Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Выступления

Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год

Уважаемый Георгий Егорович!

Уважаемые участники публичных слушаний!

Контрольно-счетная палата в соответствии с положениями бюджетного законодательства провела внешнюю проверку отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год и отчетности 37 главных администраторов бюджетных средств. 

В заключении на отчет дана оценка и сделаны выводы о результатах исполнения доходной и расходной частей областного бюджета, дефицита и государственного долга Вологодской области.

В сроки, установленные законом, заключение направлено в Законодательное Собрание и Правительство области, а также размещено на официальном сайте Контрольно – счетной палаты в сети «Интернет».

В отчетном периоде поправки в закон о бюджете вносились 8-мь раз, и были связаны с изменениями основных характеристик или перераспределением бюджетных ассигнований по разделам классификации расходов.

Выполнение задач бюджетной политики, поставленных Правительством области на 2012 год, в части реалистичности и надежности бюджетных прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования, заслуживает положительной оценки. Свидетельством тому является снижающийся уровень изменений в абсолютном и относительном значениях, внесенных в основные характеристики областного бюджета, по сравнению с показателями отчета за 2011 год.

Так, областной бюджет по доходам в процессе его исполнения увеличен на 7,1 млрд. рублей, или 20,3%, при этом по налоговым и неналоговым доходам всего на 1,0 млрд. рублей. Остальная часть увеличений, а это 6,1 млрд. рублей, приходится на безвозмездные поступления.

По расходам областной бюджет был увеличен на 7,9 млрд. рублей, или 19,9%, дефицит всего на 0,7 млрд. рублей, или 16,6%, тогда как первоначально утвержденные показатели дефицита на 2011 год в сумме 4,0 млрд. рублей поправками в течение года были увеличены в 2 раза.

План по доходам в 2012 году исполнен в сумме 42,4 млрд. рублей, или на 100,4% к утвержденным назначениям. По сравнению с 2011 годом доходы увеличились на 7,8%.

Налоговые и неналоговые доходы в сумме 31,5 млрд. рублей в общем объеме доходов областного бюджета составляют 74,2%.

Основными источниками налоговых доходов областного бюджета являлись налог на прибыль – 10,9 млрд. рублей и налог на доходы физических лиц – 9,6 млрд. рублей.

Размер налога на прибыль к уровню 2011 года снизился на 9%, а налога на доходы физических лиц возрос на 9,4%. По-прежнему их доля в налоговых доходах является высокой и составляет 68,7%.

Тенденция снижения налога на прибыль в еще большем процентном выражении наблюдается и в 1 квартале текущего года.

Наибольшее увеличение поступлений налога на прибыль, как и в 2011 году, зафиксировано в химическом производстве – 1,7 млрд. рублей. Оптовая и розничная торговля занимает вторую позицию – с увеличением на 676,0 млн. рублей, при этом в 2011 году по данному виду экономической деятельности отмечалось снижение поступлений на 53,0 млн. рублей.

Поступления налога на прибыль в металлургическом производстве уменьшились на 3,5 млрд. рублей, причем в 2011 году показатель снижения составлял всего 218,0 млн. рублей.

В результате отмены региональных льгот по налогу на имущество организаций и зачисления транспортного налога с физических лиц в региональный дорожный фонд произошло существенное увеличение доли налогов на имущество в общих доходах областного бюджета – с 8,7 до 12,7%.

Неналоговые доходы областного бюджета за 2012 год исполнены в сумме 1,6 млрд. рублей. Поступления превысили уровень 2011 года на 880,0 млн. рублей, или в 2,2 раза, в основном за счет компенсации ущерба, нанесенного автодорогам области при строительстве объектов «Система магистральных газопроводов Ухта-Торжок».

Общая сумма безвозмездных поступлений за 2012 год составила 10,9 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года на 2,8%. Субсидии из федерального бюджета поступили по 41 виду расходных обязательств в сумме 3,8 млрд. рублей, субвенции по 25 видам в сумме 3,5 млрд. рублей. Их объем в безвозмездных поступлениях составил 67%.

Исполнение областного бюджета за 2012 год по расходам составило 45,2 млрд. рублей, или 95,4% к утвержденным назначениям. К уровню 2011 года меньше на 1,3 млрд. рублей, или на 2,8%.

В отчетном году в ходе корректировок бюджетных назначений был увеличен объем финансирования по 8-ми разделам классификации расходов. Наибольшее увеличение осуществлено по разделам:

  • «Здравоохранение» на 2,7 млрд. рублей, или на 34,3%;
  • «Национальная экономика» на 2,3 млрд. рублей, или на 33,6%.
  • «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 1,5 млрд. рублей, или в 3,4 раза. 

При внесении изменений был уменьшен объем финансирования по 5-ти разделам классификации расходов. Наибольшее уменьшение осуществлено по разделам:

  • «Физическая культура и спорт» на 311,7 млн. рублей, или на 41,2%;
  • «Культура, кинематография» на 256,7 млн. рублей, или на 30,1%.

Объем финансирования по разделу «Национальная оборона» не корректировался.

Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета занимают расходы по разделу «Социальная политика» – 22,9%, «Здравоохранение» – 22,7%, «Образование» – 18,3%, «Национальная экономика» – 18,2%.

Приоритеты социальной направленности областного бюджета в отчетном периоде были сохранены. Доля социальных расходов с учетом межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов составила 66,2%.

В отчетном году осуществлены расходы по одной государственной программе, 9-ти федеральным целевым программам, по 44-м долгосрочным целевым программам и по 19-ти ведомственным целевым программам в общей сумме 6,7 млрд. рублей. Но доля программного финансирования по бюджету составила всего 14,8% (в 2011 году – 19,1%).

