Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой на публичных слушаниях по теме: «О реализации закона области «О приватизации имущества, находящегося в собственности Вологодской области»
Уважаемый Георгий Егорович!
Уважаемые участники публичных слушаний!
Контрольно-счетная палата Вологодской области, как постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля, в соответствии с планом работы осуществляет полномочия по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области.
В 2011 году одной из основных задач бюджетной политики в области доходов являлось совершенствование управления государственной собственностью, ее эффективное использование. Планировалось продолжить работу по оптимизации структуры государственной собственности путем сокращения количества государственных унитарных предприятий участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ в целях стимулирования структурных изменений в экономике области, достижения позитивного экономического, социального и бюджетного эффекта.
Постановлением Правительства от 16 августа 2010 года № 949 утвержден прогнозный план (программа) приватизации имущества области на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов, которым установлены перечни имущества предусмотренные к приватизации в 2011 году:
- государственных унитарных предприятий Вологодской области, а именно преобразовать в открытые акционерные общества Бабаевское, Тотемское, Вожегодское, Череповецкое предприятия по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей, а также энергетическое энергоснабжающее и электрораспределительное предприятие «Вологдаоблкоммунэнерго»;
- иного имущества, состоящего из 4 объектов приватизации и получение доходов от приватизации этого имущества не менее 15,0 млн. рублей.
В дальнейшем в прогнозный план внесены 5 изменений, в результате которых:
- Вожегодское, Череповецкое предприятия по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей и «Вологдаоблкоммунэнерго» исключены из списка предприятий, подлежащих приватизации в 2011 году;
- количество объектов приватизации по перечню иного имущества увеличилось с 4 до 22, или в 5,5 раза, а получение доходов от приватизации этого имущества с 15,0 до 116,0 млн. рублей, или в 7,7 раза;
- утвержден: перечень открытых акционерных обществ, акции которых планировалось приватизировать в 2011 году («Сокольский ДОК») и получение доходов от приватизации этих акций не менее 10,0 млн. рублей.
В 2011 году поступило доходов от приватизации иного имущества 76,7 млн. рублей, или 66% от утвержденных показателей. План же по доходам от приватизации акций в сумме 10,0 млн. рублей выполнен не был.
В декабре 2011 года Контрольно-счетной палатой рассмотрен и утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия по теме: «Проверка осуществления департаментом имущественных отношений области полномочий учредителя и собственника имущества государственных унитарных предприятий и соблюдения целей и видов деятельности в соответствии с утвержденными уставами».
Проведенное контрольное мероприятие показало наличие проблем в управлении государственным сектором экономики области. По большинству государственных предприятий не определены критерии социальной эффективности, необходимые для принятия управленческих решений в отношении возможности сохранения государственных предприятий и направленные на повышение эффективности использования собственности области.
В нарушение постановления Правительства области от 11 августа 2003 года № 754 в 2008 – 2010 годах департаментом имущественных отношений принимались неутвержденные отраслевыми органами отчеты руководителей и бухгалтерская отчетность государственных предприятий; не принимались меры, обеспечивающие представление доклада о финансово-хозяйственной деятельности всеми руководителями государственных предприятий за каждый отчетный год.
В результате предприятия «Вытегорская ЭТС», «Белозерская ЭТС» и «Сокольское ПАТП» на момент проведения контрольного мероприятия находились в стадии банкротства (конкурсное производство). Общая стоимость неэффективно используемого имущества государственной собственности области составила 307,7 млн. рублей. Имущество ГП ВО «Сокольская автоколонна № 1899» стоимостью 3,8 млн. рублей для области утрачено, т.к. предприятие по решению Арбитражного суда области признано банкротом.
Контрольным мероприятием также установлено, что основной причиной невыполнения плана приватизации 3 государственных предприятий в 2011 году явилось отсутствие правоустанавливающих документов на объекты недвижимости.
