Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований

Утверждены
Решением коллегии
Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от 26 декабря 2013 года №69

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СТАНДАРТАМ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Вологодской области

1. Общие положения

1.1. Общие требования к стандартам внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Вологодской области, утвержденные решением коллегии Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее - Общие требования), разработаны в соответствии с положениями Федерального закона от 7 февраля 2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и закона области от 12 июля 2011г. №2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области».

1.2. Целью Общих требований является унификация подходов контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Вологодской области (далее – контрольно-счетные органы) к разработке стандартов внешнего муниципального финансового контроля, обеспечивающих соответствие разрабатываемых стандартов законодательству Российской Федерации, законодательству Вологодской области и международным стандартам в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности, муниципальным правовым актам.

1.3. Задачей Общих требований является определение требований к структуре и содержанию стандартов внешнего муниципального финансового контроля для контрольно-счетных органов.

1.4. Общие требования распространяются на стандарты внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов местного самоуправления, муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований Вологодской области, утверждаемые контрольно-счетными органами.

1.5. Контрольно-счетные органы при утверждении стандартов внешнего муниципального финансового контроля вправе использовать стандарты Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-счетной палаты Вологодской области, а также типовые стандарты Союза муниципальных контрольно-счетных органов России.

1.6. Стандарты внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетных органов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Вологодской области, муниципальным правовым актам.

При подготовке стандартов внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетных органов учитываются стандарты ИНТОСАИ и другие международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.

2. Назначение стандартов внешнего муниципального финансового контроля

2.1. Стандарты внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетных органов (далее - стандарты контрольно-счетных органов) - это нормативные документы, утверждаемые контрольно-счетными органами, определяющие обязательные принципы, характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля.

2.2. Контрольно-счетные органы разрабатывают стандарты внешнего муниципального финансового контроля исходя из основных принципов контроля и общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и Контрольно-счетной палатой Вологодской области, с учетом особенностей муниципального образования области.

2.3. Стандарты контрольно-счетных органов регламентируют профессиональную деятельность должностных лиц контрольно-счетных органов и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов между должностными лицами контрольно-счетных органов и их руководством, между контрольно-счетным органом и иными контролирующими органами, между контрольно-счетным органом и объектом проверки, между контрольно-счетным органом и организациями, защищающими общественные интересы, а также между должностными лицами.

2.4. Применение стандартов контрольно-счетных органов, разработанных в соответствии с Общими требованиями, призвано обеспечить соблюдение основных принципов внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.

3. Общие требования к структуре стандарта контрольно-счетного органа

Структура стандарта контрольно-счетного органа должна соответствовать Общим требованиям.

Стандарт контрольно-счетного органа должен иметь следующую структуру:

а) титульный лист;

б) содержание;

в) регламентирующие параметры - ссылки на российские и (или) международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

г) общие положения - обоснование необходимости стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;

д) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;

е) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов;

ж) определение основных принципов и методик - описание подходов контрольно-счетного органа, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;

з) перечень документов, которые должностное лицо контрольно-счетного органа должно составить согласно требованиям стандарта;

и) перечень нормативных актов, которыми должностное лицо контрольно-счетного органа должно руководствоваться при выполнении требований стандарта (при необходимости);

к) приложения (при необходимости).

4. Общие требования к содержанию стандартов контрольно-счетного органа

Стандарты контрольно-счетного органа должны отвечать следующим основным требованиям:

целесообразности - соответствовать поставленным целям их разработки;

четкости и ясности - обеспечивать однозначность понимания изложенных в них положений;

логической стройности - обеспечивать последовательность и целостность изложения их положений, исключать внутренние противоречия;

полноты (существенности) - достаточно полно охватывать регламентируемый ими предмет;

преемственности и непротиворечивости - обеспечивать взаимосвязь и согласованность с ранее принятыми нормативными (методическими) документами контрольно-счетных органов, не допускать дублирование их положений;

подконтрольности выполнения - содержать положения, обеспечивающие возможность объективного контроля выполнения их положений;

единства терминологической базы - обеспечивать одинаковую трактовку применяемых в них терминов.

Стандарты контрольно-счетного органа должны устанавливать правила, регулирующие следующие вопросы: планирования контрольной и экспертно-аналитической деятельности; сбора доказательств при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; документирования; отчетности; управления контрольной деятельностью; обеспечения контроля качества контрольной деятельности и др.

Стандарты контрольно-счетного органа рекомендуется подразделить на две группы: стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа и стандарты финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом.

Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (далее - СОД КСО) должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры организации и осуществления в контрольно-счетном органе методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими контрольными органами, других видов деятельности.

