Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Порядок разработки стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов Контрольно-счетной палаты Вологодской области

УТВЕРЖДЕН

решением коллегии
Контрольно-счетной палаты Вологодской области
от «10» марта 2015 года №4
(в ред. решения коллегии КСП от 29.09.2017 №35)

(приложение)

Порядок разработки стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов Контрольно-счетной палаты Вологодской области

1. Общие положения

1.1. Порядок разработки стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – Порядок) разработан в целях установления общих принципов, правил и процедур методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности (далее – методологическое обеспечение деятельности, объект стандартизации) Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП).

1.2. Настоящий Порядок определяет:

виды документов по методологическому обеспечению деятельности КСП, основные требования к их содержанию;

процедуру разработки и утверждения стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов КСП;

механизм проведения мониторинга применения стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов КСП на предмет их актуальности и соответствия действующему законодательству;

порядок внесения изменений в стандарты внешнего государственного финансового контроля и методические документы КСП и признания их утратившими силу.

1.3. Методологическое обеспечение деятельности КСП состоит в формировании системы стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов, регулирующих осуществление контрольной и экспертно-аналитической деятельности, в целях содействия качественному выполнению полномочий КСП, повышению уровня эффективности ее деятельности.

1.4. Общее руководство методологическим обеспечением деятельности КСП осуществляет председатель КСП.

1.5. Проекты стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов КСП с учетом специфики их содержания разрабатываются специалистами КСП, в пределах их компетенции.

1.6. Проекты стандартов внешнего государственного финансового контроля КСП подлежат независимой антикоррупционной экспертизе.

2. Виды документов по методологическому обеспечению деятельности КСП, основные требования к их содержанию

2.1. Стандарты внешнего государственного финансового контроля КСП (далее – стандарты) – нормативные документы, утверждаемые решениями коллегии КСП, определяющие обязательные принципы, характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления полномочий КСП в сфере внешнего государственного финансового контроля.

2.2. Стандарты подразделяются на две группы: «Общие стандарты» и «Специализированные стандарты».

2.3. «Общие стандарты» - это стандарты, определяющие общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий как форм осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

К группе «Общих стандартов» относятся стандарты, регламентирующие общие правила проведения контрольного, экспертно-аналитического мероприятия, а также контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных КСП.

2.4. «Специализированные стандарты» - это стандарты, определяющие порядок проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также стандарты, дополняющие или раскрывающие отдельные положения общих стандартов для регулирования отдельных вопросов осуществления контрольной, экспертно-аналитической и иных видов деятельности КСП.

К группе «Специализированных стандартов» относятся две подгруппы стандартов:

стандарты внешнего контроля областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, которые должны регламентировать порядок осуществления предварительного и последующего контроля (далее - стандарты контроля бюджета);

стандарты, регламентирующие вопросы методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП, не охваченные группой общих стандартов и подгруппой стандартов контроля бюджета, в частности, стандарты по организации и проведению совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2.5. В зависимости от принадлежности стандарта к определенной группе каждому из утвержденных стандартов присваивается код и номер в пределах группы (подгруппы) согласно системе стандартов КСП (приложение к настоящему Порядку).

2.6. Методические документы содержат описание способов реализации положений стандартов или отдельных процедур осуществления видов деятельности КСП.

К методическим документам относятся:

классификатор – документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных групп;

методика – документ, содержащий описание различных способов реализации положений нормативного документа или осуществления отдельных видов деятельности в КСП;

методические указания – документ, содержащий описание обязательных для выполнения способов реализации положений нормативных документов или осуществления отдельных видов деятельности КСП;

методические рекомендации – документ, содержащий описание рекомендуемых для выполнения способов реализации положений нормативных документов или осуществления отдельных видов деятельности КСП.

2.7. Стандарты и методические документы КСП должны отвечать следующим основным требованиям:

целесообразности – соответствовать поставленным целям их разработки;

четкости и ясности – обеспечивать однозначность понимания изложенных в них положений;

логической стройности – обеспечивать последовательность и целостность изложения их положений, исключать внутренние противоречия;

полноты (существенности) – достаточно полно охватывать регламентируемый ими предмет;

преемственности и непротиворечивости – обеспечивать взаимосвязь и согласованность с ранее принятыми стандартами и методическими документами КСП, не допускать дублирование их положений;

подконтрольности выполнения – содержать положения, обеспечивающие возможность объективного контроля выполнения их положений;

единства терминологической базы – обеспечивать одинаковую трактовку применяемых в них терминов.

Стандарты и методические документы КСП не могут противоречить федеральному и областному законодательству.

2.8. Стандарты и методические документы КСП подготавливаются с соблюдением Инструкции по делопроизводству в КСП.