Расходы на реализацию долгосрочных целевых программ в сумме 5,7 млрд. рублей уменьшились по сравнению с 2011 годом на 2,5 млрд. рублей, или на 30,7%.

На финансирование мероприятий в сфере образования и здравоохранения направлено 18,5 млрд. рублей. В целях реализации Указа Президента № 597 с декабря 2012 года заработная плата повышена всем педагогическим работникам в сфере общего образования. Заработная плата учителей в 4 квартале достигла уровня средней заработной платы по экономике.

В отчетном периоде продолжилась реализация комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования. В ходе реализации проекта приобретено учебно-лабораторное и компьютерное оборудование для 464 школ, более 200 тыс. экземпляров учебников пополнили библиотечные фонды. Проведен капитальный ремонт 17 школ и 4 пришкольных интернатов. Образовательные учреждения получили транспорт, оборудование для медицинских кабинетов, школьных пищеблоков и для занятий спортом.

В 2012 году продолжилась реализация Программы модернизации здравоохранения области. Расходы на проведение капитального и текущего ремонта 66 учреждений здравоохранения составили свыше 800,0 млн. рублей. На оснащение 52 учреждений медицинским оборудованием и санитарным транспортом израсходовано более 600,0 млн. рублей.

Расходы на социальную политику составили 10,3 млрд. рублей. Обеспечена реализация направлений деятельности по:

- предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям населения области (более 470 тыс. человек);

- обеспечению качественного и доступного социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан, инвалидов (около 300 тыс. человек);

- осуществлению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан (4,6 тыс. человек);

- организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей (более 82 тыс. человек).

Бюджетные ассигнования по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» исполнены в сумме 4,5 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом расходы на дорожную деятельность в целом возросли в 3,7 раза, что стало результатом создания Дорожного фонда области, расходы, за счет средств которого составили 3,9 млрд. рублей.

Однако, анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок формирования и использования средств Дорожного фонда области, показал, что предусмотренные к исполнению в 2012 году за счет средств Дорожного фонда суммы бюджетных ассигнований по целевым статьям и видам расходов не утверждаются законом об областном бюджете, а распределение планируемых расходов Дорожного фонда по направлениям использования не утверждается актами органов исполнительной власти области. Это, на наш взгляд, не позволяет осуществлять полноценный контроль за целевым использованием бюджетных средств Дорожного фонда с учетом норм, предусмотренных статьей 289 Бюджетного кодекса.

Межбюджетные трансферты исполнены в сумме 1,3 млрд. рублей. Особенностью формирования дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований области в 2012 году являлась полная, либо частичная замена дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. В результате 14 муниципальных районов области и 49 поселений имели бездотационный уровень расходов.

Объем бюджетных инвестиций в 2012 году в сумме 4,7 млрд. рублей снизился по сравнению с 2011 годом на 0,5 млрд. рублей, или на 9,4%. В значительной степени снижение обусловлено сокращением в 3,9 раза инвестиционных финансовых вложений.

На 1 января 2013 года общая сумма задолженности областного бюджета в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства составила 3,1 млрд. рублей, а общий объем незавершенного строительства на балансе Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства в 2 млрд. 250 млн. рублей, что в 2,3 раза меньше, чем годом ранее.

Данные о сокращении объемов незавершенного строительства и кредиторской задолженности позволяют говорить о том, что в области капитального строительства Правительством области в 2012 году осуществлялись меры, предусмотренные основными направлениями налоговой и бюджетной политики – а именно обеспечение финансированием объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, строительство которых ведется с привлечением кредитных ресурсов под государственные областные гарантии.

Областной бюджет за 2012 год исполнен с дефицитом 2,8 млрд. рублей, или 8,9% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.

Впервые за последние три бюджетных года одна из основных задач бюджетной политики по снижению размеров бюджетного дефицита выполнена – к уровню первоначальных назначений размер дефицита областного бюджета снизился на 1,6 млрд. рублей, или на 36,5%. Снижение размеров дефицита достигнуто за счет уменьшения расходов областного бюджета, а не увеличения доходов.

Основным источником финансирования дефицита бюджета в 2012 году явилось размещение государственного облигационного займа в объеме 4,6 млрд. рублей.

Бюджетные кредиты, привлеченные Правительством области из федерального бюджета, были направлены на досрочное погашение банковских кредитов, имеющих более высокую процентную ставку. В результате погашение областным бюджетом банковских кредитов превысило их получение.

Объем государственного долга области на 1 января 2013 года составил 29,1 млрд. рублей. Отношение объема государственного долга области к общему годовому объему доходов областного бюджета составляет 92,2% и остается на критическом уровне.

Несмотря на принимаемые Правительством области меры по сокращению государственного долга области в 2012 году он увеличился на 3,3 млрд. рублей, или на 12,7%.

Расходы на обслуживание государственного долга области за 2012 год исполнены в сумме 1,3 млрд. рублей. Уровень 2011 года превышен в 1,7 раза.

В заключении хочу сказать, что отчет об исполнении областного бюджета и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств за 2012 год соответствуют требованиям нормативных правовых актов по их составлению.

В целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств главными задачами работы Правительства области должны стать наращивание экономического потенциала и собственной доходной базы бюджета, а также обеспечение максимальной эффективности каждого вложенного бюджетного рубля во все сферы деятельности.

В условиях дефицита бюджетных средств Контрольно-счетная палата в свою очередь при поддержке депутатов и во взаимодействии с правоохранительными органами обеспечит контроль за результативным и эффективным использованием бюджетных средств и иного имущества области, правомерностью действий государственных органов, учреждений и организаций при реализации ими соответствующих полномочий.

Благодарю за внимание!


Возврат к списку