20 ноября 2015
Председатель Контрольно-счетной палаты Вологодской области Ирина Карнакова приняла участие в публичных слушаниях по прогнозу социально-экономического развития Вологодской области и проекту закона области «Об областном бюджете на 2016 год»
Председатель КСП области Ирина Карнакова выступила на публичных слушаниях с докладом о результатах экспертизы проекта закона области «Об областном бюджете на 2016 год».
При разработке проекта бюджета на 2016 год Правительством в качестве основного принят базовый вариант социально-экономического развития Вологодской области на 2016 – 2018 годы. Ирина Карнакова отметила, что реализация прогноза будет зависеть как от внешних факторов, связанных с продолжительностью действия взаимных санкций, так и в значительной степени от реализации возможностей по активизации внутренних факторов и эффективного использования бюджетных ресурсов.
Общий объем доходов областного бюджета оценивается в 49,9 млрд. рублей с увеличением к назначениям 2015 года на 7,7% (3,6 млрд. рублей). Основную долю в доходах бюджета будут составлять налоговые и неналоговые доходы – 85,9%, что указывает на достаточную степень финансовой независимости бюджета.
Основу собственных доходов составляют налоги: на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество организаций и акцизы. На общем фоне прогноза налоговых доходов выделяется рост налога на прибыль, составляющий 74% (4,7 млрд. рублей) к уровню 2015 года.
Анализ исполнения областного бюджета, результаты контрольных мероприятий и оценка расчетных показателей указывают на имеющиеся возможности по увеличению доходной части бюджета. Потенциальным резервом увеличения доходов является сокращение совокупной задолженности перед областным бюджетом.
Расходы областного бюджета оцениваются в 46,0 млрд. рублей с уменьшением к назначениям 2015 года на 3,8% (1,8 млрд. рублей).
Председатель КСП области акцентировала внимание, что в соответствии с Бюджетным кодексом областной бюджет сформирован на основе 20 государственных программ в объеме 42,7 млрд. рублей, или 92,8% от общего объема расходов. Расходы на государственную программу «Оказание содействия добровольному переселению в Вологодскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2015-2020 годы» в проекте областного бюджета не предусмотрены. Отдельные показатели госпрограмм не в полной мере увязаны с объемами финансирования. Анализ соответствия целевых значений ряда показателей проектов госпрограмм свидетельствует о сохраняющемся расхождении с целевыми значениями аналогичных показателей (индикаторов), приведенных в документах стратегического планирования.
Основу расходов проекта бюджета составят направления, являющиеся приоритетными для области: социальная поддержка жителей области, поддержка и развитие образования, здравоохранения, развитие дорожного хозяйства, поддержка сельского хозяйства.
Расчеты планируемых бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в 2016 году конкретных положений Указов Президента РФ заложены в размере 88,7%. В проекте бюджета не запланированы ассигнования на реализацию Указов Президента РФ почти на 1,4 млрд. рублей, в том числе: на обеспечение граждан доступным и комфортным жильем (0,7 млрд. рублей), совершенствование системы государственного управления (0,6 млрд. рублей) и экономическое развитие (0,1 млрд. рублей).
В последние годы наметилась положительная тенденция – снижения объема дефицита с 4,0 млрд. рублей в 2013 году до 1,4 млрд. рублей в 2015 году. Бюджет на 2016 год сформирован с профицитом в сумме 4,0 млрд. рублей. Ирина Карнакова указала на то, что выполнить задачу по переходу с дефицитного бюджета на профицитный будет крайне сложно, в результате влияния объективных причин, к которым можно отнести недостаточность доходов бюджета и дополнительные расходы, возникающие в процессе его исполнения.
По итогам рассмотрения проекта закона области «Об областном бюджете на 2016 год» Контрольно-счетной палатой области сделаны выводы и даны соответствующие рекомендации.
В заключение выступления Ирина Карнакова отметила, что состав и содержание законопроекта в основном отвечают положениям бюджетного законодательства при условии внесения изменений в проект закона в части устранения несоответствий Бюджетному кодексу. В обстановке новой реальности, связанной с изменением внешних и внутренних условий, а также заложенных рисков, исполнение бюджета будет напряженным как по доходной, так и по расходной его части.