2.9. Стандарты в отношении органов государственной власти области и государственных органов области, органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных учреждений и унитарных предприятий области, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований области утверждаются КСП в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации, в отношении иных организаций - в соответствии с общими требованиями, установленными федеральным законом.

2.10. Стандарт КСП должен иметь следующую структуру:

1) общие положения, определяющие:

правовые основания разработки стандарта - перечень правовых актов, являющихся основанием для разработки стандарта;

взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на другие стандарты КСП или их отдельные положения, с учетом которых должен применяться данный стандарт;

взаимосвязь с нормативно-правовой базой - перечень нормативных правовых актов, которыми сотрудник КСП должен руководствоваться при выполнении требований стандарта;

обоснование необходимости стандарта - описание назначения стандарта, его целей и задач, конкретных проблем, решение которых обеспечивается его применением;

описание сферы применения стандарта - общая характеристика деятельности КСП, которую регулирует стандарт (объект стандартизации), указание при необходимости категорий сотрудников КСП, которые должны руководствоваться стандартом;

особенности применения стандарта (при необходимости) - перечень случаев и условий, при которых стандарт не должен применяться либо применение стандарта является приоритетным по сравнению с другими стандартами;

определение основных терминов и понятий (при необходимости) - перечень терминов и понятий, используемых в стандарте, с их определениями либо указание на другие документы, устанавливающие определения используемых в стандарте терминов и понятий;

2) основная часть - описание принципов, характеристик, правил и процедур осуществления деятельности КСП, регулируемой стандартом:

общие принципы и подходы к осуществлению соответствующей деятельности;

необходимые этапы и процедуры осуществления соответствующей деятельности;

состав и содержание формируемых в ходе осуществления соответствующей деятельности документов;

иные требования к порядку осуществления соответствующей деятельности;

3) приложения (при необходимости).

3. Разработка и утверждение стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов КСП

3.1. Разработка стандартов и методических документов КСП осуществляется в следующей последовательности:

исследование необходимости разработки стандарта или методического документа;

разработка проекта стандарта или методического документа;

рассмотрение и согласование проекта стандарта или методического документа аудиторами и другими заинтересованными лицами КСП;

осуществление независимой и антикоррупционной экспертизы проектов стандартов;

представление согласованного проекта стандарта или методического документа на рассмотрение и утверждение коллегии КСП в порядке, установленном Регламентом КСП.

3.2. Разработка исполнителем проекта стандарта или методического документа включает в себя следующие процедуры:

сбор необходимой информации, ее изучение и обобщение;

подготовку проекта стандарта или методического документа.

3.3. Рассмотрение и согласование проекта стандарта или методического документа осуществляется главным советником КСП, аудиторами и другими заинтересованными лицами КСП.

Замечания и предложения по проекту стандарта или методического документа оформляются в письменном виде и передаются исполнителю.

Исполнитель обеспечивает доработку проекта стандарта или методического документа путем внесения в него предлагаемых изменений.

Доработанный проект стандарта или методического документа подлежит согласованию с лицами указанными в настоящем пункте Стандарта.

3.4. Проект стандарта размещается на официальном сайте КСП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на едином региональном интернет-портале «Портал противодействия коррупции в Вологодской области» (http://anticorrupt.gov35.ru) для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Предметом независимой антикоррупционной экспертизы является выявление в проекте стандарта коррупциогенных факторов.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, имеющими аккредитацию экспертами по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

КСП размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на едином региональном интернет-портале «Портал противодействия коррупции в Вологодской области» проекты стандартов, за исключением проектов стандартов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, а также размещает информацию о сроке и порядке направления заключений по проекту стандарта.

С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект стандарта должен быть доступен для проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Срок, отведенный для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не может быть менее семи дней со дня размещения проекта стандарта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По результатам независимой антикоррупционной экспертизы составляется заключение, которое направляется в КСП для рассмотрения.

КСП рассматривает все поступившие заключения в порядке, установленном приказом КСП, и в тридцатидневный срок со дня их получения направляет отправителю заключения мотивированный ответ.

Непоступление на проект стандарта КСП заключений независимой антикоррупционной экспертизы в срок, отведенный для ее проведения, не является препятствием для прохождения дальнейшего согласования.

Проекты стандартов также подлежат направлению в прокуратуру области для проведения антикоррупционной экспертизы не менее чем за пять календарных дней до их принятия.

3.5. По результатам рассмотрения проекта стандарта или методического документа председатель КСП принимает решение о его готовности для рассмотрения на коллегии КСП, либо иное решение, связанное с необходимостью его доработки.

3.6. Стандарты и методические документы КСП утверждаются решениями коллегии КСП.

В течение 5 календарных дней со дня принятия решение коллегии КСП об утверждении стандарта направляется в прокуратуру области для проведения антикоррупционной экспертизы.

Стандарт и методический документ вступает в силу с даты принятия решения коллегии КСП о его утверждении, если в тексте решения коллегии КСП о его утверждении не предусмотрено иное.

