Доклад председателя Контрольно-счетной палаты Вологодской области И.В. Карнаковой о результатах внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год
Уважаемый Георгий Егорович!
Уважаемые участники публичных слушаний!
Контрольно – счетной палатой области проведена внешняя проверка и подготовлено заключение на отчет об исполнении областного бюджета за 2013 год.
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проверена годовая бюджетная отчетность у 35 главных администраторов средств областного бюджета.
Исполнение закона об областном бюджете на 2013 год происходило в условиях замедляющихся темпов экономического роста на фоне незначительного роста индекса промышленного производства, низкого уровня безработицы, повышения потребительских цен, а также высокой волатильности курсовой динамики рубля по отношению к доллару:
· рост ВРП в 2013 году замедлился с 4,8% до 0,1%;
· индекс промышленного производства – 102,3% обеспечен в основном модернизацией действующих производств (2012г. к 2011г. – 101,3%);
· инвестиции в основной капитал снизились в 2,6 раза;
· сальдированный финансовый результат организаций в 2012 году увеличился в 1,9 раза, а в 2013 году снизился в 6,1 раза;
· внешнеторговый оборот составил 93,5% к уровню 2012 года.
Нестабильное состояние финансово-экономической системы в 2013 году подтвердило, что фундаментальные причины, лежавшие в основе возникновения кризиса 2008 – 2009 годов, полностью устранить не удалось.
В этих условиях доходы областного бюджета исполнены в сумме 40,3 млрд. рублей, или 95% к уровню 2012 года, в том числе за счет снижения налоговых и неналоговых доходов на 1,2 млрд. рублей и безвозмездных поступлений – на 0,9 млрд. рублей.
В структуре доходов областного бюджета:
– 70,4%, или 28,3 млрд. рублей составляют налоговые доходы;
– 4,8%, или 1,9 млрд. рублей - неналоговые доходы;
– 24,8%, или 10,0 млрд. рублей - безвозмездные поступления.
Первое место в объеме налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц. Объем поступлений составил 10,5 млрд. рублей, что выше уровня 2012 года на 9,3% и обусловлен ростом среднемесячной заработной платы (в номинальном выражении) теми же темпами.
Вторыми по величине поступлений являются налоги на имущество, общий объем которых составил 7,3 млрд. рублей. Темп роста на 35,6% к предыдущему году в основном связан с поэтапной отменой льгот по имуществу естественных монополий.
На протяжении докризисного десятилетия прибыль играла роль «локомотива роста» бюджета области. В 2008 году в бюджетных доходах удельный вес налога на прибыль организаций составлял 52%. (такой результат на 77% обеспечивался за счет организаций металлургического и химического производства).
Впервые в 2013 году объем поступлений по налогу на прибыль организаций в сумме 6,0 млрд. рублей понизился до уровня третьей позиции в объеме налоговых доходов. По сравнению с 2012 годом поступление уменьшилось на 45,5% в связи со снижением платежей от крупнейших налогоплательщиков, а к уровню докризисного 2008 года снижение составило в 3,5 раза.
Необходимо отметить, что налог на прибыль организаций наиболее чутко реагирует на любые изменения макроэкономических индексов, в результате на стадии планирования полностью нивелировать циклические риски его поступления от крупных организаций не удается.
Поступления по акцизам в объеме 3,8 млрд. рублей превысили уровень 2012 года на 18,4% в связи с увеличением объема производства и реализации алкогольной продукции.
Благодаря увеличению поступлений налога на доходы физических лиц, имущественных налогов и акцизов снижение доходной базы областного бюджета было минимизировано.
В сравнении с 2012 годом поступление неналоговых доходов увеличилось на 0,3 млрд. рублей, или на 19,1% в первую очередь за счет доходов от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и прочих неналоговых доходов (компенсация ущерба, нанесенного автодорогам области при строительстве объектов «Система магистральных газопроводов Ухта-Торжок»).
Для компенсации выпадающих доходов в 2013 году получена финансовая поддержка из федерального бюджета 2,8 млрд. рублей, в том числе дотации бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 2,0 млрд. рублей, которые в 2012 году не предоставлялись.
В целом безвозмездные поступления за 2013 год исполнены в сумме 10,0 млрд. рублей, или 94,3% к утвержденным назначениям и ниже уровня 2012 года на 8%.
Исполнение областного бюджета за 2013 год по расходам составило 44,2 млрд. рублей, или 97,8% к уровню 2012 года.
В структуре расходов областного бюджета наибольший удельный вес занимают:
– 23,1%, или 10,2 млрд. рублей – «Образование»;
– 22,5%, или 10,0 млрд. рублей – «Социальная политика»;
– 20,8%, или 9,2 млрд. рублей – «Национальная экономика», в том числе дорожное хозяйство (дорожные фонды) - 5,2 млрд. рублей;
– 17%, или 7,5 млрд. рублей – «Здравоохранение».
