания рынков и повышения эффективности долговой политики предполагается создание резервного фонда области.

По мнению Контрольно-счетной палаты в настоящее время и на ближайшую перспективу, к сожалению, не имеется реальных возможностей для резервирования бюджетных средств. Принимаемые меры не влияют на изменение сложившихся в 2009 – 2011 годах устойчивых пропорций – превышения расходов над доходами областного бюджета.

В случае же возникновения предполагаемого опережающего роста доходов – средства областного бюджета в первую очередь должны быть направлены на погашение долговых обязательств.

В заключении хочу заверить, что Контрольно-счетная палата приложит все усилия для обеспечения контроля за эффективным и результативным использованием бюджетных средств и государственной собственности.

Благодарю за внимание


Возврат к списку