Новый сайт kspvo.ru
Поиск:
Контрольно-счетная палата Вологодской области
Контрольно–счетная палата Вологодской области создана в 1997 году и на протяжении всего периода деятельности является полноправным участником бюджетного процесса в Вологодской области.
Читать далее

Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год

Утвержден
решением коллегии
 Контрольно-счетной палаты
Вологодской области
от «09» сентября 2015 года №41
(в ред. решений коллегии КСП от 24.12.2015 №68, от 20.04.2018 №15,
от 28.03.2019 №9)

Стандарт внешнего государственного финансового контроля
«Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год»

(Опубликован в газете "Красный Север" №102(27515) от 15.09.2015)


1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего государственного финансового контроля «Оперативный контроль исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», законом Вологодской области от 12.07.2011 № 2574-ОЗ «О Контрольно-счетной палате Вологодской области», Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17 октября 2014 г. № 47К (993)), внутренними документами Контрольно-счетной палаты Вологодской области (далее – КСП области).

1.2. Стандарт применяется при осуществлении оперативного контроля исполнения закона области об областном бюджете на текущий финансовый год (далее - оперативный контроль) и предназначен для использования должностными лицами КСП области, участвующими в организации и проведении соответствующего экспертно-аналитического мероприятия и подготовке информации о ходе исполнения областного бюджета (далее – бюджет).

1.3. Объектом стандартизации является деятельность КСП области по осуществлению оперативного контроля.

1.4. Целью Стандарта является установление общих правил, требований и процедур осуществления оперативного контроля, проводимого КСП области.

1.5. Задачами Стандарта являются:

- определение содержания и порядка организации оперативного контроля;

- определение общих правил и процедур осуществления оперативного контроля, включая содержание комплекса экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в его рамках, а также основные требования к оформлению результатов оперативного контроля.

1.6. Планирование мероприятий оперативного контроля осуществляется в порядке, установленном КСП области.

1.7. В Стандарте термины и понятия применяются в значении, используемом в действующем законодательстве Российской Федерации и Вологодской области.

2. Содержание оперативного контроля

2.1. Оперативный контроль – комплекс экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых КСП области, в целях определения соответствия фактически поступивших в бюджет доходов и произведенных расходов утвержденным показателям бюджета.

Оперативный контроль осуществляется на основании отчетности об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.

2.2. Задачами оперативного контроля являются:

- определение объемов поступления денежных средств в бюджет и их расходования в ходе исполнения бюджета;

- определение объема и структуры государственного долга, размеров профицита (дефицита) бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;

- сравнение фактических показателей с показателями, утвержденными законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, а также с показателями кассового плана исполнения бюджета (по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета) в текущем финансовом году, выявление и анализ отклонений от этих показателей;

- анализ рисков недополучения доходов бюджета, невыполнения принятых расходных обязательств, в том числе носящих программный характер;

- определение своевременности внесения изменений в бюджет;

- внесение предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

2.3. Предметом оперативного контроля является процесс исполнения бюджета в текущем финансовом году.

2.4. Объектами оперативного контроля являются главные администраторы средств бюджета - главные администраторы доходов бюджета, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, в том числе Департамент финансов области, как орган, организующий исполнение бюджета, и иные организации в соответствии с областью действия контрольных полномочий КСП области.

2.5. В процессе осуществления оперативного контроля анализируется соблюдение:

- принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

- установленных бюджетным законодательством требований по использованию доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете;

- ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации при перемещении бюджетных ассигнований;

- требований Бюджетного кодекса Российской Федерации при внесении изменений в закон о бюджете;

- иных требований бюджетного законодательства.

3. Нормативная правовая и информационная основы оперативного контроля

3.1. Правовой нормативной основой оперативного контроля являются:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации;

- Налоговый кодекс Российской Федерации;

- закон о бюджете;

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс, а также исполнение бюджета.

3.2. Информационной основой оперативного контроля являются:

- отчет об исполнении бюджета;

- сведения Департамента финансов области об исполнении бюджета за отчетный период текущего года;

- данные форм статистической налоговой отчетности;

- отчетность главных администраторов средств бюджета;

- отчетность о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ (при наличии);

- результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий КСП области, в ходе которых рассматривались вопросы использования средств бюджета, распоряжения и управления государственной собственностью области в текущем финансовом году;

- сведения территориального органа Федеральной службы государственной статистики;

- сведения, получаемые КСП области из общедоступных источников;

- данные, получаемые по запросам КСП области.

4. Проведение оперативного контроля

4.1. Оперативный контроль проводится в 3 этапа:

- подготовительный этап;

- осуществление оперативного контроля;

- подготовка и оформление результатов оперативного контроля.

