Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области Е.Н. Немцовой о результатах экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»
Уважаемый Георгий Егорович!
Уважаемые депутаты!
Контрольно-счетной палатой в соответствии с положениями бюджетного законодательства проведена экспертиза проекта закона области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов».
В заключении на законопроект, представленном Вашему вниманию, Контрольно-счетной палатой проведен анализ доходной и расходной части областного бюджета, дефицита и государственного долга области, сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации.
Общий объем доходов областного бюджета на 2014 год оценивается в сумме 40,9 млрд. рублей, что выше бюджетных назначений 2013 года с учетом ноябрьских изменений, на 0,9 млрд. рублей, или на 2,1%.
Основную долю в доходах областного бюджета в 2014 году будут составлять доходы от уплаты налога на доходы физических лиц – 31,6% (12,9 млрд. рублей), налогов на имущество – 21,5% (7,7 млрд. рублей). Налог на прибыль снизился до уровня 5,4 млрд. рублей, или на 6,9% к уточненным показателям 2013 года.
Объем безвозмездных поступлений будет корректироваться в течение года по мере принятия на уровне Российской Федерации соответствующих нормативных актов.
Оценка расчетных показателей неналоговых доходов областного бюджета, проведенная КСП области, предполагает возможность их увеличения в 2014 году на 6,5 млн. рублей. Кроме того, имеются резервы по наполнению доходной части областного бюджета в случае заключения Соглашения Правительством области с ЗАО «Ямалгазинвест» по возмещению расходов на осуществление мероприятий по укреплению автомобильных дорог (в 2012-2013 годах поступило 1,6 млрд. рублей).
Расходная часть бюджета на 2014 год прогнозируется в объеме 44,1 млрд. рублей, что ниже уточненных бюджетных назначений 2013 года на 1,8 млрд. рублей, или на 4%. Основная причина – уменьшение объема доходов и высокий уровень заимствований областного бюджета.
Несмотря на это, уровень социальной направленности бюджета по-прежнему остается высоким. Доля социальных расходов в общем объеме расходов в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов будет составлять порядка 70-71%, что выше показателей текущего года (63,4%).
Бюджетные ассигнования на реализацию Указов Президента РФ, направленных на решение неотложных проблем социально-экономического развития страны (в основном в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы), предусмотрены на 2014 год в размере 5,4 млрд. рублей, или 55,4% от потребности. В каждом году планового периода спрогнозирован рост бюджетных ассигнований на эти цели.
Впервые проект областного бюджета сформирован в программной структуре расходов, особенностью является наличие 21-й государственной программы, которые увеличили долю программного финансирования в 2014 году до 88,8%.
В 2014 году бюджетные ассигнования на осуществление инвестиций в объекты областной и муниципальной собственности составят 2,4 млрд. рублей, или в 2 раза ниже уровня 2013 года.
Объем субсидий бюджетам муниципальных образований области на осуществление дорожной деятельности за счет средств Дорожного фонда области на 2014 год планируется сократить в 2,5 раза, или на 740 млн. рублей. Передача местным бюджетам 10% доходов консолидированного бюджета области от поступлений акцизов на нефтепродукты, а это 320 млн. рублей, компенсирует только 44% общего объема сокращения трансфертов бюджетам муниципальных образований за счет средств Дорожного фонда области. Для сохранения финансирования автомобильных дорог местного значения на прежнем уровне органам местного самоуправления потребуется определение иных источников поступлений, формирующих муниципальные дорожные фонды.
С 2014 года муниципальным районам области предусмотрена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений для предоставления дотаций поселениям.
Нераспределенная часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам на плановый период 2015 и 2016 годов составит 1,6 млрд. рублей и, по сути, представляет областной резерв в плановом периоде.
Областной бюджет спрогнозирован с дефицитом в каждом периоде трехлетнего бюджетного цикла: 2014 год – 3,2 млрд. рублей, 2015 год – 2,0 млрд. рублей и 2016 год – 1,5 млрд. рублей.
Размер дефицита не превышает 10-процентный уровень от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Однако оптимистичные прогнозы по снижению его объема в 2015-2016 годах в случае увеличения долговой нагрузки на областной бюджет могут быть скорректированы. Так, в текущем году по причине недопоступления налога на прибыль дефицит увеличивается на 2,9 млрд. рублей, или в 2 раза.
В источниках финансирования дефицита на 2014 год прогнозные показатели по бюджетным ассигнованиям на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям занижены (на 2,6 млрд. рублей) – в них не учтено наличие принципалов-банкротов, имеющих просроченную задолженность, и возрастающие риски по исполнению гарантий.
В дальнейшем это может привести к увеличению долговой нагрузки на областной бюджет, так как проблемные гарантии не обеспечены надлежащим залогом.
По предложению Контрольно-счетной палаты в источниках финансирования дефицита на 2014 год учтен возврат бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из областного бюджета, в сумме 120 млн. рублей.
Ожидаемая величина государственного долга области на 1 января 2015 года составит 34,2 млрд. рублей и впервые превысит на 2% общий объем доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, при этом ограничения, установленные статьей 107 Бюджетного кодекса, соблюдаются.
В отличие от показателей областного бюджета на 2013-2015 годы предусматривается увеличение государственного долга во всех периодах трехлетнего бюджетного цикла и долговая нагрузка на областной бюджет прогнозируется критической.
Основная доля государственных заимствований запланированных в 2014-2016 годах в объеме 40,8 млрд. рублей будет направлена на погашение ранее принятых кредитных обязательств области.
При формировании и исполнении областного бюджета по-прежнему не удается выполнить главную задачу долговой политики по сдерживанию дальнейшего роста государственного долга области.
В заключении хочу сказать, что в целом областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов соответствует положениям бюджетного законодательства, и Контрольно-счетная палата рекомендует его к принятию в первом чтении.