Возникает вопрос – почему своевременно не был подготовлен надлежащий пакет документов для приватизации государственных предприятий, включенных в программу?
Проверкой обеспечения учета, сохранности и эффективного использования государственного имущества области, проведенной в текущем году в департаменте образования, департаменте имущественных отношений и 7-ми государственных образовательных учреждениях установлены нарушения и недостатки на общую сумму 170,0 млн. рублей. Удельный вес неэффективного управления имуществом области и бюджетных затрат на его содержание в общем объеме нарушений и недостатков составляет 95%.
По данным департамента образования на 1 января 2012 года числились 29 неиспользуемых объектов недвижимости жилого и нежилого фонда общей балансовой стоимостью 90,0 млн. рублей, которые не участвовали в обеспечении полномочий органов государственной власти в сфере образования.
Департаментом имущественных отношений области не использовано право изъятия имущества (статья 8 № 73-ОЗ), неиспользуемого в учебном процессе, притом, что согласие департамента образования области на его изъятие имелось. Средства от приватизации или аренды изъятого имущества являются резервом для наполнения доходной части областного бюджета.
Проверкой установлены еще 9 объектов недвижимости балансовой стоимостью 57,0 млн. рублей, которые не используются образовательными учреждениями.
Неэффективные расходы областного бюджета на содержание неиспользуемых объектов в 2011 году составили 13,7 млн. рублей
В процессе выступления департаментом имущественных отношений (на слайде 16) был показан перечень объектов недвижимости балансовой стоимостью 215,3 млн. рублей, которые являются ликвидными и в отношении их рассматривается возможность включения в прогнозный план приватизации на 2012 – 2014 годы. Из 20 объектов 8 стоимостью 72,0 млн. рублей отражены в отчете Контрольно-счетной палаты.
И вновь возникают вопросы:
– почему ликвидные объекты недвижимости длительное время не используются и находятся в оперативном управлении образовательных учреждений?;
– сколько необходимо времени для того, чтобы принять решение о приватизации этих объектов?.
На наш взгляд, очевидно, что принятие своевременного и взвешенного решения о приватизации позволит исключить неэффективное расходование средств на их содержание и получить дополнительные доходы бюджета.
Учитывая выявленные нарушения и недостатки, Контрольно-счетной палатой предложено рассмотреть вопрос о проведении полномасштабной инвентаризации объектов недвижимости (включая земельные участки) и особо ценного движимого имущества, находящегося в областной собственности.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в прокуратуру Вологодской области для правовой оценки выявленных нарушений. По результатам рассмотрения прокуратурой сообщено, что материалы проверки по фактам выявленных нарушений направлены в Управление Министерства внутренних дел России по области по признакам преступления, предусмотренного статьями 285 – 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства области от 2 сентября 2011 года № 1069 утвержден прогнозный план (программа) приватизации имущества области на 2012 – 2014 годы. Основные задачи в сфере приватизации имущества области применительно к задачам на 2011 – 2013 годы дополнены следующими направлениями:
- создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в развитие открытых акционерных обществ на основе новых технологий;
- сокращение государственного сектора экономики в целях развития и стимулирования инновационных инициатив частных инвесторов;
- улучшение корпоративного управления.
Вместе с тем, перечень государственных унитарных предприятий планируемых к приватизации в 2012 году состоит из Вожегодского, Череповецкого предприятий по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей и «Вологдаоблкоммунэнерго» не приватизированных в 2011 году.
Необходимо отметить, что по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2010 год ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» имело чистую прибыль 360,0 млн. рублей, а по результатам работы за 2011 год предприятие получило чистый убыток – 451,0 млн. рублей. Безусловно, финансовые показатели повлияют на результаты приватизации.
В течение 2012 – 2014 годов планируется приватизировать акции всего 3-х акционерных обществ: ОАО «Птицефабрика «Ермаково», ОАО «Вологдаоблгаз», ЗАО «Череповецкий бройлер». При этом приватизацию акций ОАО «Птицефабрика «Ермаково» предусмотрено осуществить путем внесения в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого, в случае принятия решения о преобразовании ООО «Вологодский центр птицеводства».