Стандарты финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом (далее - СФК КСО), должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа.

4.1. Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (СОД КСО)

4.1.1. СОД КСО по организации методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление общих принципов, правил и процедур методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа (далее - методологическое обеспечение).

Методологическое обеспечение состоит в формировании и совершенствовании системы взаимоувязанных стандартов и методических документов контрольно-счетного органа, регулирующих осуществление его контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целях содействия качественному выполнению задач контрольно-счетного органа, повышению уровня эффективности его деятельности.

Задачами методологического обеспечения являются:

обеспечение стандартами и методическими документами процесса и процедур осуществления всех видов и форм контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа;

поддержание в актуальном состоянии, соответствующем законодательству Российской Федерации, Вологодской области и муниципальным правовым актам, стандартов и методических документов контрольно-счетного органа;

совершенствование и внедрение новых методов осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа;

изучение и внедрение передового опыта высших органов финансового контроля иностранных государств, Счетной палаты Российской Федерации и Контрольно-счетной палаты Вологодской в области методологического обеспечения.

Решение задач методологического обеспечения контрольно-счетного органа осуществляется путем:

разработки стандартов и методических документов контрольно-счетного органа;

проведения мониторинга положений стандартов и методических документов контрольно-счетного органа на предмет их актуальности и соответствия действующему законодательству;

внесения изменений в действующие стандарты и методические документы контрольно-счетного органа.

4.1.2. СОД КСО по планированию работы контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление общих принципов, правил и процедур планирования работы контрольно-счетного органа для обеспечения эффективной организации осуществления внешнего финансового муниципального контроля, а также обеспечения выполнения контрольно-счетным органом законодательно установленных полномочий.

Контрольно-счетный орган должен строить свою работу на основе плановых документов, разрабатываемых исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за формированием и использованием местного бюджета.

Планирование осуществляется с учетом всех видов и направлений деятельности контрольно-счетного органа.

Задачей планирования является формирование и утверждение плана работы контрольно-счетного органа.

Планирование должно основываться на системном подходе в соответствии со следующими принципами:

непрерывности планирования;

комплексности планирования (по всем видам и направлениям деятельности контрольно-счетного органа);

равномерности распределения контрольных мероприятий по главным администраторам бюджетных средств;

рациональности распределения трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов, направляемых на обеспечение выполнения задач и функций контрольно-счетного органа;

периодичности проведения мероприятий на объектах контроля;

координации планов работы контрольно-счетного органа с планами работы других органов финансового контроля.

Планирование должно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств, выделяемых контрольно-счетного органу, а также эффективность использования трудовых, материальных, информационных и иных ресурсов.

4.1.3. СОД КСО по подготовке отчета о работе контрольно-счетного органа

Целью стандарта является установление единого порядка и правил подготовки отчета о работе контрольно-счетного органа за отчетный период.

Задачами стандарта является определение структуры отчета о работе контрольно-счетного органа, порядка организации работы по подготовке отчета, общих требований к представлению документов и материалов для формирования отчета, порядка утверждения отчета о работе контрольно-счетного органа.

4.1.4. СОД КСО по организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых контрольно-счетным органом совместно с органами финансового контроля, правоохранительными, надзорными и иными органами.

Целью стандарта является регламентация деятельности контрольно-счетного органа по организации и проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий совместно с Контрольно-счетной палатой Вологодской области и контрольно-счетными органами иных муниципальных образований области, органами внутреннего финансового контроля муниципальных образований области, с налоговыми органами, органами прокуратуры, правоохранительными, надзорными, контрольными и иными органами Российской Федерации, если это предусмотрено соглашениями о сотрудничестве между контрольно-счетным органом и указанными органами (далее - иные органы).

Задачами СОД КСО являются:

определение порядка организации и подготовки проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с участием иных органов;

определение порядка взаимодействия контрольно-счетного органа с иными органами в процессе проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

установление требований по оформлению результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных с участием иных органов, и порядка их рассмотрения.

4.2. Стандарты финансового контроля контрольно-счетного органа (СФК КСО)

Стандарты финансового контроля целесообразно подразделить на группы, определяющие:

стандарты по общим правилам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, финансового аудита, аудита эффективности, иных видов аудита, а также контроля реализации результатов контрольного мероприятия (далее - СФК КСО (общие));

стандарты внешнего контроля местного бюджета (далее - СФК КСО (бюджет));

стандарты, определяющие порядок управления качеством контрольных мероприятий, основные понятия и термины, используемые в стандартах контрольно-счетного органа (далее - СФК КСО (специальные)).

