Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой о результатах рассмотрения проекта закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»

Уважаемый Георгий Егорович!

Уважаемые депутаты!

Контрольно – счетной палатой в соответствии с положениями бюджетного законодательства проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

В заключении на законопроект, представленном Вашему вниманию, Контрольно – счетной палатой проведен анализ доходной и расходной части областного бюджета, дефицита и государственного долга области, сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации.

Формирование областного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, так же как и в предыдущие бюджетные циклы (2011 – 2013 и 2012 – 2014), проходит вусловиях наличия рисков недостаточности бюджетных доходов и очень высокого уровня государственного долга.

В результате показатели, утверждаемые законами области об областном бюджете на плановый период, существенно корректируются. Тем самым, роль среднесрочного финансового планирования, в части предсказуемости и преемственности бюджетной политики, снижается.

Общий объем доходов областного бюджета на 2013 год оценивается в сумме 36,9 млрд. рублей. Доля доходов областного бюджета в валовом региональном продукте снижается с 11,1% в 2013 году до 10,5% в 2015 году. По сравнению с назначениями текущего года доходы уменьшаются на 4,6 млрд. рублей.

Как уже прозвучало в предыдущих докладах, объем безвозмездных поступлений будет корректироваться по мере принятия на уровне Российской Федерации соответствующих нормативных актов.

Для сравнения, за 9 месяцев текущего года они возросли с 5,0 до 10,3 млрд. рублей. Увеличение в течение года объема доходов за счет поступления федеральных средств позволит увеличить расходную часть областного бюджета.

Налоговые и неналоговые доходы на 2013 год запланированы в объеме 32,2 млрд. рублей – с увеличением к уровню 2012 года всего на 3,5%. Областной бюджет на 72% сформирован за счет поступления налогов на прибыль, на доходы физических лиц и на имущество.

При прогнозировании налога на прибыль не учитываются прогнозные показатели по прибыли прибыльных организаций до налогообложения, по предприятиям, входящим в консолидированную группу налогоплательщиков ОАО «Северсталь» (2013 год – 1,7 млрд. рублей, 2014 год – 1,8 млрд. рублей, 2015 год – 1,9 млрд. рублей).

Окончательное решение по составу консолидированной группы налогоплательщиков будет принято не позднее 1 декабря текущего года. По мнению Контрольно-счетной палаты в законопроекте необходимо учесть поступления по налогу на прибыль и в первую очередь от вхождения ОАО «Карельский окатыш» в консолидированную группу – по данным из открытых источников налог на прибыль предприятия за 8 месяцев текущего года составил порядка 2 млрд. рублей.

Также можно ожидать дополнительные поступления по налогу на прибыль в случае, если в консолидированную группу не войдет ОАО «Северсталь-метиз». По данным Департамента экономики прибыль предприятия до налогообложения в 2013 году оценивается в 1,2 млрд. рублей.

Контрольно-счетная палата отмечает, что бюджетные задания главных администраторов областного бюджета не учитывают в полном объеме возможности по наполнению доходной базы бюджета.

Оценка расчетных показателей главных администраторов доходов областного бюджета и результаты контрольных мероприятий свидетельствуют об имеющихся резервах по увеличению прогнозных показателей по неналоговым доходам на 2013 год в сумме 276 млн. рублей.

Наибольшую сумму 255 млн. рублей (92%) составляет не запланированное к поступлению возмещение расходов на осуществление мероприятий по укреплению автомобильных дорог регионального и муниципального значения Вологодской области, предусмотренное Соглашением от 28.10.2011 № 99 между Правительством области и ЗАО «Ямалгазинвест».

Следует отметить, что исполнение неналоговых доходов за 9 месяцев составило 1,2 млрд. рублей, или 159% к годовым назначениям.

Расходная часть бюджета на 2013 год прогнозируется в объеме 38 млрд. рублей. Доля расходов областного бюджета в валовом региональном продукте снижается с 11,4% в 2013 году до 9,1% в 2015 году.