Срок действия стандарта и методического документа не ограничивается, за исключением случаев, когда это обусловлено временным характером действия документа, указанным в его наименовании или в тексте.

3.7. Оригиналы стандартов и методических документов на бумажных носителях хранятся в соответствии с номенклатурой дел КСП.

4. Мониторинг применения стандартов внешнего государственного финансового контроля и методических документов КСП

4.1. КСП области ведет постоянный мониторинг применения стандартов и методических документов. По результатам мониторинга определяется необходимость внесения изменений в стандарт или методический документ или признания их утратившим силу.

4.2. В ходе проведения мониторинга применения стандарта или методического документа:

определяется его соответствие федеральным и областным нормативным правовым актам, а также стандартам или методическим документам КСП;

определяется соответствие результатов применения стандарта или методического документа задачам, поставленным в данном документе, устанавливается наличие проблем и недостатков, возникающих при его практическом применении;

выявляется необходимость дополнительной регламентации сферы действия данного документа.

4.3. Если в ходе проведения мониторинга применения стандарта или методического документа, установлена необходимость внесения изменений в данный документ, сотрудником КСП, установившим такую необходимость, на имя председателя КСП готовится аргументированное предложение о внесении изменений в форме служебной записки. Внесение изменений в стандарт или методический документ, либо признание их утратившими силу по результатам проведения мониторинга применения осуществляется в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

5. Внесение изменений в стандарты и методические документы, признание их утратившими силу

5.1. Внесение изменений в стандарты и методические документы осуществляется в целях поддержания соответствия методологического обеспечения деятельности КСП потребностям внешнего государственного финансового контроля, приведения их в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Вологодской области, иными нормативными правовыми актами, а также в целях повышения системности и качества выполнения полномочий КСП.

5.2. Внесение изменений в стандарт или методический документ осуществляется, если необходимо:

привести стандарт или методический документ в соответствие с вновь принятыми нормативными правовыми актами;

устранить дублирование или противоречия положений стандарта или методического документа с новыми стандартами или методическими документами, утвержденными в КСП;

исключить ссылки на стандарты или методические документы, которые признаны утратившими силу;

более точно регламентировать или детализировать процессы осуществления различных форм и видов деятельности КСП;

исправить опечатки, ошибки или иные неточности, обнаруженные в стандарте или методическом документе после его утверждения;

в иных обоснованных случаях.

5.3. Необходимость внесения изменений в стандарт или методический документ или признания его утратившим силу определяется по результатам мониторинга применения стандарта или методического документа.

5.4. Стандарт или методический документ признается утратившим силу в следующих случаях:

в силу требований, установленных вновь принятыми федеральными и (или) областными нормативными правовыми актами;

взамен данного стандарта или методического документа утвержден новый документ КСП;

положения стандарта или методического документа включены в другой утвержденный документ КСП;

изменились отдельные формы или виды деятельности КСП, регламентируемые данным стандартом или методическим документом;

истек срок действия стандарта или методического документа;

в иных обоснованных случаях.

Стандарт или методический документ подлежит признанию утратившим силу в случае, если объем вносимых в него изменений превышает 50 процентов текста, а также в случае необходимости существенного изменения его структуры. В этом случае, взамен действующего разрабатывается новый документ.

Разработка нового стандарта или методического документа осуществляется в соответствии с процедурами, установленными в разделе 4 настоящего Порядка.

5.5. Внесение изменений в стандарт или методический документ или признание его утратившим силу оформляется решением коллегии КСП.

Изменения, внесенные в стандарт или методический документ, вступают в силу, или документ признается утратившим силу, с даты принятия соответствующего решения коллегии КСП, если в решении коллегии КСП не предусмотрено иное.

6. Осуществление контроля за исполнением положений настоящего Порядка

6.1. Контроль за исполнением положений настоящего Порядка осуществляется председателем КСП.


Приложение к Порядку

Система стандартов Контрольно-счетной палаты Вологодской области

№ п/п Код Наименование группы стандартов Характеристика
1 2 3 4
1 СФК 1-… Общие стандарты Стандарты, определяющие общие требования, характеристики, правила и процедуры проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий как форм осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности
2 СФК 2-… Специализированные стандарты Стандарты, определяющие порядок проведения совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также стандарты, дополняющие или раскрывающие отдельные положения общих стандартов для регулирования отдельных вопросов осуществления контрольной, экспертно-аналитической и иных видов деятельности КСП
2.1 СФК 2.1-… Стандарты контроля бюджета Стандарты внешнего контроля областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, регламентирующие порядок осуществления предварительного и последующего контроля
2.2 СФК 2.2-… Стандарты, регламентирующие вопросы методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности КСП Стандарты, не охваченные группой общих стандартов и подгруппой стандартов контроля бюджета, в частности, стандарты по организации и проведению совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий