Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год

Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники публичных слушаний!

Контрольно – счетная палата в соответствии с положениями бюджетного законодательства в установленные сроки провела внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2011 год, которая включала также и внешнюю проверку 40 главных администраторов бюджетных средств.

Заключение на отчет, в котором дана оценка и сделаны выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей областного бюджета, дефицита и государственного долга Вологодской области 15 мая направлено в Законодательное Собрание и Правительство области.

В отчетном периоде поправки в закон о бюджете вносились одиннадцать раз, и все они были связаны с изменениями основных характеристик или перераспределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов.

В результате объем доходов областного бюджета увеличился на 7,5 млрд. рублей, или 23,5%, в том числе на 6,4 млрд. рублей (85%) за счет безвозмездных поступлений, расходы – на 11,6 млрд. рублей, или 32,2%, дефицит областного бюджета возрос в 2 раза к первоначально утвержденным назначениям.

Верхний предел государственного внутреннего долга области на 1 января 2012 года законом о бюджете в течение года увеличен на 5,4 млрд. рублей, или 25%.

План по доходам за 2011 год исполнен в сумме 39,3 млрд. рублей (99,4% к утвержденным назначениям), в том числе налоговые и неналоговые доходы составили – 28,8 млрд. рублей.

В 2011 году основными источниками налоговых доходов областного бюджета, как и в прошлые годы, являлись налог на прибыль – 12,0 млрд. рублей и налог на доходы физических лиц – 8,8 млрд. рублей.

Размер этих налогов возрос к уровню 2010 года всего на 11%, но их доля в налоговых доходах по-прежнему является высокой и составляет 74%.

Наибольшее увеличение поступлений налога на прибыль зафиксировано в химическом производстве – 672 млн. рублей, финансовой деятельности – 292 млн. рублей, деятельности сухопутного транспорта – 239 млн. рублей. В металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий снижение налога на прибыль составило 218 млн. рублей.

Общая сумма безвозмездных поступлений за 2011 год составила 10,6 млрд. рублей. Субсидии из федерального бюджета поступили по 42 видам расходных обязательств в сумме 2,8 млрд. рублей, субвенции по 25 видам в сумме 4,5 млрд. рублей. Субсидии и субвенции в безвозмездных поступлениях занимают 68%.

Исполнение областного бюджета за 2011 год по расходам составило 46,5 млрд. рублей, или 97,6% к утвержденным назначениям, к уровню 2010 года больше на 3,4 млрд. рублей, или 7,9%.

В отчетном году в ходе корректировок бюджетных назначений увеличен объем финансирования по всем разделам классификации расходов, за исключением раздела «Обслуживание государственного и муниципального долга»:

Наибольшее увеличение осуществлено по разделам:

- «Национальная экономика» на 3 млрд. рублей, или 76%;

- «Физическая культура и спорт» на 1,2 млрд. рублей, или в 3,1 раза;

- «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 1 млрд. рублей, или 94%.

В 2011 году была обеспечена социальная направленность в расходовании средств областного бюджета. Доля социальных расходов с учетом межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов составила 59%.

На образование из областного бюджета направлено 7 млрд. рублей, или 15% от общего объема расходов.

Достижение целей и решение задач в региональной системе образования осуществлялось в 2011 году путем реализации приоритетного национального проекта «Образование», мероприятий закрепленных в Комплексе мер по модернизации системы общего образования, долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», 13 долгосрочных целевых программ, 3 ведомственных целевых программ и участия в федеральных целевых программах. Модернизация региональной системы общего образования проводилась в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Расходы на здравоохранение составили 6,7 млрд. рублей, или 14% от общего объема расходов областного бюджета.

В 2011 году производилось финансирование 35 государственных учреждений здравоохранения. Средства направлены на оказание медицинской помощи населению, проведение профилактических мероприятий по поддержанию здоровья и предупреждению заболеваний, на охрану здоровья матери и ребенка, на развитие донорства крови, на оказание экстренной медицинской помощи (медицина катастроф), на обеспечение контроля и качества лекарственных средств, на формирование единых информационных технологий. В отчетном периоде продолжилась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».

Расходы на социальную политику в сумме 11 млрд. рублей составили 23% расходов областного бюджета. На реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в 2011 году направлено 4,4 млрд. рублей (на уровне 2010 года).

Система социальной защиты населения области позволила охватить различными мерами социальной поддержки и социальным обслуживанием около 100 категорий граждан области в количестве более 500 тысяч человек. Осуществлялось более 90 различных видов выплат, пособий и компенсаций. Расходы на меры социальной поддержки профинансированы исходя из количества обратившихся граждан и фактических расходов организаций, предоставляющих услуги льготным категориям граждан.

В 2011 году дотации муниципальным образованиям области в сумме 4,9 млрд. рублей составили 9% от расходов областного бюджета. Дотационными являлись все муниципальные районы и 273 поселения области.

Дотации из областного бюджета позволили обеспечить расходы по заработной плате работников бюджетных учреждений и органов местного самоуправления, по оплате за энергоресурсы и неотложным нуждам муниципальных образований области.

В отчетном периоде за счет средств областного бюджета финансировалось 50 долгосрочных и 30 ведомственных целевых программ. Расходы на реализацию целевых программ составили 8,8 млрд. рублей.