Уменьшение объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета повлияло на прогнозирование бюджетных назначений 2013 года – по сравнению с показателями текущего года по 9-ти разделам классификации расходов они уменьшаются на 7,4 млрд. рублей.

По разделу «Здравоохранение» прогнозируется уменьшение на 4,4 млрд. рублей (42%) в основном по причине перехода на одноканальное финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования.

В 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов сохраняется социальная направленность бюджета, что соответствует основным задачам бюджетной политики на трехлетний период. Доля социальных расходов в общем объеме расходов в 2013 году будет составлять 64,7%, при формировании областного бюджета на 2012 год этот показатель предусматривался на уровне 67,5%.

Проектом бюджета не предусмотрены средства на увеличение заработной платы педагогических работников с целью ее доведения до средней заработной платы в Вологодской области и повышение заработной платы работникам учреждений культуры во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Особенностью проекта областного бюджета является наличие 6 государственных программ, которые повлияли на увеличение доли программных расходов с 16,9% в 2012 году до 38% в 2013 году в общем объеме расходов областного бюджета. При этом в течение трехлетнего периода доля программного финансирования будет снижаться и в 2015 году составит 24,8%.

С учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности в 2013 году полностью бездотационными будут 14 муниципальных районов (г. Вологда, г. Череповец, Бабаевский, Белозерский, Вологодский, Кадуйский, Шекснинский, Череповецкий, Сокольский и другие муниципальные районы) и 27 сельских и городских поселений области (г. Сокол, г. В-Устюг, Нюксенское, Шекснинское и другие поселения).

Областной бюджет в 2013 году прогнозируется с дефицитом в объеме 1,2 млрд. рублей, а в плановом периоде 2014 и 2015 годов с профицитом 3,2 и 5,7 млрд. рублей соответственно.

В 2013 году 84% объема привлеченных средств в виде банковских кредитов предусматривается направить на погашение долговых обязательств, возникших в предыдущие годы.

Одним из источников финансирования дефицита бюджета являются поступления в областной бюджет от приватизации пакетов акций (долей), находящихся в собственности области. По мнению Контрольно-счетной палаты оценка поступлений от приватизации в 2013 году требует уточнения, так как составляет всего 5% от их номинальной стоимости.

Поступление средств от продажи 2225 акций ОАО «Вологодский текстиль» номинальной стоимостью 1,1 млрд. рублей, включенных в прогнозный план приватизации имущества области на 2013 год, не планируется.

В тоже время, даже с учетом способа продажи методом публичного предложения, а это в 2 раза ниже начальной цены, стоимость пакета акций «Вологодский текстиль», составит не менее 199 млн. рублей. По оценке, выполненной по заказу акционерного общества и использованной Департаментом имущественных отношений при расчете поступлений от приватизации в 2013 году, стоимость 1 акции составляла 179 тыс. рублей.

Резервным источником финансирования дефицита также является возврат просроченной задолженности по бюджетным кредитам, предоставленных юридическим лицам на закупку зерна и продуктов его переработки, которая на 1 ноября составляла 144,9 млн. рублей.

Напряженное исполнение бюджета, необходимость привлечения кредитов в значительных объемах обуславливают величину государственного внутреннего долга области, которая на 1 января 2014 года составит 28,0 млрд. рублей. Объем государственного долга области не превышает предельных значений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса, но по-прежнему имеет критический уровень – 88,4% к общему объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений.

Расходы на обслуживание государственного долга вырастут с 1,2 млрд. рублей в 2012 году до 2,1 млрд. рублей в 2013 году и превысят общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2013 году на правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт.

Завершая свое выступление, хочу сказать, что внесенный на рассмотрение Законодательного Собрания проект закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в целом отвечает положениям бюджетного законодательства, объем предусмотренных бюджетом расходов соответствует объему доходов и поступлениям источников финансирования его дефицита.

Контрольно-счетная палата будет контролировать выполнение бюджета вместе с вами. Для этого у нас есть права, предоставленные законодательством.

Благодарю за внимание.


Возврат к списку