В 2013 году объем расходов, направленных местным бюджетам, составил более 36%, или 16,0 млрд. рублей в общих расходах областного бюджета (2012 год – 38,4%).
Расходы на содержание аппарата органов государственной власти области, а также государственных органов области в 2013 году составили 2,0 млрд. рублей, или меньше уровня предыдущего года на 10%.
В отчетном году осуществлены расходы по шести государственным программам, девяти федеральным целевым программам, 26-ти долгосрочным целевым программам и по тринадцати ведомственным целевым программам в общей сумме 15,8 млрд. рублей. Доля программного финансирования в областном бюджете увеличилась по сравнению с 2012 годом в 2,4 раза и составила 35,8%.
С учетом степени достижения целей и решения задач 5 из 6 государственных программ, реализация которых осуществлялась в 2013 году, признаны эффективными. В этих программах достигнуты установленные плановые значения целевых показателей (индикаторов).
Приоритеты социальной направленности областного бюджета в отчетном периоде были сохранены. Расходы на социальную сферу в 2013 году составили 28,7 млрд. рублей, или 64,8% в общем объеме расходов областного бюджета (в 2012 году – 66,2%).
в 2013 году:
– осуществлялась реализация приоритетного национального проекта «Образование» и других мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач в региональной системе образования;
– завершена реализация Программы модернизации здравоохранения на 2011 – 2013 годы, все учреждения здравоохранения области переведены из муниципальных систем в единую государственную систему;
– в области социальной защиты оказывается значительный перечень различных видов поддержки отдельным категориям граждан.
Бюджетные ассигнования по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» по сравнению с предыдущим годом выросли более чем на 15%. По итогам 2013 года в Департаменте дорожного хозяйства числится кредиторская задолженность в сумме 355 млн. рублей по содержанию, строительству и реконструкции автодорог, которая является санкционированной вследствие сокращения в течение года бюджетных ассигнований на указанные цели. Возникновение задолженности наряду с увеличением объема ассигнований по другим направлениям (в частности, на ремонт автодорог) свидетельствует о недостатках в планировании бюджетных назначений по мероприятиям дорожного хозяйства.
Межбюджетные трансферты общего характера исполнены в сумме 1,1 млрд. рублей. При формировании дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в 2013 году применялась полная, либо частичная замена дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. В результате 17 муниципальных районов (городских округов) области и 47 поселений имели бездотационный уровень расходов.
Основными причинами неисполнения областного бюджета по расходам к уровню утвержденных назначений на 1,8 млрд. рублей являлись: поступление средств из федерального бюджета в декабре 2013 года; уменьшение потребности в расходах и заявительный характер возможных получателей средств; экономия по результатам торгов.
Областной бюджет за 2013 год исполнен с дефицитом 3,9 млрд. рублей, или 13,1% при первоначально планируемом дефиците в 3,6% от объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Одной из причин увеличения размера бюджетного дефицита явилось снижение налоговых поступлений областного бюджета.
Основным источником финансирования дефицита бюджета явились банковские кредиты в объеме 4,9 млрд. рублей, по которым процентная ставка за пользование выше, чем по бюджетным кредитам.
Исполнение областного бюджета по иным источникам финансирования дефицита характеризовалось невыполнением плана приватизации акций, находящихся в собственности области и исполнением государственной областной гарантии ООО «Стройнефтегаз».
Объем государственного долга области на 1 января 2014 года увеличился на 9,7% и составил 31,9 млрд. рублей. Отношение объема долга к объему налоговых и неналоговых доходов составляет 105,3% и продолжает оставаться на критическом уровне.
В 2013 году принимаемые Правительством области меры привели к снижению темпов его роста по сравнению с предыдущим годом на 3% пункта. Вместе с тем, для достижения цели по сдерживанию и (или) уменьшению государственного долга области необходимо решить главную задачу, связанную с покрытием расходов доходами и образованием остатка средств, который может быть использован для досрочного погашения кредитов.
По причине роста государственного долга области увеличились расходы на его обслуживание к уровню 2012 года в 1,4 раза и составили 1,8 млрд. рублей.
По проблемным государственным областным гарантиям, выданным до 1 января 2014 года необходимо принятие мер, направленных на повышение степени ликвидности (замену) предметов залога, а в случае банкротства юридического лица (принципала) предъявление требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества.
В заключении своего выступления хочу отметить, что отчет об исполнении областного бюджета и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств за 2013 год соответствуют требованиям нормативных правовых актов по их составлению.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов главными задачами текущего бюджетного цикла являются обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном исполнении принятых обязательств. Наряду с этим возрастает роль программно-целевых методов управления, влияющих на качество исполнения бюджета.
Благодарю за внимание!