В 2011 году объем бюджетных инвестиций областного бюджета увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,2 раза и составил 5,23 млрд. рублей. В значительной степени рост обусловлен увеличением на 45%, или 0,3 млрд. рублей инвестиционных финансовых вложений в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также увеличением на 32%, или 0,2 млрд. рублей объема инвестиционных расходов за счет федеральных трансфертов.

Вместе с тем, опережающий рост инвестиционных вложений сопровождался увеличением на 1,5 млрд. рублей, или 42% объема незавершенного строительства, который на 1 января 2012 года составил 5,16 млрд. рублей.

Значительный объем кредиторской задолженности по объектам областной собственности и мосту через р. Ягорбу в г. Череповце, составивший на начало 2012 года 3,5 млрд. рублей, с одной стороны, позволяет в условиях бюджетной недостаточности ускорить реализацию важных инвестиционных проектов, с другой стороны, потребует в 2012 и последующих годах мобилизации бюджетных ресурсов для своевременных расчетов по принятым обязательствам, что и происходит сейчас путем внесения поправок в закон об областном бюджете для рассмотрения на ближайшей сессии Законодательного Собрания.

Данные об объемах незавершенного строительства и кредиторской задолженности свидетельствуют о необходимости принятия мер в области капитального строительства, предусмотренных основными направлениями налоговой и бюджетной политики Вологодской области на 2011 и 2012 год, а именно:

- в условиях жесткой экономии бюджетных средств, в первую очередь, обеспечение финансированием объектов, строительство которых ведется с привлечением кредитных ресурсов под государственные областные гарантии; проведение инвентаризации незавершенного строительства для принятия решений о дальнейшем его использовании, в том числе консервации или привлечении коммерческого инвестора.

На публичных слушаниях, состоявшихся в марте текущего года, Контрольно-счетная палата отмечала, что рост инвестиционных финансовых вложений в уставные капиталы акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью осуществлялся в условиях значительного дефицита бюджетных средств.

В текущем году Правительством области начата работа по оптимизации структуры государственной собственности путем сокращения участия области в уставных капиталах хозяйственных обществ, но с учетом поправок, вносимых на завтрашнюю сессию, эта политика будет продолжена.

Областной бюджет за 2011 год исполнен с дефицитом 7,2 млрд. рублей, или 25% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Заемные средства в виде банковских и бюджетных кредитов, государственных ценных бумаг области в общей сумме 6,7 млрд. рублей составили 94% в общем объеме источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета в 2011 году.

Путем привлечения финансовых ресурсов облигационного займа в размере 2,5 млрд. рублей на 5 лет не удалось снизить стоимость заимствований. По итогам рыночного размещения доходность областных государственных облигаций составила 10,65% годовых, вместо запланированных 8%.

Впервые областной бюджет исполнен с превышением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно расчетный дефицит областного бюджета за 2011 год составил 5,5 млрд. рублей, или 19,2% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений, а должен был не превышать 15 процентов, или 4,3 млрд. рублей.

В 2011 году план по возврату бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам, являющихся источником финансирования дефицита областного бюджета, выполнен в сумме 102 млн. рублей, или всего на 47% к первоначальным назначениям в сумме 221 млн. рублей. В результате по состоянию на 1 января 2012 года в учете числится просроченная задолженность по бюджетным кредитам в сумме 152,8 млн. рублей.

Объем государственного долга области на 1 января 2012 года увеличился на 7,3 млрд. рублей, или 39% и составил 25,8 млрд. рублей. Отношение объема государственного долга области к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений зафиксировано на критическом уровне – 89%.

Увеличение государственного долга в отчетном периоде, в большей степени, связано с опережающим ростом расходов областного бюджета (32,2%) по отношению к росту его доходов (23,5%) и как следствие с привлечением дополнительных средств в форме государственных заимствований.

Расходы на обслуживание государственного долга области за 2011 год исполнены в сумме 789 млн. рублей, в том числе: расходы по банковским кредитам – 608 млн. рублей, или 77%. К уровню 2010 года расходы увеличились в 1,6 раза.

Предоставление государственных областных гарантий за 2011 год составило 3,1 млрд. рублей, или с увеличением в 8,7 раза к уровню первоначально утвержденных назначений.

Основные направления бюджетной политики в части концентрации мер поддержки на развитие инноваций и модернизацию существующего производства не реализованы в полном объеме, т.к. 51% государственных областных гарантий в сумме 1,6 млрд. рублей предоставлено на другие цели – приобретение кормов и закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для промышленной переработки.

В целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств в текущем году необходимо принимать меры, направленные на сдерживание и сокращение дефицита, долговой нагрузки на областной бюджет и на борьбу с неэффективными расходами.

В заключении хочу сказать, что, несмотря на некоторые проблемы и недостатки, выявленные в процессе исполнения областного бюджета, достоверность отчета за 2011 год и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств не вызывает сомнений и подтверждается Контрольно-счетной палатой.

А деятельность Контрольно-счетной палаты в соответствии с положениями действующего законодательства по-прежнему будет сосредоточена на контроле за результативным и эффективным использованием государственных ресурсов, включающем проверку эффективности деятельности органов исполнительной государственной власти области при реализации ими государственных полномочий и законодательно установленных положений финансовой политики.

Благодарю за внимание!


Возврат к списку