4.2. В рамках подготовительного этапа осуществляется подготовка запросов в органы исполнительной государственной власти области.

4.3. В ходе осуществления оперативного контроля проверяется соблюдение в ходе исполнения бюджета требований бюджетного законодательства, а также анализируются:

- показатели поступления доходов в бюджет;

- показатели исполнения расходов бюджета;

- источники финансирования дефицита бюджета, состояние государственного долга;

- объем дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее образования.

4.3.1. Анализ показателей поступления доходов в бюджет включает в себя следующие вопросы:

- сравнение показателей исполнения доходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений (в том числе обусловленных макроэкономическими условиями развития экономики);

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, формах статистической налоговой отчетности и в отчетности главных администраторов доходов бюджета;

- сравнение фактических показателей исполнения доходов бюджета в отчетном периоде с показателями, сложившимися в аналогичном периоде предыдущего года, в разрезе групп доходов, отдельных видов поступлений;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета закону о бюджете, причины отклонений.

4.3.2. Анализ показателей исполнения расходов бюджета включает:

- сравнение показателей исполнения расходной части бюджета с утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений (недостатков), установление причин возникновения выявленных отклонений;

- сравнение данных, представленных в отчете об исполнении бюджета, сведениях Департамента финансов области, отчетах главных распорядителей средств бюджета;

- анализ программных расходов, произведенных в отчетном периоде;

- анализ расходов, произведенных в отчетном периоде за счет средств резервного фонда;

- соответствие плановых показателей в представленном отчете об исполнении бюджета, причины отклонений;

- сравнение показателей исполнения расходов по разделам и подразделам классификации расходов бюджета, включая результаты по подразделам наиболее значительных отклонений и нарушений (недостатков) расходов от бюджетных назначений и доведённых Департаментом финансов области объемов бюджетных ассигнований до главных распорядителей бюджетных средств, повлиявших на исполнение расходов в целом по разделу, установление причин возникновения выявленных отклонений.

4.3.3. Анализ источников финансирования дефицита бюджета и состояния государственного долга включает в себя следующие вопросы:

- сравнение привлеченных из источников финансирования дефицита бюджета средств с утвержденными показателями бюджета;

- анализ структуры источников финансирования дефицита бюджета;

- анализ объема бюджетных кредитов, предоставленных в текущем году бюджету (в случае их предоставления);

- анализ объема кредитов, полученных в текущем году от кредитных организаций (в случае их получения);

- анализ задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из бюджета;

- анализ объема бюджетных средств, размещенных на банковских депозитах (при наличии);

- анализ государственного долга по объему и структуре;

- исполнение программы государственных внутренних (внешних) заимствований, программы государственных гарантий (в случае их утверждения на текущий финансовый год).

5. Подготовка и оформление результатов оперативного контроля

5.1. Результаты оперативного контроля оформляются заключениями КСП области соответственно на отчет об исполнении бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года.
(п. 5.1 в ред. решения КСП от 24.12.2015 №68)

5.2. В заключении отражаются данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными законом о бюджете на текущий год показателями и соблюдении участниками бюджетного процесса действующего законодательства.

Заключение не должно содержать политических оценок решений, принятых органами законодательной и исполнительной власти области.

Заключение подписывается аудитором, ответственным за проведение оперативного контроля.

Примерная структура Заключения представлена в приложении к Стандарту.
(п. 5.2 в ред. решений КСП от 24.12.2015 №68, от 20.04.2018 №15, от 28.03.2019 №9)

5.3. По результатам оперативного контроля КСП области вправе направлять:

предложения в Законодательное Собрание области о целесообразности внесения изменений в закон о бюджете, иные правовые акты;

рекомендации Департаменту финансов области, главным администраторам доходов бюджета, главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета по устранению выявленных нарушений и недостатков.

5.4. Информация о ходе исполнения бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года за подписью председателя КСП области направляется в Законодательное Собрание области и Губернатору области.
(п. 5.4 добавлен решением КСП от 24.12.2015 №68)



Приложение к Стандарту


Примерная структура заключения


1. Общие положения.


2. Общая характеристика областного бюджета.


3. Анализ исполнения доходов областного бюджета.


4. Анализ исполнения расходов областного бюджета.


5. Анализ исполнения областного бюджета по источникам финансирования дефицита областного бюджета.


6. Долговые обязательства областного бюджета.


6.1. Общая характеристика государственного внутреннего долга области.


6.2. Программа государственных внутренних заимствований.


6.3. Программа государственных гарантий.


7. Выводы.


8. Предложения и рекомендации (при наличии).


9. Приложения (при наличии).