4.2.1. СФК КСО (общие)

К данной группе относятся стандарты, регламентирующие общие правила проведения контрольного, экспертно-аналитического мероприятия, финансового аудита, аудита эффективности использования бюджетных средств, а также контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных контрольно-счетным органом.

4.2.1.1. Целью СФК КСО, регламентирующего общие правила проведения контрольного мероприятия, является установление общих правил, требований и процедур проведения контрольного мероприятия на всех его этапах.

Стандарт должен определить понятие и характеристики контрольного мероприятия, предмет и объекты, классификацию контрольных мероприятий по типам финансового контроля, этапы и процедуры организации контрольного мероприятия.

В стандарте должны быть представлены требования, предъявляемые к организации контрольного мероприятия, в том числе к служебным контактам сотрудников контрольно-счетного органа с должностными лицами объекта контрольного мероприятия, формированию группы должностных лиц, привлечению внешних экспертов, формированию рабочей документации.

Стандарт СФК КСО, регламентирующий общие правила проведения контрольного мероприятия, должен содержать правила и порядок оформления актов, представлений, предписаний, порядок передачи материалов контрольных мероприятий в правоохранительные органы в случаях выявления фактов незаконного использования средств местного бюджета.

4.2.1.2. Целью СФК КСО по проведению экспертно-аналитического мероприятия является установление общих правил и процедур проведения контрольно-счетным органом экспертно-аналитических мероприятий.

Стандарт должен определить понятие и характеристики экспертно-аналитического мероприятия, предмет и объекты, этапы и процедуры его организации.

В стандарте должны быть представлены требования, предъявляемые к организации, подготовке, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитических мероприятий.

4.2.1.3. Целью СФК КСО, регламентирующих проведение и оформление результатов финансового аудита и аудита эффективности, является методическое обеспечение этих типов финансового контроля в части содержания, единых требований к организации и проведению, а также оформления результатов финансового аудита и аудита эффективности использования средств местного бюджета.

В стандартах определяются особенности проведения финансового аудита и аудита эффективности, порядок оформления результатов аудита.

4.2.1.4. СФК КСО должны содержать методическое обеспечение контроля реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетным органом.

Стандарт, обеспечивающий контроль реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, должен определять правила и процедуры контроля реализации результатов проведенных мероприятий; устанавливать единый порядок организации и осуществления контроля реализации результатов проведенных мероприятий; а также порядок оформления итогов контроля реализации результатов проведенных мероприятий.

4.2.2. СФК КСО (бюджет)

Стандарты внешнего контроля местного бюджета должны регламентировать порядок осуществления предварительного и последующего контроля.

СФК КСО (бюджет) определяют порядок:

экспертизы проектов бюджета;

осуществления контроля за ходом исполнения местного бюджета;

организации и проведения внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета.

Задачами СФК КСО (бюджет) являются:

определение основных принципов и этапов проведения контроля;

установление требований к содержанию контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

определение структуры, содержания и основных требований к заключению контрольно-счетного органа;

установление взаимодействия между структурными подразделениями (должностными лицами) контрольно-счетного органа в ходе проведения предварительного и последующего контроля;

установление порядка рассмотрения и утверждения информации контрольно-счетного органа (заключения, отчета) о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представления ее в представительный орган и Главе муниципального образования области.

4.2.3. СФК КСО (специальные)

В целях методологического обеспечения вопросов контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов, не охваченных группами стандартов СФК КСО (общие) и СФК КСО (бюджет), разрабатываются СФК КСО (специальные).

СФК КСО, определяющий методологию управления качеством, должен устанавливать порядок организации и функционирования системы управления качеством контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регламентировать совокупность организационных мероприятий, методов и процедур, направленных на достижение высокого уровня эффективности контрольной деятельности контрольно-счетного органа.

СФК КСО, устанавливающий основные понятия и термины, используемые в стандартах контрольно-счетного органа, должен обеспечивать единую терминологию стандартов КСО, соответствующую законодательным актам Российской Федерации и Вологодской области и учитывающую современные отечественные и зарубежные научные и практические достижения в области контроля и аудита.

5. Заключительные положения

Применение стандартов контрольно-счетных органов, подготовленных в соответствии с Общими требованиями,

1) позволит обеспечить:

рациональную технологию и организацию проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

уменьшение трудоемкости контрольных процедур;

внедрение в практику контрольно-счетных органов научных достижений и новых технологий;

2) будет способствовать:

снижению рисков контроля;

повышению профессионализма сотрудников контрольно-счетных органов и соблюдению этических норм;

повышению качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

укреплению независимого статуса и общественного престижа контрольно-счетного органа.



Возврат к списку