Также в течение 3-х лет планируется приватизировать только 8 объектов иного имущества, 7 из которых находятся по одному адресу – г. Вологда, Говоровский проезд, д. 6 и один объект включен из числане приватизированных в 2011 году.
По данным Реестра на 1 января 2012 года в собственности области числится 56 хозяйственных обществ, имеющих в уставных капиталах долю области от 1 акции до 100 процентов. Номинальная стоимость пакета акций (долей) составляет 2260,0 млн. рублей.
Доходы же областного бюджета в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ, или дивидендов по акциям за 2011 год составили всего 2,2 млн. рублей, или 0,1% от стоимости пакета акций (долей).
Контрольно-счетной палатой в текущем году проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие яичного птицеводства Вологодской области на период 2010 – 2012 годов».
Результаты проверки показали, что в договорах об участии Вологодской области в собственности субъекта инвестиций – ООО «Вологодский центр птицеводства» на сумму 400,0 млн. рублей не конкретизированы меры ответственности общества в случае невыполнения показателей, предусмотренных в технико-экономическом обосновании финансово-экономического оздоровления группы предприятий этого общества.
Обществом за 2011 год не выполнены задачи:
- по ликвидации задолженности перед персоналом по оплате труда, по состоянию на 1 января 2012 года по всем 5-ти птицефабрикам и в ООО «ВЦП» имеет место задолженность перед персоналом по оплате труда, причем по большей части предприятий данный показатель имеет тенденцию к увеличению по сравнению с 2010 годом;
- по своевременному гашению кредиторской задолженности. Общая сумма долгосрочной и краткосрочной кредиторской задолженности также имеют тенденцию к увеличению: с 4256,6 млн. рублей – по состоянию на 01.01.2011 до 6556,2 млн. рублей – на 01.01.2012, или в 1,5 раза.
Выполнение показателя по сокращению удельных расходов тепла, электроэнергии, воды, кормов на единицу продукции по всем элементам не достигнуто ни одной из птицефабрик.
В настоящее время проводится проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие льняного комплекса Вологодской области на период 2009 - 2012 годы» в ОАО «Вологодский текстиль». Номинальная стоимость пакета акций, находящихся в собственности области, составляет 1260,0 млн. рублей.
В процессе выступления департаментом имущественных отношений (на слайде 14) был показан перечень из 8 хозяйственных обществ, акции (доли) которых стоимостью 1716,0 млн. рублей, включая ОАО «Вологодский текстиль» и ООО «Вологодский центр птицеводства» находятся в собственности области и в отношении которых рассматривается возможность включения их в прогнозный план приватизации на 2012 – 2014 годы.
В рамках оптимизации расходов областного бюджета на 7 сессии Законодательного Собрания области внесены изменения в статью 2 закона области «Об участии Вологодской области в уставном капитале открытого акционерного общества коммерческого банка «Северный кредит», которыми ассигнования в сумме 192,0 млн. рублей, предусмотренные в областном бюджете на приобретение в 2012 году акций этого общества, исключены.
На основании вышеизложенного следует вывод о том, что вложения области в уставные капиталы коммерческих организаций не привели к достижению установленных целей управления акциями (долями). В результате Правительством области проводится работа, направленная на оптимизацию структуры государственной собственности путем сокращения участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ и как следствие на получение дополнительных доходов бюджета.
В заключении хочу еще раз обратить внимание органов исполнительной власти области на необходимость проведения полномасштабной инвентаризации объектов недвижимости и скорейшего принятия мер по реализации неэффективно используемого имущества.
Контрольно-счетная палата в соответствии с полномочиями, установленными законом области «О Контрольно-счетной палате Вологодской области» и планами работ обеспечит контроль за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области.
Благодарю за внимание.